МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательский семинар

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология конфликта и межнациональных отношений
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СК-2-2020
Часов по учебному плану 212
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 176
контроль 16
Виды контроля по курсам
зачеты: 1, 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 14 14 6 6 20 20
Сам. работа 122 122 54 54 176 176
Часы на контроль 8 8 8 8 16 16
Итого 144 144 68 68 212 212

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Сергиенко А.М.

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательский семинар

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.В. Нагайцев, к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой В.В. Нагайцев, к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки магистерской диссертации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен к разработке предложений по совершенствованию методов проведения социологических исследований и подготовке отчетов, обзоров, аннотаций, аналитических записок, профессиональных публикаций и других материалов по результатам исследований конфликтов и межнациональных отношений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- способы накопления и актуализации потенциала личностного, интеллектуального и культурного роста;
- специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности;
- методы самостоятельного обучения новым методам исследования, научный и научно-производственный профиль своей профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать различные способы накопления и актуализации потенциала личностного, интеллектуального и культурного роста на практике;
- обрабатывать и анализировать специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности;
- самостоятельно обучаться новым методам исследования, понимать научный и научно-производственный профиль своей профессиональной деятельности.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- использования технологии собственного самосовершенствования;
- использования специализированных теоретических знаний, практических навыков и умений для организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности;
- самостоятельного обучения новым методам исследования, понимания научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема магистерского исследования
1.1. Выбор и формулирование темы магистерского исследования Практические 1 6 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Выбор и формулирование темы магистерского исследования Сам. работа 1 62 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Программа магистерского исследования Практические 1 8 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Программа магистерского исследования Сам. работа 1 60 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Процедура магистерского исследования
2.1. Разработка исследовательского инструментария Практические 2 2 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Разработка исследовательского инструментария Сам. работа 2 8 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Организация полевого этапа исследования Практические 2 2 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Организация полевого этапа исследования Сам. работа 2 4 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Обработка и представление данных магистерского исследования
3.1. Программа обработки полученных данных Сам. работа 2 4 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Представление таблиц и иллюстративного материала Сам. работа 2 4 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Процедура экспертирования ВКР Сам. работа 2 4 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Автореферат ВКР Сам. работа 2 4 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.5. Подготовка доклада на защите ВКР Практические 2 2 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.6. Подготовка доклада на защите ВКР Сам. работа 2 4 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.7. Процедура защиты ВКР Сам. работа 2 22 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ
Перечень теоретических вопросов:
1. Анализ документов как метод сбора информации в социологическом исследовании.
2. Классический анализ и контент-анализ.
3. Виды анализа данных в эмпирической социологии.
4. Выбор методов сбора эмпирической информации.
5. Генеральная совокупность, выборочная совокупность, основа выборки и репрезентативность.
6. Количественные методы сбора первичной социологической информации.
7. Логика научного вывода в эмпирической социологии.
8. Логическая взаимосвязь исследовательской проблемы, цели, задач и гипотез исследования.
9. Наблюдение как метод сбора эмпирической информации.
10. Опросные методы социологии.
11. Организационно-технический план социологического исследования.
12. Основные методы математической обработки эмпирических результатов.
13. Основные методы сбора эмпирической информации. Преимущества и недостатки.
14. Основные предпосылки применения выборочного метода в социологии.
15. Основные элементы программы ЭСИ и их взаимосвязь (нормативные требования к написанию).
16. Парадигмы социологии и парадигмы измерения.
17. Подходы к построению шкал. Методы равных интервалов. Основные этапы построения шкал.
18. Понятие о регрессионном и факторном анализе как методах обработки в социологическом исследовании.
19. Понятие случайной и целенаправленной выборки.
20. Понятие социального факта. Взаимосвязь с проблемной ситуацией и исследовательской проблемой.
21. Построение шкал методом экспертных оценок. Шкала Терстоуна.
22. Правила построения анкет.
23. Предварительный системный анализ объекта.
24. Принципиальный (стратегический) план ЭСИ.
25. Проблема качества социологического измерения (валидность и надежность).
26. Проблемы интерпретации данных в количественной и качественной методологии.
27. Проблемы надежности измерения.
28. Программа обработки социологической информации в ЭСИ,
29. Простая вероятностная выборка.
30. Процедуры интерпретации операционализации основных понятий.
31. Роль математических моделей в анализе и обобщении результатов социологических исследований.
32. Сетевой график, подбор и подготовка исполнителей.
33. Системный и деятельностный принципы написания программы ЭСИ.
34. Соотношение качественной и количественной методологии.
35. Способы построения индексов и понятие о методах многомерного анализа.
36. Способы проверки гипотез.

Примерные практические задания
1. Определите тип исследования в рамках магистерской диссертации.
2. Составьте план своего исследования.
3. Подготовьте тезаурус вашего исследования в рамках темы магистерской диссертации.
4. Сформулируйте тему Вашего эмпирического исследования, дайте обоснование сделанного выбора.
5. Изложите условия выбора конкретных методов сбора социологической информации. От чего зависит этот выбор? Какие методы сбора информации Вы намерены использовать в своем исследовании?
6. Обоснуйте возможность применения выборочного метода в прикладном социологическом исследовании. На основании каких методологических и математических принципов строится его использование?
7. Подберите конкретные исследовательские ситуации, в которых правомерно использование качественных методов интервьюирования.
8. Опишите содержание процедур и технику реализации метода анализа документов, которые использует модератор в ходе исследования.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем рефератов
1. Междисциплинарное понимание термина «конфликт».
2. Социальный конфликт как предмет количественного социологического исследования.
3. Методологическая роль теории в количественном социологическом исследовании.
4. Виды количественных социологических исследований.
5. Выборка в количественном социологическом исследовании.
6. Методика, техника и процедура количественного социологического исследования.
7. Анализ документов в исследовании конкретных социальных конфликтов.
8. Метод наблюдения в исследовании конкретных социальных конфликтов.
9. Применение метод опроса в исследовании конкретных социальных конфликтов.
10. Метод анкетирования населения в изучении социальной напряженности в локальных социумах.
11. Метод интервьюирования в исследовании конкретных социальных конфликтов.
12. Метод экспертных оценок в исследовании конкретных социальных конфликтов.
13. Использование социометрии в исследовании конкретных социальных конфликтов.
14. Анализ и обработка данных в исследовании конкретных социальных конфликтов.
15. Обобщение данных и представление результатов анализа конкретных социальных конфликтов.
16. Адаптация сельской молодежи к условиям жизни в современном городе (по результатам социологического исследования).
17. Уровень конфликтности населения Алтайского края в современных условиях (по результатам социологического исследования).
18. Факторы распространения межнациональной конфликтности среди студентов (по результатам социологического исследования).
19. Роль толерантности в профилактике конфликтности в студенческой среде (по результатам социологического исследования).
20. Конфликтогенные последствия пенсионной реформы (по результатам социологического исследования).
21. Причины конфликтов в полиэтничном трудовом коллективе (по результатам социологического исследования).
22. Социальный портрет иностранного мигранта в массовом сознании населения Алтайского края (по результатам социологического исследования).
23. Социальная адаптация иностранных студентов в российском ВУЗе (по результатам социологического исследования).
24. Уровень межнациональной напряженности в Алтайском крае (по результатам социологического исследования).
25. Отношения населения г. Барнаула к трудовым мигрантам (по результатам социологического исследования).
26. Конфликты в полиэтничных трудовых коллективах (по результатам социологического исследования).
27. Особенности проявления толерантности студентов г. Барнаула к этническим меньшинствам (по результатам социологического исследования).
28. Формы протестной активности современной молодежи (по результатам социологического исследования).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении к рабочей программе дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дрещинский, В. А. Методология научных исследований : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мушкина, И. А. Организация самостоятельной работы студента: учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт //ЭБС «Юрайт» , 2017 biblio-online.ru
Л2.2 Мокий, В. С. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт , 2019 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы
Э2 1. Курс в Moodle "Научно-исследовательский семинар" portal.edu.asu.ru
Э3 2. www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум);
Э4 3. www.gain.ru (Государственная академия инноваций);
Э5 4. www.law.edu.ru (Российский образовательный правовой портал);
Э6 5. www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»);
Э7 6. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ);
Э8 7. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
Э9 8. www.mto.ru/children (Президентская программа «Дети России»)
Э10 9. www.consultant.ru (СПС «Консультант плюс»);
Э11 10. www.garant.ru (СПС «Гарант»).
Э12 2. Электронные библиотечные системы:
Э13 ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э14 ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Юрайт" (https://biblio-online.ru/).
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1) приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с правилами организации учебного процесса на основе зачетных единиц и оценивания качества успешности усвоения изучаемых дисциплин с использованием БРС; условиями изучения учебной дисциплины, видами 5 учебных заданий и контроля, критериями и процедурами оценивания знаний по дисциплине, программой итогового испытания (не позднее 2-ой недели семестра);
2) студент имеет право на получение информации о своем текущем рейтинге; результатах каждого контрольного мероприятия; результатах текущей и промежуточной аттестации; итоговых результатах текущего контроля за семестр и учебный год;
3) дисциплина считается освоенной студентом при накоплении им необходимого количества баллов по результатам выполнения различных видов учебной работы (включая самостоятельную) в сроки, установленные преподавателем и графиком учебного процесса.

Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.