МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы прикладной статистики для социологов
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-34-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Методы прикладной статистики для социологов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. № 1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.обучение студентов фундаментальным понятиям и теоретическим основам прикладной статистики, а также обучении практическим навыкам статистических вычислений в социологии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7: способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы и специфику применения статистических методов в эмпирической социологии
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать методы прикладной статистики в процессе обработки первичных и вторичных социологических данных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками интерпретации статистических данных, представленных в виде значений, коэффициентов и индексов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Методы прикладной статистики и их возможности в социологии Лекции 1 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Методы прикладной статистики и их возможности в социологии Сам. работа 1 18 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Проблемы измерения в социологии Сам. работа 1 18 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Описательные статистики Лекции 1 1 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Описательные статистики Сам. работа 1 13 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Первичное описание исходных данных Практические 1 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Первичное описание исходных данных Сам. работа 1 9 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Исследование взаимосвязи признаков Лекции 1 1 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Исследование взаимосвязи признаков Сам. работа 1 9 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Таблицы сопряженности в социологии Практические 1 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Таблицы сопряженности в социологии Сам. работа 1 9 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Многомерная регрессия Лекции 1 1 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Многомерная регрессия Сам. работа 1 9 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.14. Факторный анализ Лекции 1 1 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.15. Факторный анализ Сам. работа 1 9 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Теоретические вопросы
1. Общая характеристика методов прикладной статистики.
2. Возможности дескриптивной и индуктивной статистики.
3. Основные методы математической статистики и возможности их использования в социологических исследованиях.
4. Содержание понятия измерения в социологии.
5. Основные виды шкал в эмпирической социологии.
6. Процедура ранжирования в социологии.
7. Среднеарифметическое, мода и медиана.
8. Понятие дисперсии.
9. Коэффициент вариации.
10. Метод статистической группировки.
11. Метод типологизации информации.
12. Работа со статистическими рядами и таблицами.
13. Графическое представление статистических данных.
14. Понятие корреляционной зависимости.
15. Методы вычисления коэффициента корреляции.
16. Определение направления связи и значимости корреляции.
17. Понятие и предназначение таблиц сопряженности.
18. Структура таблицы сопряженности.
19. Статистическая значимость связи в таблицах сопряженности.
20. Построение многомерной регрессионной модели.
21. Оценка значимости коэффициентов многомерной регрессии.
22. Показатели направления и тесноты многомерной связи.
23. Оценка достоверности тесноты многомерной связи.
24. Содержание процедуры факторного анализа.
25. Основные принципы проведения факторного анализа.
26. Технология реализации факторного анализа.
27. Интерпретация данных факторного анализа.
Практические задания
1. Разработайте эмпирические показатели с использованием разных видов шкал.
2. Рассчитайте среднеарифметическое, моду и медиану.
3. Рассчитайте коэффициент вариации.
4. Осуществите статистическую группировку.
5. Проанализируйте статистическую таблицу
6. Графически представьте статистические данные.
7. Вычислите коэффициент корреляции.
8. Определите направление связи и значимость корреляции.
9. Проанализируйте таблицу сопряженности.
10. Интерпретируйте многомерную регрессионную модель.
11. Интерпретируйте данные факторного анализа.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Шкалы измерения, инвариантные алгоритмы и средние величины.
2. Вероятностные модели порождения нечисловых данных.
3. Средние и законы больших чисел.
4. Непараметрические оценки плотности.
5. Методы оценивания параметров.
6. Асимптотика решений экстремальных статистических задач.
7. Неустойчивость параметрических методов отбраковки выбросов.
8. Предельная теория непараметрических критериев.
9. Метод проверки гипотез по совокупности малых выборок.
10. Проблема множественных проверок статистических гипотез.
11. Статистический анализ числовых величин.
12. Оценивание основных характеристик распределения.
13. Методы проверки однородности характеристик двух независимых выборок.
14. Состоятельные критерии проверки однородности независимых выборок.
15. Методы проверки однородности связанных выборок.
16. Многомерный статистический анализ.
17. Восстановление линейной зависимости между двумя переменными.
18. Основы линейного регрессионного анализа.
19. Основы теории классификации.
20. Статистические методы классификации.
21. Методы снижения размерности.
22. Статистика временных рядов.
23. Методы анализа и прогнозирования временных рядов.
24. Оценивание длины периода и периодической составляющей.
25. Моделирование и анализ многомерных временных рядов.
26. Балансовые соотношения в многомерных временных рядах.
27. Структура статистики нечисловых данных.
28. Теория случайных толерантностей.
29. Статистика нечетких множеств.
30. Статистика нечисловых данных в экспертных оценках.
31. Статистика интервальных данных.
32. Интервальные данные в задачах оценивания характеристик и параметров распределения.
33. Линейный регрессионный анализ интервальных данных.
34. Интервальный дискриминантный анализ.
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Толстова Ю.Н. Математическая статистика для социологов: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/54A46CD0-D18F-4432-B382-79BC9F497F7B
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Черткова Е.А. Статистика. Автоматизация обработки информации: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/0CBA0F5B-1227-46F3-8C8E-D9BAB4AC306A
Л2.2 Энатская Н.Ю. Математическая статистика и случайные процессы: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/E7144E93-751A-44FD-A63F-B50F18195681
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Методы прикладной статистики для социологов» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2842
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практического занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Зачет
Студент на зачете отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.