МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История мировой культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рабочая программа дисциплины
История мировой культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 История (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели и задачи дисциплины
Цель курса – представить в целостном виде историю мировой культуры и продемонстрировать специфику культурного развития в различные периоды. В соответствии с целью обозначены задачи курса:
1) сформировать представления о культурно-исторических эпохах;
2) рассмотреть и осмыслить явления культурного развития стран Востока и Запада;
3) познакомиться с содержанием историко-культурных понятий;
4) сформировать представления об основных источниках по истории культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-8 способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные периоды в истории мировой культуры и их характеристику;
основные явления и достижения в истории мировой культуры, выдающихся деятелей культуры разных исторических периодов
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять историко-культурную характеристику региона для определенной исторической эпохи;
анализировать сведения о достижениях и деятелях в истории мировой культуры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применения современных подходов к изучению истории мировой культуры;
представлять сведения о достижениях и деятелях мировой культуры в различных формах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Культура Древнего мира
1.1. Основные проблемы и подходы к изучению истории мировой культуры Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2
1.2. Культура Древнего Египта и Древней Месопотамии Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Культура Древнего Египта и Древней Месопотамии Практические 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Культура Древнего Египта и Древней Месопотамии Сам. работа 4 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Культура Древнего Ирана.Культура народов Малой и Передней Азии в древности Сам. работа 4 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л1.2
1.6. Культура Древнего Китая и Древней Индии. Практические 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Культура Древнего Китая и Древней Индии. Сам. работа 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Культура Древней Греции и Древнего Рима Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Культура Древней Греции и Древнего Рима. Практические 4 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Древнееврейская кульутра. Возникновение христианства Практические 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.11. Культура Древней Греции и Древнего Рима. Сам. работа 4 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Мировая культура эпохи средневековья
2.1. Западноевропейское средневековье как тип культуры.Европейская система образования и наука V–XIV вв.Европейская художественная культура V–XIV вв. Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.2
2.2. Особенности культурного развития Европы в раннем и развитом Средневековье Практические 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.2
2.3. Западноевропейское средневековье как тип культуры Сам. работа 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.2
2.4. Культура Китая, Индии и Японии в Средние века Сам. работа 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.2
2.5. Европейская культура эпохи Позднего Средневековья Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2
2.6. Идеология и культурные достижения эпохи Возрождения: революция в европейском мировоззрении Практические 4 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.2
2.7. Европейская культура эпохи Позднего Средневековья Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.2
2.8. Великие географические открытия. Культура цивилизаций доколумбовой Америки Практические 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.2
2.9. Культура Византии Практические 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2
2.10. Культура Византии Сам. работа 4 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2
2.11. Культура арабо-мусульманского мира Практические 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2
2.12. Культура арабо-мусульманского мира Сам. работа 4 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л1.2
Раздел 3. Культура Нового времени
3.1. Раннее Новое время. Культура европейского Просвещения: общая характеристика. Особенности культурного развития стран Европы и Америки в эпоху Просвещения Лекции 4 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.2
3.2. Идеология и культурные достижения стран Европы и Америки в эпоху Просвещения. Практические 4 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.2
3.3. Культура европейского Просвещения: общая характеристика. Особенности культурного развития стран Европы и Америки в эпоху Просвещения Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.2
3.4. Основные направления и особенности развития западной культуры в XIX – начале XX в. Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.2
3.5. Основные направления и особенности развития западной культуры в XIX – начале XX в. Сам. работа 4 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.2
3.6. Модернизация традиционных культур Востока в Новое время Сам. работа 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Культура Новейшего времени
4.1. Культура в меняющемся мире: XX в. Художественная культура. Киноискусство в США и Европе в XX в. Лекции 4 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.2
4.2. Массовая культура как социокультурный феномен XX в. Практические 4 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.2
4.3. Массовая культура как социокультурный феномен XX в. Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1
4.4. Трансформации в западном мировоззрении и социальной культуре в середине - второй половине XX века. Развитие научного знания и образование в Европе и США в XX в. Музыкальная культура Запада в XX в. Лекции 4 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.2
4.5. Культурные традиции стран Европы и Америки и культурно-ментальные типы людей в обществе конца XX в. Практические 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.2
4.6. Культурные традиции стран Европы и Америки и культурно-ментальные типы людей в обществе конца XX в. Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.2
4.7. Культура Востока в XX веке: основные тенденции и особенности развития Сам. работа 4 5 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.2
4.8. Экзамен по дисциплине Экзамен 4 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Основные проблемы и подходы к изучению истории мировой культуры.
2. Основные культурные достижения Древнего Египта. Мировоззрение древних египтян.
3. Культура древней Месопотамии.
4. Культура Древнего Ирана. Культура народов Малой и Передней Азии в древности.
5. Культура Древней Индии
6. Культура Древнего Китая.
7. Общая характеристика культуры Древней Греции.
8. Культура Древнего Рима.
9. Древнееврейская культура.
10. Возникновение христианства.
11. Западноевропейское средневековье как тип культуры.
12. Идеология эпохи Возрождения. Реформация и Контрреформация.
13. Культурные достижения эпохи Возрождения.
14. Великие географические открытия. Культура цивилизаций доколумбовой Америки.
15. Культура Византии.
16. Культура арабо-мусульманского мира.
17. Культура Китая, Индии и Японии в Средние века.
18. Культура раннего Нового времени.
19. Идеология и культурные достижения стран Европы и Америки в эпоху Просвещения.
20. Основные направления и особенности развития западной культуры в XIX – начале XX в.
21. Модернизация традиционных культур Востока в Новое время.
22. Культура в меняющемся мире: XX в. Культурные достижения стран Европы и США первой половины XX в.
23. Массовая культура как социокультурный феномен XX в. Киноискусство в США и Европе в XX в.
24. Трансформации в западном мировоззрении и социальной культуре в середине второй половине XX века.
25. Культурные традиции стран Европы и Америки и культурно-ментальные типы людей в обществе конца XX в.
26. Культура Востока в XX веке: основные тенденции и особенности развития.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Подготовьте презентацию на тему: «Божественный пантеон и основные функции богов» (ЗЕВС как глава Олимпийского пантеона; ГЕРА – верховная олимпийская богиня; АИД – владыка царства мертвых; АПОЛЛОН в многообразии божественных функций; АРЕС как бог вероломной войны и АФИНА как богиня мудрости и справедливой войны; АРТЕМИДА – богиня охоты; АФРОДИТА – богиня любви и красоты; ГЕРМЕС как вестник богов и ГЕФЕСТ – бог огня и кузнечного дела; ДИОНИС как бог плодоносящих сил земли и виноградарства; ПОСЕЙДОН как бог водной стихии и ГЕЛИОС – бог Солнца).
2. Подготовьте сообщение по теме «Развлечения древних римлян (термы, прогулки, зрелища, игры в цирке, театральные представления, игры на стадии)». Литература для подготовки: 1). Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. М., 1995. С. 247–270. 2). Театральная энциклопедия. М., 1963. Том 2. С. 546–561 (древнеримский театр).
3. Подготовьте презентацию по теме: «Леонардо да Винчи как деятель эпохи Возрождения».
4. Подготовьте сообщение по теме: Тема сообщения: Мусульманские праздники.
Литература для подготовки:
1). Религия в истории и культуре. М., 1998. С. 238–240.
2). Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2004 (раздел: мусульманские праздники).
5. Подготовьте презентацию по теме: «Роль публичных музеев в культуре Просвещения». Литература: Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. – М.: «Русское слово», 2003. – С. 205 260.
6. Подготовьте сообщение по теме: Мюзикл как новый жанр в театральном искусстве Европы и США. Литература: 1). Америка. Энциклопедия повседневной жизни. М., 1998. Статья: Мюзикл. 2). Культура и культурология. Словарь. / Сост. и ред. А.И. Кравченко. М.; Екатеринбург, 2003. Статья: Мюзикл.
7. Укажите датировку периода истории культуры Средних веков:
а) конец IV тыс. до н.э. – середина I тыс. н.э.
б) V – начало XVII вв. н.э.
в) XVII – XIX вв. н.э.
8. Мировоззрение представляет собой
а) представление о мире в форме устных повествований,
б) срез индивидуальных и коллективных психических качеств людей,
в) стремление человека к связи с Абсолютом,
г) система человеческих знаний о мире и месте человека в мире.
9. Укажите положение, соответствующее реформе Эхнатона:
а) Атон – главный среди множества египетских богов, прообраз фараона;
б) Атон – единственный бог и прообраз фараона;
в) Атон – единственный бог, которому подчинен фараон.
10. Как назывались священные книги иудеев?
а) Ветхий Завет
б) Тора
в) Талмуд
г) Библия
11. Первый европейский университет был основан в
а) в Париже (Франция)
б) в Болонье (Италия)
в) в Оксфорде (Англия)
12. Самое известное произведение Данте Алигьери называется:
а) «Песнь о Роланде»
б) «Божественная комедия»
в) «Песнь о Нибелунгах»
г) «Деяния Робин Гуда»

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Н. Серегин, Т.Г. Гребенникова, Н.П, Иванова История мировой культуры: учебное пособие. Ч. 1: Культура Древнего мира: Учебное пособие АлтГУ, 2015 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 под ред. А.Н. Марковой Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. А.Н. Марковой Культурология. История мировой культуры. Хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Античная мифология godsbay.ru
Э2 Вольтер. Статьи из «Философского словаря» lib.ru
Э3 Древний Рим. История. Культура. Искусство www.romancient.ru
Э4 Древняя Греция. Мифология www.ellada.spb.ru
Э5 Египетская мифология godsbay.ru
Э6 История западноевропейской культуры. Культура рыцарской среды klio.tsu.ru
Э7 История рыцарских турниров www.world-history.ru
Э8 Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта www.rodon.org
Э9 История мировой культуры yanko.lib.ru
Э10 Культура Древнего Китая www.grandars.ru
Э11 Культура Китая в Средние века www.pavluchenkov.ru
Э12 Культура Нового времени www.grandars.ru
Э13 Мировая культура Новейшего времени muk19.ru
Э14 Культура Возрождения и Реформации www.grandars.ru
Э15 История мировой культуры portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Курс «История мировой культуры» ориентирован на развитие и совершенствование у обучающихся профессиональных компетенций, овладение которыми необходимо для успешной самореализации в будущей профессиональной деятельности.
При изучении объемного по содержанию курса «История мировой культуры» необходимо, ознакомившись с терминологией и периодизацией, осваивать материал, структурируя его по эпохам и культурам. Для этого необходимо пользоваться программой курса, в которой имеется деление по разделам и темам с соответствующим распределением литературы и электронных ресурсов. Необходимо уяснить содержание понятий, необходимых для изучения содержания курса (культура, материальная и духовная культура, период, традиция, наука, идеология, религия, мифология, культурные универсалии, музей, культурный ареал и др.).
В рамках каждого из четырех разделов курса осваиваются установленные компетенции. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект.
В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционные занятия выстроены таким образом, чтобы студенты научились воспринимать и самостоятельно составлять историко-культурную характеристику регионов мира для определенной исторической эпохи, выявлять и анализировать сведения о достижениях и деятелях в истории мировой культуры. На практических занятиях и в рамках самостоятельной работы студенты овладевают навыками применения современных подходов к изучению истории мировой культуры и навыками представлять сведения о достижениях и деятелях мировой культуры в различных формах.
На практических занятиях студенты изучают и анализируют источники, смотрят видео фильмы, представляют сообщения, письменные работы, доклады-презентации, подготовленные в рамках заданий-кейсов. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. При подготовке к практическим занятиям и ответах на них необходимо знать историко-географические характеристики изучаемой культуры, хронологические рамки, выдающихся деятелей и достижения культуры в соответствии с планом занятия, особенности культурного развития региона в рассматриваемый период.
Большое внимание в курсе уделяется персоналиям, которые внесли значительный вклад в становление, эволюцию и сохранение мировой культуры (императоры и другие государственные деятели, ученые, писатели и поэты, художники и архитекторы, композиторы, актеры и др.).
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке практических заданий следует использовать дополнительную литературу.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.
После каждого раздела выполняется итоговое тестирование или практическое задание.