МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Моделирование конфликта

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
ПрофильКонфликт-менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Моделирование конфликта

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. № 956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов целостное представление о различных моделях конфликта, процедурах их построения и анализа и их роли в процессе урегулирования конфликтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, анализировать конфликт и мир с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы конфликтов и мира, определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия
ПК-3 способностью применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы и специфику процесса моделирования конфликтов
теоретические основы и специфику прикладных исследований конфликтов с использованием моделирования
3.2.Уметь:
3.2.1.моделировать конфликт с использованием разных методов
определять целесообразность использования разных методов моделирования в рамках прикладного исследования конфликта
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками использования моделирования конфликтов в процессе их анализа и диагностики
практическими навыками использования разных методов моделирования в разработке рекомендаций по разрешению конфликта

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы моделирования социальных конфликтов
1.1. Моделирование социальных процессов в научной практике Лекции 4 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.2. Моделирование социальных процессов в научной практике Практические 4 6 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.3. Моделирование социальных процессов в научной практике Сам. работа 4 12 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.4. Особенности моделирования социальных процессов и явлений Лекции 4 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.5. Особенности моделирования социальных процессов и явлений Практические 4 4 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.6. Особенности моделирования социальных процессов и явлений Сам. работа 4 12 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.7. Понятие и основные характеристики универсальной модели конфликта Лекции 4 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.8. Понятие и основные характеристики универсальной модели конфликта Практические 4 4 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.9. Понятие и основные характеристики универсальной модели конфликта Сам. работа 4 12 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Основные методы моделирования конфликтов
2.1. Структурный метод моделирования и анализа конфликтов Лекции 4 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.2. Структурный метод моделирования и анализа конфликтов Практические 4 4 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.3. Структурный метод моделирования и анализа конфликтов Сам. работа 4 12 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.4. Динамический метод моделирования и анализа конфликтов Лекции 4 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.5. Динамический метод моделирования и анализа конфликтов Практические 4 6 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.6. Динамический метод моделирования и анализа конфликтов Сам. работа 4 10 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.7. Теоретико-игровой метод моделирования и анализа конфликтов Лекции 4 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.8. Теоретико-игровой метод моделирования и анализа конфликтов Практические 4 6 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.9. Теоретико-игровой метод моделирования и анализа конфликтов Сам. работа 4 8 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Теоретические вопросы
1. Содержание понятий модели и моделирования
2. Основные функции моделей и требования к их построению.
3. Основные виды моделей.
4. Этапы построения модели.
5. Проблемы моделирования социальных процессов.
6. Моделирование социальных процессов: проблемы теории и практики.
7. Модели социальной структуры общества.
8. Моделирование демографических процессов.
9. Примеры моделирования в социально-экологической сфере.
10. Примеры моделей жизненного цикла.
11. Понятие научной модели конфликта.
12. Единая теория конфликта как основа построения универсальной модели конфликта.
13. Математический базис универсальной модели конфликта.
14. Понятие универсальной модели конфликта.
15. Определения универсальной модели конфликта.
16. Аксиомы универсальной модели конфликта.
17. Базисные теоремы универсальной модели конфликта.
18. Основные понятия структурного анализа.
19. Отношения как графические объекты.
20. Конфликтные и бесконфликтные структуры как графические объекты.
21. Создание и анализ структурной модели конфликта.
22. Основные понятия динамического моделирования.
23. Основные правила моделирования динамических систем.
24. Стабильность, линейность и хаотичность динамических систем.
25. Динамическая классификация конфликтных и бесконфликтных систем.
26. Динамические паттерны конфликта.
27. Основные положения теории игр.
28. Теоретические основы применения теории игр к анализу конфликтов.
29. Основные правила и понятия теории игр.
30. Критерий рациональности Джона фон Неймана и Оскара Моргенштерна.
31. Критерий рациональности Джона Нэша.
32. Примеры игровых паттернов конфликта.

Практические задания
1. Дана система из четырех элементов и четырех означенных отношений. Сколько существует конфликтных и бесконфликтных состояний такой системы? Нарисуйте все конфликтные и бесконфликтные состояния.
2. Создайте структурную модель конфликта по сюжету басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица».
3. Приведите пример динамического паттерна конфликта «Пределы роста».
4. Приведите пример динамического паттерна конфликта «Трагедия общих ресурсов»
5. Постройте матрицу конфликта. Найдите решение игры в соответствии с критерием рациональности Неймана и Моргенштерна (максиминные и минимаксные стратегии) и в соответствии с критерием рациональности Нэша. Интерпретируйте полученные результаты.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Специфика построения информационных моделей.
2. Основные характеристики вероятностных и детерминированных моделей.
3. Специфика применения моделирования в конфликтологии.
4. Роль моделирования в социальном познании.
5. Возможности и ограничения моделирования в социальных науках.
6. История возникновения и основные положения единой теории конфликта.
7. Преимущества и недостатки математизации социального знания.
8. Основные трудности математизации социального знания.
9. Теория графов как математическая основа анализа конфликтных структур.
10. Применение принципов системной динамики в моделировании конфликтов.
11. Теория игр как основа стратегического моделирования конфликтов.
12. Синергетические, антагонистические и конфликтные система: понятие, основные признаки, примеры.
13. Применение структурного анализа в социальных исследованиях.
14. Упорядоченные, симметричные, рефлексивные отношения в структурном анализе.
15. История возникновения и развития теории графов как раздела математики.
16. Основные теоремы структурного моделирования конфликтов.
17. Динамические свойства конфликтных и бесконфликтных систем.
18. Основные особенности системного мышления.
19. Опыт реализации системного мышления в научном знании.
20. Понятие причинной связи в динамическом моделировании.
21. История возникновения и развития математической теории игр.
22. Основные подходы к определению рационального решения в теории игр.
23. Труд Томаса Шеллинга «Стратегия конфликта» и его вклад в развитие теории игр и конфликтологического знания.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лопарев, А. В., Знаменский Д. Ю. Конфликтология: учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Солодянкина О.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/9522632B-DFF5-4970-BAAF-9DA2B4C4CADB
Л1.3 Шагин, В.Л. Теория игр: учебник и практикум М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/63D26079-5A27-41A4-A405-5C673DE5DA48
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бунтовская, Л. Л Конфликтология : учебное пособие для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/6CBED0CF-656E-4A94-8DFC-BAA67F70825C
Л2.2 Челноков, А.Ю. Теория игр: учебник и практикум для бакалвриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/18725F67-CEE5-4EF4-BFFD-E672FE78BCA1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Моделирование конфликта» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практического занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Зачет
Студент на зачете отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.