МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

PR на книжном рынке

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 16
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 16 16 16 16
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Милюкова А.Г.

Рецензент(ы):
начальник отдела по внешним связям Барнаульского представительства ООО «Сибирская генерирующая компания», Терешкина Е.А.

Рабочая программа дисциплины
PR на книжном рынке

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № №997)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучить PR-технологии, использующихся на книжном рынке получить практические навыки реализации проектов продвижения книг и чтения. Ознакомить с технологиями маркетинга и PR на книжном рынке и использовать их в профессиональной деятельности. Научить создавать социальные и PR-проекты для продвижения книг, а также пропаганды чтения. Охарактеризовать особенности организации PR-кампаний продвижения книг и чтения в России, ее регионах и за рубежом

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью принимать участие в планировании, подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные технологии рекламы и связей с общественностью для использования в государственных, общественных и коммерческих организациях сферы культуры, знает основы планирования для подготовки и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий в сфере культуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет планировать подготовку и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий в сфере культуры, участвовать в создании социальных и PR-проектов для продвижения книг, а также пропаганды чтения, составлять документы, необходимые для подготовки для акций и мероприятий в сфере культуры и чтения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Имеет навыки участия в планировании, подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий в сфере культуры, способен осуществлять под контролем профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в государственных, общественных и коммерческих организациях сферы культуры, владеет навыками подготовки рекламной продукции и презентационных материалов для социальных кампаний пропаганды чтения, владеет навыками создания проектной документации для кампаний по продвижению книг и чтения (календарного плана и медиаплана, бюджета, креативного брифа)

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Книжный рынок России
1.1. Основные тенденции российского книжного рынка Лекции 4 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.2. Общие принципы функционирования издательского дела и книжной торговли Лекции 4 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.3. Деятельность библиотек в России Лекции 4 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.4. Стратегический анализ организации-субъекта книжного рынка Практические 4 4 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Раздел 2: Маркетинг, реклама и PR на книжном рынке
2.1. Маркетинг, реклама и PR и деятельности издательства Лекции 4 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.2. PR и реклама в деятельности книжного магазина (сети магазинов) Лекции 4 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.3. PR-технологии в деятельности библиотек Лекции 4 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.4. Книжные выставки и ярмарки Лекции 4 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.5. Деятельность издательств и библиотек в интернете и social media Практические 4 4 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.6. Планирование рекламной кампании книги Практические 4 4 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.7. Разработка социального проекта в сфере поддержки чтения Практические 4 6 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.8. Участие в книжной ярмарке: как сделать стенд успешным Практические 4 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Раздел 3: Государственные программы поддержки чтения: российский и зарубежный опыт
3.1. Программы развития чтения за рубежом Лекции 4 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
3.2. Программы развития чтения за рубежом Практические 4 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
3.3. Национальная программа поддержки и развития чтения и деятельность центров чтения в России Лекции 4 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
3.4. Национальная программа поддержки и развития чтения и деятельность центров чтения в России. Практические 4 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Раздел 4: Негосударственные проекты поддержки чтения: российский и зарубежный опыт
4.1. Проекты поддержки чтения за рубежом Лекции 4 2 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
4.2. Чтение в городской среде Практические 4 4 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
4.3. Интернет-проекты в сфере чтения Практические 4 4 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
4.4. Презентация проекта в сфере поддержки чтения Практические 4 4 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
4.5. Самостоятельная работа Сам. работа 4 16 ПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Эриашвили, Н.Д. Книгоиздание. Менеджмент. Маркетинг: учебное пособие М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436699
Л1.2 Б.Р. Мандель Книжное дело и история книги : иллюстрированное учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Связи с общественностью», «Журналистика», «Библиотековедение», «Музееведение», «Книговедение», «Издательское дело и редактирование», «Полиграфия» (бакалавры, магистры) М. : Директ-Медиа, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241220
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ф.И. Шарков, В.Н. Бузин ; под общ. ред. Ф.И. Шаркова Интегрированные коммуникации: массовые коммуникации и медиапланирование : учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454107
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Милюкова А.Г. PR на книжном рынке: ЭУМКД АлтГУ, 2020 portal.edu.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э2 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э4 Милюкова А.Г. PR на книжном рынке: ЭУМКД. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2020. Режим доступа: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1762 portal.edu.asu.ru
Э5 Курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие – форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.