МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы исследования конфликтов в духовной сфере

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Методы исследования конфликтов в духовной сфере

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. № 1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение студентами основных социологических методов исследования конфликтов в духовной сфере

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы и специфику применения социологических методов исследования конфликтов в духовной сфере
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать разнообразные методы исследования основных составляющих конфликтов в духовной сфере
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками описания и интерпретации результатов исследований конфликтов в духовной сфере

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Количественные методы исследования конфликтов в духовной сфере
1.1. Опросные методы исследования конфликтов в духовной сфере Лекции 3 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Опросные методы исследования конфликтов в духовной сфере Практические 3 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Опросные методы исследования конфликтов в духовной сфере Сам. работа 3 14 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Контент-анализ как метод исследования конфликтов в духовной сфере Лекции 3 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Контент-анализ как метод исследования конфликтов в духовной сфере Практические 3 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Контент-анализ как метод исследования конфликтов в духовной сфере Сам. работа 3 14 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Использование статистических данных в исследовании конфликтов в духовной сфере Лекции 3 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Использование статистических данных в исследовании конфликтов в духовной сфере Практические 3 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.9. Использование статистических данных в исследовании конфликтов в духовной сфере Сам. работа 3 14 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Качественные методы исследования конфликтов в духовной сфере
2.1. Глубинное интервью как метод исследования конфликтов в духовной сфере Лекции 3 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Глубинное интервью как метод исследования конфликтов в духовной сфере Практические 3 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Глубинное интервью как метод исследования конфликтов в духовной сфере Сам. работа 3 10 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Фокус-группа как метод исследования конфликтов в духовной сфере Лекции 3 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Фокус-группа как метод исследования конфликтов в духовной сфере Практические 3 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Фокус-группа как метод исследования конфликтов в духовной сфере Сам. работа 3 12 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. Наблюдение и эксперимент как методы исследования конфликтов в духовной сфере Лекции 3 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.8. Наблюдение и эксперимент как методы исследования конфликтов в духовной сфере Практические 3 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.9. Наблюдение и эксперимент как методы исследования конфликтов в духовной сфере Сам. работа 3 8 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Теоретические вопросы
1. Основное предназначение опросных методов.
2. Разновидности опросных методик: их преимущества и недостатки.
3. Специфика опросов при изучении конфликтов в духовной сфере.
4. Возможности опросных методов для диагностики конфликтов в духовной сфере.
5. Технология проведения контент-анализа.
6. Основные преимущества и недостатки контент-анализа.
7. Специфика контент-анализа при анализе конфликтов в духовной сфере.
8. Применение контент-анализа при диагностике конфликтов в духовной сфере.
9. Основные виды статистической информации и ее источники.
10. Содержание статистических данных и возможности их использования при анализе конфликтов в духовной сфере.
11. Статистические данные в процессе диагностики конфликтов в духовной сфере.
12. Специфика и организация проведения глубинного интервью.
13. Основные разновидности глубинного интервью.
14. Специфика глубинного интервью при изучении конфликтов в духовной сфере.
15. Возможности глубинного интервью для диагностики конфликтов в духовной сфере.
16. Сущность и предназначение фокус-группового исследования.
17. Основные этапы проведения фокус-группы.
18. Специфика фокус-группового метода при изучении конфликтов в духовной сфере.
19. Возможности фокус-группового методв для диагностики конфликтов в духовной сфере.
20. Специфика организации наблюдения.
21. Основные разновидности наблюдения.
22. Эксперимент как способ сбора социологической информации.
23. Специфика наблюдения и экспиремента при изучении конфликтов в духовной сфере.
24. Возможности наблюдения и эксперимента для диагностики конфликтов в духовной сфере.
Практические задания
1. Покажите связи, которые, на Ваш взгляд существуют между количественными и качественными методами социологических исследований
2. Разработайте программу социологического исследования конфликтов в духовной сфере
3. Проанализируйте результаты социологического исследования конфликтов в духовной сфере
4. Разработайте выборочный план социологического исследования конфликтов в духовной сфере



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Светское и религиозное понимание духовности.
2. Духовная жизнь: система показателей и индикаторов.
3. Критерии социологической оценки духовной жизни общества.
4. Роль социологии духовной жизни в постиндустриальном обществе.
5. Российская «соборность» - историческая эволюция представлений.
6. Проблема сопоставимости цивилизаций в социологии духовной жизни как проблема
сопоставимости ценностей.
7. Социологические аспекты образования как феномена культуры и социального института.
8. Образование как фактор социальной дифференциации в современном обществе.
9. Профессиональные интенции современного студенчества.
10. «Утечка мозгов» как феномен российской науки.
11. Научное и художественное творчество: социологические подходы в исследовании.
12. Искусство как предмет социологического исследования
13. Дегуманизация искусства как проблема духовной жизни современного российского
общества
14. Трансформация моральных представлений современных россиян.
15. Специфика молодежных субкультур в современной России.
16. Сравнительный анализ ценностных ориентаций верующих различных конфессий (на примере России).
17. Сектантство: сущность и причины возникновения.
18. Проблема гендерной асимметрии в религии.
19. Функциональность и дисфунциональность религии в современном мире.
20. Религиозный фанатизм: социальные источники его формирования.
21. Сущность и последствия процесса секуляризации в современном обществе.
22. Интернет и его влияние на современный стиль воспроизводства духовной жизни.
23. Интеллектуальная собственность: понятие, механизмы защиты.
24. Современные духовные искания российской интеллигенции.
25. Интеллигенция, анализ ее функциональности и дисфункциональности.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бунтовская, Л. Л. Конфликтология: учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/26BFDC59-52CF-4ECE-99EF-AF93429190AB
Л1.2 Кравченко, А. И. Методология и методы социологических исследований: учебник для вузов М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/6005DE17-D25C-4E79-873E-CBF5BF8CE6A5.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Оганян, К. М. Методология и методы социологического исследования : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/A3036E11-FA64-49F1-A0C4-BE68809B0930
Л2.2 Горшков М.К., Шереги Ф.Э., Докторов Б.З. ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ + ПРАКТИКУМ В ЭБС 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Методы исследования конфликтов в духовной сфере» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
SPSS Statistics 21
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практического занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Экзамен
Студент на экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.