МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Рекреационное ресурсоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 17
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 17 17 17 17
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Ст. преп., Борисенко М.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Рекреационное ресурсоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 26.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 26.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование системы знаний об основных видах рекреационных ресурсов в соотношении с рекреационной деятельностью, как отдыхающих, так и организаторов отдыха; методах их выявлеоснов курсовния, оценки, использования и охраны; географии размещения.
Задачи курса:
• анализ существующей системы базисных понятий рекреационной географии;
• ознакомление с методами выявления, оценки и эксплуатации рекреационных ресурсов;
• анализ природного рекреационного потенциала;
• выявление и оценка культурно-исторических рекреационных ресурсов;
• анализ современного состояния инфраструктуры и материальной базы туризма; санаторно-курортной отрасли.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью применять на практике базовые и теоретические знания по рекреационной географии и туризму, объектах природного и культурного наследия, анализировать туристско-рекреационные потребности, а также рекреационную и туристскую активность населения, виды рекреационной и туристской деятельности, особенности развития туристской инфраструктуры, своеобразие территориальных рекреационных систем России и мира и процессы глобализации в мировом туризме
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о специфике природных и культурно-исторических (социально-экономических) ресурсов территорий;
- о рекреационном зонировании территории с выделением перспективных функциональных зон для дальнейшего рекреационного и туристского использования;
3.2.Уметь:
3.2.1.- знать особенности становления и развития существующей системы основных понятий (дефиниций) рекреационного ресурсоведения; способы, критерии и подходы в оценке различных видов рекреационных ресурсов;
- уметь проводить комплексную оценку ресурсов и рекреационного потенциала территории в целях разработки рекомендаций по его дальнейшему освоению;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с картографическими источниками, справочным материалом, периодическими изданиями, геоинформационными ресурсами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Туризм и рекреация. Соотношение понятий
1.1. Туризм, многогранность понятий Лекции 6 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Туризм и рекреация. Соотношение понятий Сам. работа 6 1 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Основные принципы и методы оценки рекреационного потенциала территории. Природно-рекреационные ресурсы.
2.1. Основные принципы и методы оценки рекреационного потенциала территории Лекции 6 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Основные принципы и методы оценки рекреационного потенциала территории Практические 6 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Основные принципы и методы оценки рекреационного потенциала территории Сам. работа 6 1 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Природно-рекреационные ресурсы. Оценка орографических ресурсов для развития рекреации Практические 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Природно-рекреационные ресурсы. Оценка орографических ресурсов для развития рекреации Сам. работа 6 1 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Рекреационные ресурсы, как основа развитя туризма в регионе Лекции 6 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Методы оценки климатических ресурсов Практические 6 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Природно-рекреационные ресурсы. Оценка климатических условий для развития рекреации Сам. работа 6 1 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. Природно-рекреационные ресурсы. Оценка гидрологических условий для развития рекреации Практические 6 1 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.10. Природно-рекреационные ресурсы. Оценка гидрологических условий для развития рекреации Сам. работа 6 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.11. Природно-рекреационные ресурсы. Оценка биологических условий для развития рекреации Практические 6 1 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.12. Природно-рекреационные ресурсы. Оценка биологических условий для развития рекреации Сам. работа 6 3 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Историко-культурный потенциал и методика его оценки. Инфраструктурная составляющая рекреационной деятельности
3.1. Историко-культурный потенциал и методика его оценки. Лекции 6 4 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Историко-культурный потенциал и методика его оценки. Практические 6 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Историко-культурный потенциал и методика его оценки. Сам. работа 6 3 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Инфраструктурная составляющая рекреационной деятельности Лекции 6 4 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Оценка инфраструктурной составляющей рекреационной деятельности Практические 6 4 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Инфраструктурная составляющая рекреационной деятельности Сам. работа 6 5 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Объект рекреации.
Субъекты рекреации.
Рекреационная деятельность.
Научные методы рекреационной географии.
Рекреационная география.
Рекреалогия.
Рекреационная оценка природных ресурсов. Климатические и гидрологические условия организации отдыха.
Культурно-исторические рекреационные ресурсы: сущность, классификация и этапы оценивания.
Историко-культурный потенциал и методика его оценки.
Перспективы развития туризма на Алтае.
Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и «Алтайская долина».
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Рекреационная деятельность: понятие, виды и эволюция. Рекреационный потенциал. Оценка туристско-рекреационного потенциала территорий.
2.Рекреационные и туристские ресурсы.
3.Рекреационная оценка природных ресурсов. Климатические и гидрологические условия организации отдыха.
4.Культурно-исторические рекреационные ресурсы: сущность, классификация и этапы оценивания.
5.Памятники истории и культуры и их разновидности.
6.Историко-культурный потенциал и методика его оценки.
7.Основные принципы рекреационного освоения природного и исторического наследия.
8.Природное и культурное наследие в туризме. Объекты всемирного наследия в России и развитие туризма.
9.Рекреационные объекты и системы: особенности проектирования и строительства.
10.Основные понятия о туристском регионе.
11.Туристское районирование России.
12.Туристское районирование Алтая.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС по дисциплине

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.С. Кусков Туристское ресурсоведение: учебное пособие для ВУЗов М.: Академия, 2008
Л1.2 Д.Ю. Капитонов Ресурсоведение: учебное пособие Воронеж: ВГЛА, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142398
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.Ю. Кононова Экология: Экологические основы объектов туризма и спорта: учебное пособие Санкт-Петербург: СПбГПУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Н.Н. Гировка Рекреационные ресурсы: учебное пособие Н.Новгород: ННГАСУ, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.russiatourism.ru/ - официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ
Э2 http://www.altairegion22.ru/ - официальный сайт Администрации Алтайского края
Э3 http://www.agritourism.ru/ - ассоциация развития агротуризма
Э4 http://www.altai-republic.ru/ - официальный сайт Республики Алтай
Э5 http://altaiathand.com/ - Медиа-Гид по Алтаю
Э6 Курс в Moodle «Рекреационное ресурсоведение» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Рекреационное ресурсоведение»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Рекреационное ресурсоведение» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Рекреационное ресурсоведение» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Рекреационное ресурсоведение» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Рекреационное ресурсоведение» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Рекреационное ресурсоведение»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.