Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.05. Международные отношения |
Профиль | Международное сотрудничество: экономические, политико-правовые и культурные аспекты |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_05_МС-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.
1.1. | закрепление навыков самостоятельной исследовательской деятельности магистрантов по обработке информации, связанной с международной проблематикой, а также подготовки информационно–аналитических документов, используемых в дипломатической службе Российской Федерации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01 |
УК-4 | Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия |
ОПК-2 | Способен осуществлять поиск и применять перспективные информационно-коммуникационные технологии и программные средства для комплексной постановки и решения задач профессиональной деятельности |
ОПК-5 | Способен выстраивать стратегию по продвижению публикаций по профилю деятельности в средствах массовой информации на основе базовых принципов медиаменеджмента |
ОПК-7 | Способен самостоятельно выстраивать стратегии представления результатов своей профессиональной деятельности, в том числе в публичном формате, на основе подбора соответствующих информационно-коммуникативных технологий и каналов распространения информации |
ПК-3 | Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность, включая построение стратегии аналитического исследования, сбор и анализ фактического материала и формулировку экпертного заключения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - нормативные правовые документы в своей деятельности; - основы прикладного анализа международных ситуаций. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; -анализировать социально-значимые проблемы и процессы; -составлять дипломатические документы; -профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции РФ по основным международным проблемам |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками понимания сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты гос-ударственной тайны; -основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Информация в международных отношениях | ||||||
1.1. | Роль информации в международных отношениях | Лекции | 2 | 2 | ОПК-7, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 2. Публичная и непубличная информация в международных отношениях | ||||||
2.1. | Классификация источников информации и характеристика их отдельных групп | Лекции | 2 | 2 | ОПК-2, ОПК-7, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.2. | Мировые информационные ресурсы | Практические | 2 | 2 | ОПК-2, ОПК-7, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
2.3. | Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 3. Информационное сотрудничество и противоборство в международных отношениях | ||||||
3.1. | Цифровая дипломатия | Лекции | 2 | 2 | ОПК-7, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.2. | Цифровая дипломатия | Практические | 2 | 4 | ОПК-7, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.3. | Информационный фактор в гибридных войнах | Лекции | 2 | 2 | ОПК-7, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.4. | Информационный фактор в гибридных войнах | Практические | 2 | 4 | ОПК-7, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
3.5. | Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 4. Информационный аспект «мягкой силы» в международных отношениях | ||||||
4.1. | Информационный аспект «мягкой силы» | Лекции | 2 | 2 | ОПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
4.2. | Международные индексы и рейтинги | Практические | 2 | 4 | ОПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
4.3. | Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
Раздел 5. Медиа и социальные сети в международных отношениях | ||||||
5.1. | Медиа и социальные сети в международных отношениях | Лекции | 2 | 4 | ОПК-2, ОПК-5, ОПК-7, ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
5.2. | Международная информация в эпоху «постправды» | Практические | 2 | 4 | ОПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
5.3. | Чтение текста (учебников и дополнительной литературы), конспектирование текста и выписки из него; работа с конспектом лекций, ответы на контрольные вопросы | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
5.4. | Подготовка к экзамену | Сам. работа | 2 | 28 | Л2.1, Л1.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Информационная политика как внешнеполитический инструмент 2. Публичная дипломатия 3. Политика памяти и международные отношения |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | АлтГУ | Информационно-аналитическая деятельность в международной сфере [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2018 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | П. А. Цыганков | Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929. |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Соков И. А. | Программа учебной дисциплины 'Основы информационно-аналитической работы': Учебная литература для ВУЗов | Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Министерство иностранных дел Российской Федерации | www.mid.ru | ||
Э2 | ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ АЛТАЙСКОГО КРАЯ | www.altairegion22.ru | ||
Э3 | Совет Безопасности Российской Федерации | www.scrf.gov.ru | ||
Э4 | ИНОСМИ.РУ | www.inosmi.ru | ||
Э5 | euronews | ru.euronews.com | ||
Э6 | РИАНОВОСТИ | ria.ru | ||
Э7 | Российская Газета | www.rg.ru | ||
Э8 | TASS | www.itar-tass.com | ||
Э9 | ВЕСТИ.РУ | www.vesti.ru | ||
Э10 | РАДИОРОССИИ | www.radiorus.ru | ||
Э11 | Russia Today | rt.com | ||
Э12 | АСЕАН | www.asean.org.id | ||
Э13 | Всемирная Организация Здравоохранения | www.who.ch | ||
Э14 | Всемирная Торговая Организация | www.wto.org | ||
Э15 | Всемирный Банк | www.worldbank.org | ||
Э16 | Европейский Парламент | www.europarl.eu.int | ||
Э17 | Европейский Союз | www.europa.eu.int | ||
Э18 | Международные организации, входящие в систему ООН | www.unsystem.org | ||
Э19 | Международный Комитет Красного Креста | www.icrc.org | ||
Э20 | Международный Торговый Центр (UNCTAD/WTO) | www.intracen.org | ||
Э21 | Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ (МПА СНГ) | www.iacis.ru | ||
Э22 | Межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС (МПА ЕврАзЭС) | www.ipaeurasec.org | ||
Э23 | НАТО | www.nato.int | ||
Э24 | ОБСЕ | www.osce.org | ||
Э25 | ОДКБ | www.dkb.gov.ru | ||
Э26 | ОПЕК | www.opec.org | ||
Э27 | Организация Американских Государств | www.oas.org | ||
Э28 | Организация Объединенных Наций | www.un.org | ||
Э29 | Представительства международных организаций в Женеве | geneva.intl.ch | ||
Э30 | Представительство Европейской Комиссии | www.delrus.cec.eu.int | ||
Э31 | Программа Развития ООН (UNDP) | www.undp.org | ||
Э32 | Саммит Совета Европы в Варшаве | www.coe.int | ||
Э33 | Совет Государств Балтийского моря | www.cbss.st | ||
Э34 | Совет Европы | www.coe.int | ||
Э35 | Совет Россия-НАТО (СРН) | www.nato-russia-council.info | ||
Э36 | Содружество Независимых Государств | www.cis.minsk.by | ||
Э37 | Управление Верховного комиссара ООН по правам человека | www.ohchr.org | ||
Э38 | Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) | www.infoshos.ru | ||
Э39 | ЮНЕСКО | www.unesco.org | ||
Э40 | Учебная дисциплина «Информационные аспекты международных отношений» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Acrobat Reader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения. Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершѐнность выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; знание источников и основной литературы по теме; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа. |