МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ритмичность природных процессов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтная архитектура
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_ЛА-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Барышникова О.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Ритмичность природных процессов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.03.10 ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015г. №194)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 26.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 26.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать представление о ритмичности природных процессов и проблемах, связанный с ее изучением.
Задачи:
- познакомиться с основными понятиями ритмичности;
- освоить методы исследования ритмических процессов;
- сформировать представления об особенностях и причинах космических ритмов;
- сформировать навыки практического использования закономерностей ритмичности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности
ОПК-2 пониманием роли основных компонентов урбоэкосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных климатических, географических условиях с учетом техногенной нагрузки
ПК-5 готовностью к выполнению работ по инвентаризации на объектах ландшафтной архитектуры и мониторинга их состояния
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.причины и следствия ритмичности природных процессов и проблемы исследования ритмов природы;
влияние природных ритмов на объекты ландшафтной архитектуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять параметр, наилучшим образом характеризующий исследуемый ритмический процесс;
устанавливать уровень иерархии процесса вызывающего изменчивость показателей на входе и на выходе из геосистем;
устанавливать взаимосвязи между ритмами разной продолжительности;
устанавливать закономерности пространственно-временной организации природных процессов;
проводить мониторинг состояния объектов ландшафтной архитектуры с учетом ритмичности природных процессов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.определения экзогенных и эндогенных переменных исследуемого процесса;
исследования временных рядов параметров природных процессов;
практического использования закономерностей ритмичности природных процессов;
использования основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия теории ритмичности природных процессов.
1.1. Понятие «ритмичность» и иерархия космических ритмов. Особенности космических ритмов. Лекции 7 2 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Иерархия космических ритмов Сам. работа 7 7 ОПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Методы изучения ритмичности природных процессов.
2.1. Астрономические и гляцо-геоморфологические методы Лекции 7 2 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Реферирование научных статей Сам. работа 7 12 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Палеогеографические методы Лекции 7 2 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Правило Иверсена-Гричук Практические 7 2 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Космические ритмы.
3.1. Геологический ритм. Лекции 7 2 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Влияние космических ритмов на эволюцию геосистем Сам. работа 7 10 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Теория Меланковича и ритм 40 700 лет Лекции 7 2 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.4. Ритм плейстоцена. Лекции 7 2 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.5. Изучение пульсаций ледников Практические 7 2 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.6. Ритм А. В. Шнитникова. Лекции 7 2 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.7. Ритмичность трансгессий Практические 7 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.8. Изучение изменчивости уровней озер. Сам. работа 7 10 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.9. Ритм планет Солнечной системы. Лекции 7 2 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.10. Установление границ вековых циклов солнечной активности. Практические 7 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.11. Пульсационный ритм. Лекции 7 2 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.12. Солнечный вековой ритм. Практические 7 2 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.13. Земной вековой ритм. Практические 7 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.14. Ритмы малой продолжительности. Лекции 7 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.15. Установление естественных границ климатических сезонов года. Практические 7 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.16. Сезонный ритм Практические 7 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.17. Подготовка к экзамену Экзамен 7 27 ОПК-1, ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС по дисциплине
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС по дисциплине

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.Н. Ласточкин Основы общей теории геосистем : учебное пособие Санкт-Петербург: СПбГУ, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 А.Н. Ласточкин Основы общей теории геосистем: учебное пособие Санкт-Петербург: СПбГУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.Ф. Харламова Климат и сезонная ритмика природы Барнаула: монография Барнаул:АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 В.А. Шальнев Общая география и учение о геоверсуме : монография Ставрополь: СКФУ, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 И.А. Хасанов Время: природа, равномерность, измерение: монография М.: Прогресс-Традиция, 2001 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.