МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология девиантного родительства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Канд.психол.н., доцент, Даренских С.С.

Рецензент(ы):
Д.психол.н., Зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психология девиантного родительства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение и систематизация знаний о девиантном родительстве, но ирассмотрение привычных «традиционных» форм родительства в рамках социокультурных и правовых норм. Курс предполагает формирование представлений студентов о таких формах девиантного родительства как юное материнство, отказничество, ассоциальная многодетность и др. дает возможность овладеть теоретической базой и сформировать целостное представление о методах работы по профилактике девиантного родительства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
ПСК-4.5 способность оказывать индивидуальную и групповую психологическую помощь детям и подросткам с девиантным поведением
ПСК-4.6 готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Понятие, виды и формы, причины "девиантного родительства"
Психологические особенности детей, подвергающихся противоправным действиям
Психологические особенности взрослых способных совершать противоправные действия в отношении детей.
Причины и условия способствующие безнадзорности и беспризорности
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять факторы риска возникновения девиантного родительства
Установить доверительный контакт с ребенком для выявления совершения противоправных действий взрослых.
Оценивать риски безнадзорности и беспризорности в работе с семьей и ребенком
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Техниками профилактики девиантного родительства
Методами диагностики повыявлению лиц совершающих противоправные действия в отношении детей
Техниками и методами способствующими профилактике безнадзорности и беспризорности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология девиантного родительства
1.1. Изучение материнства и отцовства в психологии Лекции 9 0 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.2. Общая характеристика девиантного родительства Лекции 9 1 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.3. Семейные факторы формирования родительского отношения: влияние прародительской и собственной семьи Практические 9 2 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.4. Предпосылки формирования девиантного родительства: социальные, семейные, личностные факторы Сам. работа 9 12 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.5. Методы диагностики и формирования психологической готовности к родительству Лекции 9 0 ПК-9, ПК-11, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Диагностика семьи и семейного воспитания Практические 9 2 ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.7. Диагностика семьи и семейного воспитания Сам. работа 9 12 ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.8. Личностные особенности женщин, отказавшихся от новорожденных детей Лекции 9 0 ПК-9, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.9. Специфика кризиса отказа от ребенка Практические 9 2 ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5 Л1.1, Л2.1
1.10. Психологическая помощь и поддержка женщинам-отказницам Практические 9 2 ПК-9, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.11. Психологическая помощь и поддержка женщинам-отказницам Сам. работа 9 8 ПК-9, ПК-12, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
1.12. Отечественный и зарубежный опыт работы с женщинами отказавшимися от ребенка Сам. работа 9 6 ПК-9, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.13. Юное материнство и отцовство Лекции 9 1 ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5 Л1.1, Л2.1
1.14. Психологическое сопровождение юных родителей и прародителей Практические 9 1 ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.15. Профилактика юнного родительства Сам. работа 9 8 ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.16. Суррогатное материнство как форма девиантного родительства Лекции 9 1 ПК-9, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 Л1.1, Л2.1
1.17. Профилактика сурогатного родительства Практические 9 1 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.18. Асоциальная многодетность Лекции 9 1 ПК-9, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.19. Многодетность социальная помощь, психологическая поддержка. Сам. работа 9 7 ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5 Л1.1, Л2.1
1.20. Причины и последствия многодетности Практические 9 1 ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.21. Психологическое сопровождение девиантного родительства Лекции 9 1 ПК-9, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.22. Жестокое обращение с ребенком как форма девиантного родительства Лекции 9 2 ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5 Л1.1, Л2.1
1.23. Психологическая диагностика жестокого обращения Практические 9 1 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.24. Насилие в отношении детей: виды, причины, последствия. Практические 9 1 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.5 Л1.1, Л2.1
1.25. Насилие в отношении детей: виды, причины, последствия. Сам. работа 9 10 ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.26. Психологическая профилактика жестого обращения в семье Лекции 9 1 ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
1.27. Технологии и методики профилактики жестокого обращения в семье Практические 9 1 ПК-9, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.5 Л1.1, Л2.1
1.28. Технологии и методики профилактики жестокого обращения в семье Сам. работа 9 10 ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.29. Алкоголизированная семья Лекции 9 1 ПК-11, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
1.30. Беспризорность и безнадзорность как последствия жизни в алкогольной семье Сам. работа 9 2 ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.31. Беспризорность и безнадзорность как психологические категории Практические 9 1 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
1.32. Профилактика воспроизводства девиантного родительства Лекции 9 1 ПК-9, ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.33. Профилактика воспроизводства девиантного родительства Практические 9 1 ПК-11, ПК-12, ПСК-4.3, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.34. Профилактика воспроизводства девиантного родительства Сам. работа 9 7 ПК-11, ПСК-4.3, ПСК-4.5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев Психологическое консультирование и психологическая коррекция: учеб. для бакалавров Юрайт, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Ю. Меновщиков Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями: [учеб. -метод. пособие] Смысл, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.biblioclub.ru/
http://e.lanbook.com

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование.