МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология массовой коммуникации
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-4-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 67
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 19 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 20 20 34 34
Практические 18 18 34 34 52 52
Сам. работа 40 40 27 27 67 67
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
к.филол.н., доц., Милюкова А.Г.

Рецензент(ы):
к.социол.н., директор ИП «Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения)» , Василенко ИА

Рабочая программа дисциплины
Социология массовой коммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № №997)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор А.В. Ковалева

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор А.В. Ковалева

1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать студентам знания и выработать навыки в области содержания и технологий социологии массовых коммуникаций
выработать у студентов понимание сущности социологического подхода к анализу массовой коммуникации
выработать у студентов понимание системы массовых коммуникаций как актуального для специалистов в области РиСО типа коммуникаций
научить студентов навыкам социологического анализа явления массовой комумникации, в том числе блока коммуникатора, блока текст», блока аудитории
научить студентов навыкам социологического моделирования массово-коммуникационных процессов;
научить студентов умению использовать социологические знания о массовой коммуникации для планирования и реализации программ дейстивия в профессиональной сфере РиСО.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью осуществлять под контролем профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Суть социологического подхода к анализу массовой коммуникации для решения задач в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах;
Возможности использования компьютерных программ для анализа системы массовых коммуникаций для решения задач в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах;
Методы социологических исследований в сфере массовой коммуникации для решения задач в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах;
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать социологические знания о массовой коммуникации для осуществления профессиональных функций в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах;
Использовать компьютерные программы для исследования массовой коммуникации для осуществления профессиональных функций в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах;
Использовать социологические знания о массовой коммуникации для осуществления профессиональных функций в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах;
Использовать опросы общественного мнения, фокус-группы для осуществления профессиональных функций в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками социологического анализа явления массовой коммуникации для осуществления профессиональных функций в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах;
Владеет навыками социологического моделирования массово-коммуникационных процессов для осуществления профессиональных функций в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах;
Владеет навыками подготовки аналитических отчетов, справок , прогнозов по результатам исследований массовой коммуникации для осуществления профессиональных функций в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Массовая коммуникация: социологический подход. Модели эффективности массовой коммуникации
1.1. Массовая коммуникация: социологический подход Лекции 3 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
1.2. Понятие о массовой коммуникации Практические 3 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
1.3. Социологическое моделирование процессов массовых коммуникаций Лекции 3 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
1.4. Функционалистский подход к массовой коммуникации Практические 3 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
1.5. Социокультурный подход к массовой коммуникации. Франкфуртская школа. Практические 3 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
1.6. Барт о семиотике массовой коммуникации Практические 3 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
1.7. Луман о массовой коммуникации Практические 3 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
1.8. Маклюэн о массовой коммуникации Практические 3 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
1.9. Бодрийяр о массовой коммуникации Практические 3 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
1.10. Коммуникатор массовых коммуникаций как объект социологического анализа Лекции 3 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
1.11. Текст массовых коммуникаций как объект социологического анализа Лекции 3 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
Раздел 2. Принципы и технологии организации и проведения эмпирических социологических исследований массовых коммуникаций
2.1. Общие принципы организации и проведения эмпирических социологических исследований массовых коммуникаций Лекции 4 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
2.2. Эмпирическое исследование. Программа и техническое задание Практические 4 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
2.3. Эмпирические социологические исследования коммуникатора и текста массовых коммуникаций Лекции 4 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
2.4. Эмпирические социологические исследования реципиента массовых коммуникаций Лекции 4 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
2.5. Организация эмпирических исследований массовых коммуникаций в стране и регионе Лекции 4 8 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
2.6. Выборка социологического исследования Практические 4 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
2.7. Технология составления анкеты / опросника Практические 4 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
2.8. Технология подготовки и проведения фокус-группы Практические 4 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
2.9. Технология подготовки и проведения глубинного интервью Практические 4 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
2.10. Технология проведения контент-анализа Практические 4 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
2.11. Онлайн-исследования массовых коммуникаций Практические 4 8 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
2.12. Технологии подготовки отчета на исследованию МК Практические 4 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
2.13. Самостоятельная работа Сам. работа 3 40 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
2.14. Самостоятельная работа Сам. работа 4 27 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1
2.15. Итоговый контроль Экзамен 4 27 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Касьянов, В. В. Социология массовой коммуникации : учебник для академического бакалавриата ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/FB2A2FDC-ED57-4BC1-8F45-90D90432872D
Л1.2 Федотова, Л. Н Социология массовых коммуникаций. Теория и практика: учебник для бакалавров ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/A5683ECE-E3BA-4D22-8C86-6E44EE1389BB
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В.И. Дудиной, Е.Э. Смирновой Методология и методы социологического исследования : учебник СПб. : Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458073
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Милюкова А.Г. Социология массовой коммуникации: ЭУМКД АлтГУ, 2020 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1853
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э2 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/
Э4 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" https://e.lanbook.com/
Э5 Социология массовой коммуникации: ЭУМКД. АлтГУ, 2020. Режим доступа: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1853 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1853
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение дисциплины завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.