МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Протестное поведение
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология конфликта и межнациональных отношений. ФГОС 3++
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СК-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 86
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 86 86 86 86
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Сергиенко А.М.

Рабочая программа дисциплины
Протестное поведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение теоретико-методологических оснований социологического анализа протестного поведения в обществе, формирование целостного представления о специфике социального протеста в современной России

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: Способен прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы и специфику анализа социальных протестов
теоретические основы и специфику государственного регулирования протестного поведения в современной России
теоретические основы и специфику проведения социологических исследований по протестной тематике
3.2.Уметь:
3.2.1.определять предмет, основных участников, причины и особенности развития разных видов социальных протестов
проводить диагностику протестных акций с использованием современных методов сбора и анализа информации
составлять и реализовывать программу социологического исследования по протестной тематике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками анализа вторичных данных по протестной тематике
практическими навыками разработки рекомендаций по регулированию, профилактике и предупреждению протестного поведения населения
практическими навыками обработки и анализа результатов социологического исследования по протестной тематике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа протестного поведения
1.1. Протестное поведение как предмет социологического анализа Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Протестное поведение как предмет социологического анализа Сам. работа 1 8 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. Базовые теории социального протеста в современной социологии Практические 1 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.4. Базовые теории социального протеста в современной социологии Сам. работа 1 8 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.5. Специфика конфликтологического осмысления социальных протестов Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.6. Специфика конфликтологического осмысления социальных протестов Практические 1 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.7. Специфика конфликтологического осмысления социальных протестов Сам. работа 1 16 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Основные характеристики социального протеста в современной России
2.1. Основные источники и факторы протестного поведения граждан РФ Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
2.2. Основные источники и факторы протестного поведения граждан РФ Практические 1 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
2.3. Основные источники и факторы протестного поведения граждан РФ Сам. работа 1 18 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
2.4. Социальная база социального протеста в современной России Практические 1 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
2.5. Социальная база социального протеста в современной России Сам. работа 1 18 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
2.6. Вопросы государственного регулирования протестного поведения граждан в РФ Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
2.7. Вопросы государственного регулирования протестного поведения граждан в РФ Сам. работа 1 18 ОПК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Теоретические вопросы
1. Основные подходы к определению категории «социальный протест».
2. Сущность и природа социальных протестов.
3. Предназначение социальных протестов в обществе.
4. Теория относительной депривации в объяснении социального протеста.
5. Теория мобилизации ресурсов в объяснении социального протеста.
6. Социальный протест и социальная напряженность.
7. Психологические теории социального протеста
8. Социальный протест как тип социального конфликта.
9. Многопричинность социального протеста.
10. Динамика развития социального протеста.
11. Конструктивные и деструктивные последствия протестных акций.
12. Массовые, групповые и индивидуальные формы социального протеста.
13. Политические, экономические, экологические и т.п. социальные протеста.
14. Традиционные и инновационные формы социального протеста.
15. Количественные методы сбора социологической информации об акциях социального протеста.
16. Качественные методики исследования протестного поведения.
17. Паспортизирование протестных акций.
18. Динамика численности протестных акций в современной России.
19. Региональные особенности социальных протестов в современной России.
20. Политизация социального протеста в современной России.
21. Основные источники социальных протестов в современной России.
22. Факторы, обуславливающие протестное поведение граждан РФ.
23. Протестная активность госбюджетной интеллигенции.
24. Протестная активность обездоленных категорий населения.
25. Протестная активность среднего класса.
26. Массовые протесты в современной России.
27. Социальные протесты в организациях.
28. Инновационные формы социальных протестов в современной России.
29. Протестное поведение жителей Алтайского края.
30. Роль государства в урегулировании социальных протестов.
31. Основные возможности государства по регулированию протестного поведения населения.
32. Вопросы эффективности государственного регулирования социальных протестов.
Практические задания
1. Постройте прогноз протестного поведения различных категорий населения в современной России.
2. Сравните различные теоретические подходы к определению понятия социальный протест, а затем обоснуйте эффективность их использования в эмпирических исследованиях.
3. Произведите диагностику конкретной протестной акции.
4. На основе проведенной диагностики разработайте комплекс рекомендаций по урегулированию протестной акции.
5. Определите возможные критерии оценки эффективности политики по регулированию протестного поведения населения.
6. Разработайте программу социологического исследования по протестной тематике.
7. Проанализируйте результаты социологического исследования по протестной тематике
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. История социологических исследований протестного поведения в Алтайском крае.
2. Методы эмпирического конфликтологического исследования протестного поведения.
3. Программа эмпирического конфликтологического исследования протестного поведения населения локального социума: основные компоненты.
4. Акции протеста противников глобализации: конфликтологический аспект.
5. Методология исследований протестного поведения населения локального социума.
6. Параметры и тенденции конфликтности населения Алтайского края в начале 2000-х годов.
7. Идеологическая и политическая компоненты акций социального протеста в современной России.
8. Правила организации и проведения конфликтологических переговоров с протестующими.
9. Основные формы социального протеста.
10. Социальная напряженность: сущность, формы проявления, степень изученности в современной России.
11. Основные факторы акций социального протеста в обществе.
12. Первопричина акций социального протеста населения в локальном социуме.
13. Нецивилизованные формы социального протеста в трудовом коллективе: проявления, основные причины, способы профилактирования и устранения.
14. Акции социального протеста в трудовых коллективах: сущность, проявление, причины, способы профилактирования и разрешения.
15. Личностные протесты на вербальном уровне общения.
16. Региональная составляющая социального кризиса в современной России.
17. Специфика деятельности конфликтолога в регулировании акций социального протеста населения региона.
18. Значимость технологии социального партнерства в урегулировании акций социального протеста в организациях.
19. Типологии форм социального протеста.
20. Акции социального протеста в организациях Алтайского края.
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Охременко, И. В. Конфликтология : учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/069EAB33-F8AE-43DB-939E-C3FCC47C2C28
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Свенцицкий А. Л. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/7176BBB2-C2B1-48E3-8FE3-ECC036E1C177
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Протестное поведение» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3377
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практическом занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Зачет
Студент на зачете отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.