МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы семейного права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра гражданского права
Направление подготовки40.06.01. Юриспруденция
НаправленностьГражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_06_01_Гражд_ право-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 58
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 58 58 58 58
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ю.н., Доцент, Воронина С.В.;канд. юрид. наук, доцент, Воронина С.В.

Рецензент(ы):
канд. юрид. наук, доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы семейного права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 05.12.2014г. №1538)

составлена на основании учебного плана:
40.06.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра гражданского права

Протокол от 29.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. юрид. наук, профессор Филиппова Т.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра гражданского права

Протокол от 29.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой канд. юрид. наук, профессор Филиппова Т.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Отношения между членами семьи существенно отличаются от других отношений, возникающих с участием физических лиц. Функции, выполняемые семьей (в частности, рождение детей, их воспитание и социализация), имеют важное для каждого человека, так как он в том или ином статусе является членом семьи, а также государственное значение, потому что сохранение этноса, а, в конечном счете, независимости требуется создание условий для рождения и социализации детей гражданами России. В связи с этим применяется специальное правовое регулирование тех семейных отношений, которые поддаются такому регулированию (отношения по регистрации и прекращению брака, супружеские отношения, родительские отношения, отношения между детьми и лицами, заменяющих родителей). Каждый человек является или был членом семьи в семейно-правовом значении, и так как отношения в семье не всегда складываются нормально, то разрешение споров между членами семьи занимает значительное место в судебной практике. Именно поэтому студент должен знать особенности семейных прав и обязанностей, их осуществление и защиту.
Основной целью изучения семейного права является обеспечение хорошего уровня знаний данной дисциплины выпускниками юридического факультета, что обеспечивается изучением ими общетеоретических положений и современного законодательства, обучение их умению отграничивать семейные правоотношения от иных, привитие им навыков анализировать конкретные ситуации и правильного их правового разрешения.
Задачами дисциплины является:
- Изучить положения действующего семейного законодательства, достижения науки семейного права;
- Научить применению норм семейного права к соответствующим общественным отношениям;
- Обучить обоснованию принимаемых решений по вопросам правоприменительной деятельности;
- Научить составлять юридические документы;
- Научить прогнозироваать и моделировать консультации по вопросам семейного права.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
УК-2 способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
ОПК-1 владением методологией научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции
ПК-1 Способность демонстрировать системное понимание в изучении права, мастерство в части умений и методов, используемых в области права
ПК-3 способность вносить вклад своими оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на международном и национальном уровне, в расширении границ области изучения права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1: методы научно-исследовательской деятельности в области семейного права.
ПК-1: систему семейного права и систему семейного законодательства.
ПК-3: требования и методы проведения оригинальных исследований в области семейного права.
УК-1: современные научные достижения в сфере семейного права.
УК-2: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам социально-экономического развития, основные стадии эволюции науки и основания научной картины мира; современную государственную политику в сфере установления правовых основ регулирования семейных отношений; основные направления в изучении института семьи, существующие в других научных дисциплинах, в том числе неюридических.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1: применять методы научно-исследовательской деятельности в области семейного права при проведении научных исследований.
ПК-1: применять системное толкование норм семейного права.
ПК-3: анализировать, толковать и правильно применять нормы семейного права при проведении оригинальных исследований в области семейного права.
УК-1: критически анализировать и оценивать современные научные достижения в сфере семейного права.
УК-2: формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам семейного права; использовать универсальные положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений; изучать и анализировать семейное законодательство и практику его применения в общекультурном, историческом и философском контексте.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1: навыками анализа юридических фактов, семейно-правовых норм и семейно-правовых отношений с целью проведения научных исследований в области семейного права.
ПК-1: навыками системного анализа семейного законодательства.
ПК-3: навыками анализа юридических фактов, семейно-правовых норм и семейно-правовых отношений; навыками анализа правоприменительной практики и ее обогащения по отдельным категориям дел в сфере семейного права при проведении оригинальных исследований в области семейного права.
УК-1: навыками постановки исследовательских и практических задач в целях решения актуальных проблем правового регулирования семейных отношений.
УК-2: навыками восприятия и анализа научных текстов, имеющих философское содержание, ведения дискуссии и полемики; анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в том числе междисциплинарного характера, возникающих в науке при изучении семейного права; использования технологий планирования в профессиональной научно-исследовательской деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и предмет семейного права
1.1. Семейное право в системе права РФ. Понятие семьи в социологии и праве. Понятие члена семьи в праве. Предмет семейного права. Семейно-правовой метод регулирования общественных отношений. Основные начала (принципы) семейно-правового регулирования. Задачи и функции семейного права. Семейное право как отрасль. Семейное право как наука и учебная дисциплина. Место семейного права в системе права. Соотношение семейного и гражданского права. Лекции 5 1 ОПК-1, ПК-1, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.1, Л1.1
1.2. Семейное право в системе права РФ. Понятие семьи в социологии и праве. Понятие члена семьи в праве. Предмет семейного права. Семейно-правовой метод регулирования общественных отношений. Основные начала (принципы) семейно-правового регулирования. Задачи и функции семейного права. Семейное право как отрасль. Семейное право как наука и учебная дисциплина. Место семейного права в системе права. Соотношение семейного и гражданского права. Практические 5 0 ОПК-1, ПК-1, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.1, Л1.1
1.3. Семейное право в системе права РФ. Понятие семьи в социологии и праве. Понятие члена семьи в праве. Предмет семейного права. Семейно-правовой метод регулирования общественных отношений. Основные начала (принципы) семейно-правового регулирования. Задачи и функции семейного права. Семейное право как отрасль. Семейное право как наука и учебная дисциплина. Место семейного права в системе права. Соотношение семейного и гражданского права. Сам. работа 5 6 ОПК-1, ПК-1, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. История развития законодательства о браке и семье
2.1. История российского семейного права. История законодательства о браке и семье. Декреты от 18 и 19 декабря 1917 г. Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. Кодекс о браке, семье и опеке 1926 г. Основы о браке и семье Союза ССР и союзных республик. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969г. Закон о внесении изменений и дополнений в КоБС РСФСР (1994 г.). Сам. работа 5 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Семейное законодательство
3.1. Конституция Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации 1995 г. Его структура. Иные законы и подзаконные акты (Указы Президента, постановления Правительства РФ). Семейное законодательство и нормы международных договоров. Законы субъектов Российской Федерации. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям. Нормы нравственности и морали в семейном праве. Действие норм семейного законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Аналогия закона и аналогия права. Субсидиарное применение гражданского законодательства. Лекции 5 0 ОПК-1, ПК-1, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.1, Л1.1
3.2. Конституция Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации 1995 г. Его структура. Иные законы и подзаконные акты (Указы Президента, постановления Правительства РФ). Семейное законодательство и нормы международных договоров. Законы субъектов Российской Федерации. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям. Нормы нравственности и морали в семейном праве. Действие норм семейного законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Аналогия закона и аналогия права. Субсидиарное применение гражданского законодательства. Практические 5 0 ОПК-1, ПК-1, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.1, Л1.1
3.3. Конституция Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации 1995 г. Его структура. Иные законы и подзаконные акты (Указы Президента, постановления Правительства РФ). Семейное законодательство и нормы международных договоров. Законы субъектов Российской Федерации. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям. Нормы нравственности и морали в семейном праве. Действие норм семейного законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Аналогия закона и аналогия права. Субсидиарное применение гражданского законодательства. Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Семейные правоотношения
4.1. Понятие семейного правоотношения.Особенности и виды семейных правоотношений. Субъекты семейного права. Семейная правоспособность и дееспособность, их особенности. Содержание семейного правоотношения. Юридические факты. Родство и его значение. Свойство. Решение суда и органов опеки и попечительства. События. Соглашения в семейном праве. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей. Недопустимость нарушения прав других лиц. Защита семейных прав. Судебный порядок защиты семейных прав. Защита семейных прав органами опеки и попечительства. Меры защиты в семейном праве. Семейно-правовая ответственность и ее особенности. Защита семейных прав нормами других отраслей права. Исковая давность в семейном праве. Лекции 5 0 ОПК-1, ПК-1, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.1, Л1.1
4.2. Понятие, особенности и виды семейных правоотношений. Субъекты семейного права. Семейная правоспособность и дееспособность, их особенности. Содержание семейного правоотношения. Юридические факты. Родство и его значение. Свойство. Решение суда и органов опеки и попечительства. События. Соглашения в семейном праве. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей. Недопустимость нарушения прав других лиц. Судебный порядок защиты семейных прав. Защита семейных прав органами опеки и попечительства. Меры защиты в семейном праве. Семейно-правовая ответственность и ее особенности. Защита семейных прав нормами других отраслей права. Исковая давность в семейном праве. Практические 5 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.1, Л1.1
4.3. Понятие, особенности и виды семейных правоотношений. Субъекты семейного права. Семейная правоспособность и дееспособность, их особенности. Содержание семейного правоотношения. Юридические факты. Родство и его значение. Свойство. Решение суда и органов опеки и попечительства. События. Соглашения в семейном праве. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей. Недопустимость нарушения прав других лиц. Судебный порядок защиты семейных прав. Защита семейных прав органами опеки и попечительства. Меры защиты в семейном праве. Семейно-правовая ответственность и ее особенности. Защита семейных прав нормами других отраслей права. Исковая давность в семейном праве. Сам. работа 5 6 ОПК-1, ПК-1, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Брак: заключение, расторжение, признание недействительным
5.1. Понятие брака. Условия вступления в брак.Основания возникновения и прекращения брачного правоотношения. Обстоятельства, препятствующие вступлению в брак. Медицинское освидетельствование и его значение. Подача заявления в органы ЗАГСа и выбор органа ЗАГСа. Порядок регистрации брака. Право лиц, вступающих в брак, на выбор фамилии.Понятие прекращения брака. Основания прекращения брака. Прекращение брака путем развода. Основание, причины и мотив развода. Развод, осуществляемый в органах ЗАГСа. Расторжение брака в судебном порядке. Недопустимость предъявления требования о расторжении брака мужем без согласия жены. Расторжение брака при обоюдном согласии супругов, имеющих общего ребенка. Расторжение брака в судебном порядке по инициативе одного из супругов. Последствия расторжения брака. Признание брака недействительным. Обстоятельства, при наличии которых брак может быть признан недействительным. Отличие расторжения брака от признания его недействительным. Лекции 5 0 ОПК-1, ПК-1, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.1, Л1.1
5.2. Понятие брака. Условия вступления в брак. Обстоятельства, препятствующие вступлению в брак. Медицинское освидетельствование и его значение. Подача заявления в органы ЗАГСа и выбор органа ЗАГСа. Порядок регистрации брака. Право лиц, вступающих в брак, на выбор фамилии.Понятие прекращения брака. Основания прекращения брака. Прекращение брака путем развода. Основание, причины и мотив развода. Развод, осуществляемый в органах ЗАГСа. Расторжение брака в судебном порядке. Недопустимость предъявления требования о расторжении брака мужем без согласия жены. Расторжение брака при обоюдном согласии супругов, имеющих общего ребенка. Расторжение брака в судебном порядке по инициативе одного из супругов. Последствия расторжения брака. Признание брака недействительным. Обстоятельства, при наличии которых брак может быть признан недействительным. Отличие расторжения брака от признания его недействительным. Практические 5 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.1, Л1.1
5.3. Понятие брака. Условия вступления в брак. Обстоятельства, препятствующие вступлению в брак. Медицинское освидетельствование и его значение. Подача заявления в органы ЗАГСа и выбор органа ЗАГСа. Порядок регистрации брака. Право лиц, вступающих в брак, на выбор фамилии.Понятие прекращения брака. Основания прекращения брака. Прекращение брака путем развода. Основание, причины и мотив развода. Развод, осуществляемый в органах ЗАГСа. Расторжение брака в судебном порядке. Недопустимость предъявления требования о расторжении брака мужем без согласия жены. Расторжение брака при обоюдном согласии супругов, имеющих общего ребенка. Расторжение брака в судебном порядке по инициативе одного из супругов. Последствия расторжения брака. Признание брака недействительным. Обстоятельства, при наличии которых брак может быть признан недействительным. Отличие расторжения брака от признания его недействительным. Сам. работа 5 10 ОПК-1, ПК-1, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Супружеские правоотношения
6.1. Личные и имущественные правоотношения между супругами и детьми. Виды имущественных правоотношения между супругами. Законный режим имущества супругов. Состав общей совместной собственности. Осуществление супругами правомочий собственника. Раздельная собственность супругов. Раздел общего имущества супругов. Соглашение о разделе имущества супругов. Раздел имущества супругов в судебном порядке. Договорной режим имущества супругов. Содержание брачного договора. Изменение и прекращение брачного договора. Признание брачного договора недействительным. Ответственность супругов по обязательствам. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.1, Л1.1
6.2. Личные и имущественные правоотношения между супругами и детьми. Виды имущественных правоотношения между супругами. Законный режим имущества супругов. Состав общей совместной собственности. Осуществление супругами правомочий собственника. Раздельная собственность супругов. Раздел общего имущества супругов. Соглашение о разделе имущества супругов. Раздел имущества супругов в судебном порядке. Договорной режим имущества супругов. Содержание брачного договора. Изменение и прекращение брачного договора. Признание брачного договора недействительным. Ответственность супругов по обязательствам. Практические 5 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.1, Л1.1
6.3. Личные и имущественные правоотношения между супругами и детьми. Виды имущественных правоотношения между супругами. Законный режим имущества супругов. Состав общей совместной собственности. Осуществление супругами правомочий собственника. Раздельная собственность супругов. Раздел общего имущества супругов. Соглашение о разделе имущества супругов. Раздел имущества супругов в судебном порядке. Договорной режим имущества супругов. Содержание брачного договора. Изменение и прекращение брачного договора. Признание брачного договора недействительным. Ответственность супругов по обязательствам. Сам. работа 5 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Родительские правоотношения
7.1. Основания, порождающие права и обязанности родителей и детей. Регистрация ребенка, рожденного в браке. Регистрация ребенка, рожденного вне брака. Установление отцовства (материнства). Оспаривание отцовства (материнства). Личные права несовершеннолетнего ребенка. Имущественные права несовершеннолетнего ребенка. Права и обязанности родителей и детей. Ограничение родительских прав (понятие, основания, правовые последствия). Лишение родительских прав (понятие, основания, правовые последствия). Восстановление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов. Лекции 5 1 ОПК-1, ПК-1, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.1, Л1.1
7.2. Основания, порождающие права и обязанности родителей и детей. Регистрация ребенка, рожденного в браке. Регистрация ребенка, рожденного вне брака. Установление отцовства (материнства). Оспаривание отцовства (материнства). Личные права несовершеннолетнего ребенка. Имущественные права несовершеннолетнего ребенка. Права и обязанности родителей и детей. Ограничение родительских прав (понятие, основания, правовые последствия). Лишение родительских прав (понятие, основания, правовые последствия). Восстановление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов. Практические 5 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.1, Л1.1
7.3. Основания, порождающие права и обязанности родителей и детей. Регистрация ребенка, рожденного в браке. Регистрация ребенка, рожденного вне брака. Установление отцовства (материнства). Оспаривание отцовства (материнства). Личные права несовершеннолетнего ребенка. Имущественные права несовершеннолетнего ребенка. Права и обязанности родителей и детей. Ограничение родительских прав (понятие, основания, правовые последствия). Лишение родительских прав (понятие, основания, правовые последствия). Восстановление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов. Сам. работа 5 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Правоотношения между другими членами семьи
8.1. Личные и имущественные правоотношения между другими членами семьи. Обязанности совершеннолетних братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер. Дополнительные условия, порождающие эту обязанность. Обязанности дедушек и бабушек по содержанию своих внуков (несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных). Обязанность внуков содержать своих нетрудоспособных нуждающихся дедушек и бабушек. Обязанность фактических воспитанников содержать своих нетрудоспособных нуждающихся фактических воспитателей. Условия, при которых суд может освободить воспитанника от содержания фактического воспитателя. Обязанности пасынков (падчериц) по содержанию нетрудоспособного нуждающегося отчима или мачехи. Размер алиментов, взыскиваемых на других членов семьи. Взыскание алиментов в судебном порядке Лекции 5 1 ОПК-1, ПК-1, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.1, Л1.1
8.2. Личные и имущественные правоотношения между другими членами семьи. Обязанности совершеннолетних братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер. Дополнительные условия, порождающие эту обязанность. Обязанности дедушек и бабушек по содержанию своих внуков (несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных). Обязанность внуков содержать своих нетрудоспособных нуждающихся дедушек и бабушек. Обязанность фактических воспитанников содержать своих нетрудоспособных нуждающихся фактических воспитателей. Условия, при которых суд может освободить воспитанника от содержания фактического воспитателя. Обязанности пасынков (падчериц) по содержанию нетрудоспособного нуждающегося отчима или мачехи. Размер алиментов, взыскиваемых на других членов семьи. Взыскание алиментов в судебном порядке Практические 5 0 ОПК-1, ПК-1, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.1, Л1.1
8.3. Обязанности совершеннолетних братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер. Дополнительные условия, порождающие эту обязанность. Обязанности дедушек и бабушек по содержанию своих внуков (несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных). Обязанность внуков содержать своих нетрудоспособных нуждающихся дедушек и бабушек. Обязанность фактических воспитанников содержать своих нетрудоспособных нуждающихся фактических воспитателей. Условия, при которых суд может освободить воспитанника от содержания фактического воспитателя. Обязанности пасынков (падчериц) по содержанию нетрудоспособного нуждающегося отчима или мачехи. Размер алиментов, взыскиваемых на других членов семьи. Взыскание алиментов в судебном порядке Сам. работа 5 6 ОПК-1, ПК-1, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
9.1. Формы принятия детей на воспитание в условиях семьи. Защита интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Обстоятельства, при которых дети оказываются без попечения родителей. Выявление органами опеки и попечительства детей, оставшихся без попечения родителей и осуществление последующего контроля за условиями их жизни. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Принятие мер к устройству ребенка в семью. Обстоятельства, которые должны учитываться при устройстве ребенка в семью. Усыновление – приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Условия и порядок усыновления детей. Правовые последствия усыновления. Отмена усыновления. Правовые последствия отмены усыновления. Опека и попечительство как форма семейного воспитания детей. Приемная и патронатная семеья. Лекции 5 1 ОПК-1, ПК-1, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.1, Л1.1
9.2. Формы принятия детей на воспитание в условиях семьи.Защита интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Обстоятельства, при которых дети оказываются без попечения родителей. Выявление органами опеки и попечительства детей, оставшихся без попечения родителей и осуществление последующего контроля за условиями их жизни. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Принятие мер к устройству ребенка в семью. Обстоятельства, которые должны учитываться при устройстве ребенка в семью. Усыновление – приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Условия и порядок усыновления детей. Правовые последствия усыновления. Отмена усыновления. Правовые последствия отмены усыновления. Опека и попечительство как форма семейного воспитания детей. Приемная и патронатная семеья. Практические 5 0 ОПК-1, ПК-1, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.1, Л1.1
9.3. Формы принятия детей на воспитание в условиях семьи.Защита интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Обстоятельства, при которых дети оказываются без попечения родителей. Выявление органами опеки и попечительства детей, оставшихся без попечения родителей и осуществление последующего контроля за условиями их жизни. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Принятие мер к устройству ребенка в семью. Обстоятельства, которые должны учитываться при устройстве ребенка в семью. Усыновление – приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Условия и порядок усыновления детей. Правовые последствия усыновления. Отмена усыновления. Правовые последствия отмены усыновления. Опека и попечительство как форма семейного воспитания детей. Приемная и патронатная семеья. Сам. работа 5 16 ОПК-1, ПК-1, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Предмет и метод семейного права.
2. Понятие семейного права и место семейного права в системе права.
3. Принципы семейно-правового регулирования.
4. Семейное законодательство.
5. Понятие и виды семейных правоотношений.
6. Понятие семьи. Семейная право- и дееспособность.
7. Юридические факты в семейном праве.
8. Родство и свойство: их правовое значение.
9. Установление семейно-правовых фактов.
10. Соглашения в семейном праве (понятие, виды, особенности).
11. Сроки в семейном праве и их правовое значение.
12. Осуществление и защита семейных прав.
13. Семейно-правовая ответственность (понятие, особенности).
14. Меры защиты в семейном праве и их отличие от семейно-правовой ответственности.
15. Понятие брака, условия и порядок его заключения.
16. Недействительность брака.
17. Прекращение брака. Расторжение брака в органах загса.
18. Расторжение брака в судебном порядке.
19. Отличия расторжения брака от признания брака недействительным.
20. Личные неимущественные права и обязанности супругов.
21. Общая собственность супругов.
22. Состав имущества супругов.
23. Собственность каждого из супругов (раздельное, индивидуальное).
24. Осуществление супругами правомочий собственника.
25. Раздел имущества супругов. Ответственность супругов по долгам.
26. Брачный договор (понятие, форма, содержание).
27. Прекращение и изменение брачного договора. Признание брачного договора недействительным.
28. Основания, порождающие родительские правоотношения.
29. Регистрация рождения ребенка по заявлению матери.
30. Регистрация ребенка по заявлению отца.
31. Установление отцовства и факта признания отцовства.
32. Оспаривание отцовства (материнства).
33. Права несовершеннолетних детей.
34. Права и обязанности родителей.
35. Осуществление родительских прав и их защита.
36. Осуществление родительских прав отдельно проживающим родителем.
37. Меры государственной помощи семьям, имеющим детей.
38. Защита прав несовершеннолетних детей.
39. Лишение родителей родительских прав (основания, порядок).
40. Правовые последствия лишения родителей родительских прав. Восстановление в родительских правах.
41. Ограничение родительских прав.
42. Алиментные правоотношения супругов и бывших супругов.
43. Алиментные правоотношения родителей и детей.
44. Алиментные правоотношения других членов семьи.
45. Соглашение об уплате алиментов (понятие, форма, правовое значение).
46. Порядок уплаты и взыскания алиментов.
47. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Реестр детей, оставшихся без попечения родителей.
48. Усыновление (удочерение). Понятие, значение, порядок усыновления.
49. Дети, подлежащие усыновлению. Лица, могущие быть усыновителями.
50. Условия усыновления.
51. Тайна усыновления и меры по ее обеспечению.
52. Правовые последствия усыновления.
53. Отмена усыновления (основания, порядок).
54. Правовые последствия отмены усыновления.
55. Опека и попечительство как форма семейного воспитания детей.
56. Права и обязанности опекунов (попечителей).
57. Прекращение опеки и попечительства.
58. Приемная семья (понятие, значение, приемные дети и приемные родители).
59. Договор о передаче ребенка в приемную семью.
60. Основания и последствия прекращения договора о передаче ребенка в приемную семью.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Соглашения в семейном праве.
2. Семейные правоотношения.
3. Юридические факты в семейном праве.
4. Соотношение семейного и гражданского законодательства.
5. Имущественные правоотношения супругов.
6. Понятие и особенности брачного договора.
7. Расторжение брака в органах загса.
8. Расторжение брака в судебном порядке.
9. Семейная правоспособность и ее особенности.
10. Права несовершеннолетних детей.
11. Лишение родительских прав.
12. Ограничение родительских прав.
13. Условия усыновления.
14. Право ребенка на защиту и его осуществление.
15. Семейно-правовая ответственность.
16. Осуществление имущественных прав ребенком.
17. Меры защиты в семейном праве.
18. Установление отцовства.
19. Приемная семья.
20. Законный режим имущества супругов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пчелинцева Л.М. - под ред., Цитович Л.В. - под общ. ред. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Краснова Т.В., Кучинская Л.А. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru - ЭБС «Университетская библиотека online»,
Э2 http://e.lanbook.com - ЭБС издательства "Лань",
Э3 http://law.edu.ru - федеральный образовательный портал "Юридическая Россия"
Э4 курс на Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
4. Гас. Рф. Правосудие https://sudrf.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Трудности в изучении дисциплины могут быть вызваны и субъективными причинами. Наиболее распространенные: непосещение и систематические пропуски лекционных и семинарских занятий. Здесь студентам важно понять что целенаправленное и глубокое изучение дисциплины, возможно, только при использовании всех форм обучения. Лекции дают возможность получить знание предмета в системе, разобраться в вопросах, которые либо вообще не рассматриваются в учебниках, либо изложены очень кратко. Жанр учебников таков, что не предполагает объяснений, практических примеров, а без восполнения этих пробелов студенты, в подавляющем большинстве случаев не могут самостоятельно справиться с материалом, в результате чего у них возникают серьёзные проблемы на экзаменах. На семинарских занятиях студенты под руководством преподавателя учатся применять законодательство. Следует иметь в виду, что знания по изучаемой дисциплине можно получить только своим трудом, роль преподавателя – помочь в этом нелегком деле. Поэтому изучать дисциплину следует не только в университетских аудиториях, но и «на дому». Самостоятельная работа студента предполагает чтение по рекомендации преподавателя монографической литературы, научных статей, подготовку научных докладов, реферирование и др.
Задачи самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Продолжение изучения дисциплины в «домашних» условиях по программе, предложенной преподавателем.
2. Привитие студентом интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.
Формы самостоятельной работы:
1. Прочтение по рекомендации преподавателя монографических изданий, научных статей в юридических журналах. Конспектирование этих работ с последующим докладом и обсуждением на практических занятиях, в научных студенческих кружках.
2. Привитие студентам интереса к «живой» практике работы судов, адвокатуры путем посещения судебных заседаний. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам обсуждаются на практических занятиях.
3. Выполнение студентами домашних заданий по составлению юридических документов.
4. Написание рефератов, что преследует цель развития у студентов умения читать юридические сочинения, анализировать их, устанавливать сходство и различия во взглядах их авторов и излагать извлеченные знания самостоятельно, грамотным юридическим языком. Предметом реферирования может быть также законодательство, материалы судебной и арбитражной практики.
5. Выполнение курсовых и контрольных работ по тематике, определенной преподавателем.