МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Коммуникации в правовой сфере

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология права
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Воронина С.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Коммуникации в правовой сфере

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №326)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины коммуникации в правовой сфере являются формирование целостного представления об основных законах юридической коммуникации;развить у студентов интереса к фундаментальным знаниям; стимулировать потребность к оценке событий и фактов действительности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем ООП магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.актуальные проблемы коммуникативного общения в правовой сфере
3.2.Уметь:
3.2.1.адекватно применять на практике приемы ораторского искусства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения методов социологии в исследованиях специфики правового коммуникативного взаимодействия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в учебную дисциплину
1.1. Функциональные стили современного русского литературного языка. Нормы коммуникативного общения в правовой сфере. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Стилистическая специфика функционирования норм современного русского языка в сфере правовой коммуникации. Виды норм современного русского литературного языка Практические 1 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Функциональные стили современного русского литературного языка в правовой сфере. Виды норм современного русского литературного языка Сам. работа 1 26 Л1.1, Л2.1
1.4. Тексты официально-делового стиля. Деловое письмо (документы внешнего пользования)в правовой коммуникации. Речевой этикет в юридическом документе. Риторические основы публичного выступления в правовой сфере Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Риторические приемы публичной речи в правовой сфере Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.6. в правовой сфере Сам. работа 1 19 Л1.1, Л2.1
1.7. Стилистические особенности юридических текстов.Официально-деловой стиль в деятельности социолога-правоведа Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.8. Стилистические особенности текстов правовой коммуникации. Официально-деловой стиль в деятельности социолога-правоведа Сам. работа 1 15 Л1.1, Л2.1
1.9. Композиционно-смысловая структура ораторской речи. Публичное выступление. Публичное выступление (презентационная речь). Дискутивно-полемическая речь Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.10. Композиционно-смысловая структура ораторской речи. Публичное выступление. Публичное выступление (презентационная речь). Дискутивно-полемическая речь Сам. работа 1 30 Л1.1, Л2.1
1.11. Зачет 1 4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы.
1. Место теории коммуникации в системе научного знания
2. Категории «коммуникация» и «общение» как ключевые категории теории коммуникации. Понятие правовой коммуникации.
3. Функции правовой коммуникации
4. Истоки изучения правовой коммуникации.
5. Современная концепция правовой коммуникации.
6. Коммуникативный процесс и его структура
7. Модель Г. Лассуэла и ее роль для развития правовой коммуникации.
8. Линейные и нелинейные модели правовой коммуникации.
9. Социологические и психологические модели коммуникации
10. Особенности межличностной коммуникации.
11. Критерии коммуникационной компетентности.
12. Стили межличностной коммуникации.
13. Виды правовой коммуникации, коммуникация как сотрудничество
14. Проблема смысла в правовой коммуникации.
15. Коммуникационные барьеры.
16. Специфика психофизиологических и социокультурных барьеров правовой коммуникации.
17. Модели коммуникативной структуры организации и их виды.
18. Механизмы влияния коммуникативной организации на изменение организационного поведения.
19. Коммуникативный процесс принятия организационных решений
20. Коммуникативная сторона делового общения
21. Интерактивная сторона делового общения.
22. Перцептивная сторона делового общения.
23. Методы оптимизации коммуникаций в правовой сфере
24. Виды деловых коммуникаций в правовой сфере
25. Коммуникация как сотрудничество.
26. Коммуникация как конфликт.
27. Коммуникация как конфликт интересов в праве
28. Особенности межличностной коммуникации.
29. Критерии коммуникационной компетентности
30. Речевое общение как способ коммуникации.
31. Социология правовой коммуникации как отрасль знаний.
Практические задания.
1. Покажите, в чем заключаются стилистические особенности юридических текстов.
2. Приведитесобственные примеры клише и штампов в речи юриста.
3. Сравните и охарактеризуйте подстили официально-делового и юридического стиля современного русского литературного языка.
4. Покажите связь формирования правового стиля русского языка с историей общества.
5. Заполните правильно и охарактеризуйте организационный и распорядительный документ.
6. Покажите связь текстовых и языковых норм юридического документа.
7. Покажите, в чем сложность оформления юридической документации внешнего пользования.
8. Покажите взаимосвязь тропов и фигур со способы выразительности и воздействия в юридических текстах.
9. Смоделируйте выступление на процессе.
10. Покажите связь красноречия Древней Греции с современным ораторским искусством.
11. Смоделируйте речь защитника.
12. Приведите примеры дискутивно-полемической речи.
13. Смоделируйте спор, полемику, дискуссию, диспут – на правовую темухарактеристика понятий.
14. Покажите, в чем сложность стратегии и тактики ведения спора.
15. Приведите примеры из практики продуктивного/непродуктивного спора.
16. Сформулируйте правила и формулы юридического речевого этикета.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеются
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Боголюбова, Н. М. Межкультурная коммуникация в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт» , 2018 www.biblio-online.ru/book/4BB7F084-A5D2-4D44-8199-D172F791B4C3.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.edu.ru (Министерство образования и науки РФ);
Э2 2. www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум);
Э3 3. www.gain.ru (Государственная академия инноваций);
Э4 4. www.law.edu.ru (Российский образовательный правовой портал);
Э5 5. www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»);
Э6 6. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ);
Э7 7. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
Э8 8. www.mto.ru/children (Президентская программа «Дети России»)
Э9 9. www.consultant.ru (СПС «Консультант плюс»);
Э10 10. www.garant.ru (СПС «Гарант»).
Э11 2. Электронные библиотечные системы:
Э12 ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э13 ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э14 Курс в Moodl: : «Коммуникация в правовой сфере для магистров социологии права»
Э15 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.