МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История древнего мира

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-2-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 93
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 93 93 93 93
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Козулин Вячеслав Николаевич

Рецензент(ы):
д.и.н., зав.кафедрой, Чернышов Юрий Георгиевич

Рабочая программа дисциплины
История древнего мира

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 История (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «История древнего мира» является формирование у студентов систематических знаний о периоде древнего мира всеобщей истории. К задачами дисциплины относятся приобретение навыков выявления общих и частных аспектов периода истории древнего мира, влияние этого периода на последующие этапы всемирной истории.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.По завершению курса студент должен иметь представление об исторических процессах и событиях происходивших в древний период, знать специфики древних обществ и культур.
3.2.Уметь:
3.2.1.В результате освоения данного курса студент должен овладеть следующими знаниями и умениями:
- понимать значение курса в системе гуманитарных дисциплин, его задачи и методы;
- уметь ориентироваться в разделах дисциплины;
- знать основные исторические события периода древнего мира;
- знать специфику рабовладельческих обществ древнего мира;
- знать основные механизмы, факторы и тенденции развития первобытных обществ;
- знать основные государственные образования древневосточных обществ и их хронологию.
- знать основных исторических деятелей и правителей Древнего мира

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.В результате освоения данного курса студент должен овладеть навыками:
- научного и сравнительного анализа исторических событий периода истории древнего мира;
- видения особенностей исторических процессов периода древнего мира, повлиявших на формирование мировой культуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История первобытного общества
1.1. Введение. Понятие «первобытное общество». Дискуссии о его месте в человеческой истории. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Проблемы антропогенеза и социогенеза. Переход к социально-стратифицированному обществу. Основные эпохи мировых цивилизаций. Типы цивилизаций в древности. Первобытная культура. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Проблемы антропогенеза и социогенеза. Переход к социально-стратифицированному обществу. Основные эпохи мировых цивилизаций. Типы цивилизаций в древности. Первобытная культура. Практические 2 6 ОК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. История Древнего Востока
2.1. История Древней Месопотамии. История Древнего Египта. Хеттское царство. Восточное Средиземноморье в древности Лекции 2 4 ОК-2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.2. История Древней Месопотамии. История Древнего Египта. Хеттское царство. Восточное Средиземноморье в древности Практические 2 6 ОК-2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.3. Обзор лекционного материала и дополнительной литературы по разделу Сам. работа 2 42 ОК-2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.4. История Древней Индии, Древнего Китая, Древнего Ирана. Лекции 2 4 ОК-2 Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.5. История Древней Индии, Древнего Китая, Древнего Ирана. Практические 2 6 Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. История Древней Греции
3.1. Источники по истории Древней Греции. Природа и население Древней Греции. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л2.3, Л1.1
3.2. Подготовка к семинарскому занятию. Обзор лекционного материала и дополнительной литературы по разделу Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.2, Л2.3, Л1.1
3.3. Источники по истории Древней Греции. Природа и население Древней Греции. Практические 2 6 ОК-2 Л1.2, Л2.3, Л1.1
3.4. Древнейшие Эгейские цивилизации. Архаический период истории Древней Греции. Классический период истории Древней Греции. Эпоха эллинизма Лекции 2 4 ОК-2 Л1.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 4. История Древнего Рима
4.1. Источники по истории Древнего Рима. Природа и население Древнего Рима Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1
4.2. Подготовка к семинарскому занятию. Обзор лекционного материала и дополнительной литературы по разделу Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1
4.3. Источники по истории Древнего Рима. Природа и население Древнего Рима Практические 2 6 ОК-2 Л1.2, Л2.3, Л1.1
4.4. Возникновение и древнейший период истории Рима. Эпоха Римской республики. Эпоха Римской империи. Эпоха домината. Лекции 2 4 ОК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1
4.5. Возникновение и древнейший период истории Рима. Эпоха Римской республики. Эпоха Римской империи. Эпоха домината. Практические 2 6 ОК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1
4.6. Подготовка к экзамену Сам. работа 2 35 ОК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.7. Экзамен 2 27 ОК-2 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общ. ред. Кудрявцевой Т.В. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Питулько Г. Н., Полохало Ю. Н., Стецкевич Е. С., Шишкин В. В. ; Под ред. Питулько Г.Н. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л1.3 Никишин В.О. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. ДРЕВНИЙ РИМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. КОНСПЕКТ УРОКОВ В 3 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. КОНСПЕКТ УРОКОВ В 3 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. КОНСПЕКТЫ УРОКОВ В 3 Ч. ЧАСТЬ 3. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека исторического факультета МГУ www.hist.msu.ru
Э2 Сайт Государственного Исторического Музея www.shm.ru
Э3 Библиотека текстов Древнего мира и средневековья www.vostlit.info
Э4 Электронный ресурс о Древнем Риме «Римская слава» www.roman-glory.com
Э5 Библиотека античной литературы library.greekroman.ru
Э6 Учебная дисциплина «История древнего мира» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение древней истории в вузе происходит тогда, когда студенты еще только начинают осваивать навыки самостоятельной работы с источниками и научной литературой. Именно в этот момент им особенно необходимо ознакомление с методическими рекомендациями и программами, дающими ответы на важнейшие из возникающих вопросов.
Следует отметить, что методические материалы такого рода уже были разработаны и изданы в различных университетах страны (так, составителем были учтены основные положения следующих изданий: Кузищин В.И, Садовская М.С., Строгецкий В.М. История древнего мира. М., 1984; Кузищин В.И., Соловьева С.С. Программа дисциплины "История древнего мира". М., 1986; Климов О.Ю. Студенческая научная работа по истории древнего мира. Мурманск, 1987; Круглов Е.А. Курсовые работы по истории древнего мира. Уфа, 1988; Пальцева Л.А. История Древней Греции. Л., 1988; Чернышов Ю.Г. Курсовые и контрольные работы по истории Древней Греции и Рима. Барнаул, 1990). Необходимость появления данного издания вызвана тем, что вышеназванные пособия давно уже стали библиографической редкостью. Кроме того, в них далеко не всегда отражены те подходы, которые стали преобладающими в исторической науке в последние годы. Наконец, в настоящем издании учтены новейшие публикации по истории и культуре античного мира.
Итак, что в первую очередь должны учитывать студенты, приступающие к изучению истории Древней Греции и Рима? Опыт показывает, что зачастую доклады начинающих студентов на семинарских занятиях, а также курсовые работы носят во многом компилятивный характер, в них еще не наблюдается ни полного охвата имеющихся материалов, ни попыток их самостоятельного анализа. Для того, чтобы быстрее избавиться от этих "детских болезней", более рационально использовать время и добиться лучших результатов по освоению какой-либо конкретной темы, рекомендуется построить работу по заранее намеченному плану, который может включать следующие действия.
Первое. Вначале следует посвятить время общему ознакомлению с темой. Лучше всего для этого прочитать соответствующие разделы в новейшей учебной литературе, обращая внимание на характеристики эпохи, общий контекст исторических событий. Среди существующих изданий для этого можно порекомендовать последние издания учебников под редакцией В.И.Кузищина, а также трехтомную "Историю древнего мира" (см. список литературы). Необходимо добиться "вживания" в тему, чтобы правильно представлять общую ситуацию, последовательность событий, а также знать важнейшие имена и даты. Обязательно следует также изучить исторические карты соответствующего периода.
Второе. После этого можно переходить к составлению библиографии. Чтобы легче ориентироваться в массе литературы или, напротив, отыскать немногочисленные исследования по какой-либо узкой теме, можно обратиться к специальным библиографическим изданиям. Но начинать лучше с обращения к общедоступным справочным и энциклопедическим изданиям (например, "Советской исторической энциклопедии", где при каждой статье приводится список важнейшей литературы), а также с просмотра предметного и алфавитного каталогов в библиотеках.
Аннотации на важнейшие работы содержатся в указателях Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН): "Новая советская литература по общественным наукам. История. Археология. Этнография", "Новая иностранная литература по общественным наукам. История. Археология. Этнография". Сведения об иностранных книгах, поступавших в библиотеки страны, содержатся в указателе: "Сводный бюллетень новых иностранных книг в библиотеках СССР. Общественные науки". Кроме того, в ИНИОН издавались выпуски реферативных журналов, содержащих библиографические описания и краткое изложение содержания важнейших новых исследований. См.: "Общественные науки за рубежом. Реферативный журнал. Серия 5. История".
Издания трудов античных авторов на русском языке перечислены в книгах: Источниковедение Древней Греции (эпоха эллинизма). М., 1982; Бокщанин А.Г. Источниковедение Древнего Рима. М., 1981, а также в учебных пособиях по истории античной литературы, написанных С.И. Радцигом, Н.А. Чистяковой, Н.В. Вулих, А.А. Тахо-Годи, И.М. Тронским и др.). Указанные издания имеются в краевой и университетской библиотеках.
При сборе библиографической информации следует обязательно выписывать полные библиографические данные нужных работ: это потребуется при оформлении ссылок и списка использованной литературы. Для статьи полное библиографическое описание включает фамилию и инициалы автора, название статьи, название журнала или сборника, в котором помещена статья, год, номер и страницы (для журнала) или место выхода, издательство, год выхода и страницы (для сборника). Полное библиографическое описание книги включает те же элементы, что и описание сборника, плюс общее количество страниц.
Третье. Непременным условием всякого самостоятельного исторического исследования является знакомство с источниками. Именно в источниках содержится та "первичная информация", которая лишь интерпретируется позднейшими авторами. Вместе с тем при работе с произведениями античных авторов студент должен научиться критически оценивать получаемые сведения и при возможности проверять их через сопоставление с данными иных (в том числе не только письменных) источников. Необходимо учитывать, что многим античным авторам присущи субъективизм, недостаточная информированность, использование непроверенных сведений, вера в разного рода "знамения" и т.п. Бывает весьма полезно изучить биографию автора, его социальное положение, его приверженность той или иной философии и т.д. Следует также обязательно учитывать специфику жанра: степень достоверности информации во многом зависит от того, в каком произведении она содержится - например, в комедии, в лирическом стихотворении, панегирике или научном трактате.
Цитирование античных авторов в научной литературе имеет своеобразную и вполне оправданную традицию, согласно которой в сноске указывается не номер страницы того или иного издания, а номер книги (или песни), главы, строки (или стиха), на которые делится во всех изданиях текст данного прозаического или поэтического произведения.
Обычно сноски на античных авторов приводятся в круглых скобках, сокращенно, по-латински, непосредственно в тексте работы. Так, например, приводя оценку Аппианом реформ братьев Гракхов, в сноске достаточно указать: (Арр., В.С., I,11). Допускается и упрощенный вариант, который можно рекомендовать студентам, недостаточно уверенным в своей латыни: сноска делается внизу страницы, а имя автора и название произведения пишутся по- русски, например: Аппиан. Гражданские войны, I,11. Следует, однако, напомнить, что в списке использованных источников и литературы необходимо приводить полное библиографическое описание использованного издания, например: Аппиан. Гражданские войны / Пер. с греч. под ред. С.А.Жебелева и О.О.Крюгера. Л.: ОГИЗ, 1935. 351 с. В случае, если свидетельство античного автора было использовано "из вторых рук" и не проверено, в сноске нужно указать, из какой именно книги заимствована цитата, например: Цицерон. Письма к Аттику, II,1,8. Цит. по: Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М., 1976. С. 193.
Четвертое. Необходимо как можно более полно изучить доступную научную литературу по теме. Такое изучение целесообразнее начинать с наиболее солидных исследований обобщающего характера, а уже затем переходить к статьям, посвященным углубленному изучению частных вопросов. Следует обращать особое внимание на расхождения в оценках, встречающиеся в разных работах. В таких случаях, прежде чем встать на чью-то сторону, следует досконально изучить аргументацию каждого автора. Опыт показывает, что начинающие исследователи нередко впадают в одну из двух крайностей: либо некритично воспроизводят выводы какого-либо исследователя, либо, наоборот, резко отвергают их, не особенно обременяя себя серьезной аргументацией. Между тем культура научной дискуссии предполагает не только критичное, но и максимально уважительное отношение к мнению оппонента. Даже критикуя чье-либо мнение, ни в коем случае не следует переходить "на личности", обвинять человека в "фальсификации", "ангажированности" и т.п. Гораздо лучше будет доказывать свою правоту, основываясь на профессиональном знании фактов.
При конспектировании научной литературы рекомендуется выписывать не только оценочные суждения, но и ссылки на еще не известные автору источники и исследования, а также на факты, которые могут быть использованы для более полного раскрытия темы. При этом необходимо либо сохранять в неизменности авторский текст, беря его в кавычки, либо сокращенно излагать его своими словами (в последнем случае нельзя будет использовать выписку как цитату, поскольку в цитате не допускаются какие- либо изменения авторского текста, за исключением его сокращения).
Выписки лучше делать на отдельных листах стандартного размера и писать только с одной стороны листа, оставляя по бокам поля. На полях нужно обязательно указывать номера страниц, на которых находятся выписанные отрывки (без этого не удастся потом правильно сделать сноски). Рекомендуется также сразу записывать на полях конспекта возникшие при чтении собственные замечания, догадки - вернувшись к ним впоследствии, можно будет при необходимости выстроить из них предположение или гипотезу.
Пятое. Завершив в основном изучение источников и литературы, необходимо, прежде чем садиться за написание текста, попытаться хотя бы предварительно выстроить изученный материал в систему. Следует еще раз продумать формулировку темы и выстроить информационные блоки так, чтобы в комплексе они максимально полно раскрывали эту тему.
Любой доклад или письменная работа состоят обычно из трех основных частей: введения, основной части (в письменных работах слова "основная часть" не пишутся: обычно эта часть работы разделена на главы и параграфы) и заключения. Во введении дается постановка проблемы, характеризуются источники и историография (обязательно применительно к конкретной теме), определяются цели и задачи работы, обосновываются метод и логика исследования. В основной части рассматривается фактический материал, на основании анализа которого делаются выводы (в письменных работах каждая глава должна представлять собой как бы небольшое самостоятельное исследование, т.е. включать название, введение, основную часть и заключение). В заключении необходимо суммировать все те выводы, которые были сделаны в основной части, а также дать исчерпывающие ответы на все те вопросы, которые были поставлены во введении.
Учитывая вышесказанное, следует перед написанием текста попытаться составить развернутый план-проспект работы или доклада, отразив в нем предполагаемую структуру работы и основные выводы. Рекомендуется обсудить такой план с преподавателем (научным руководителем), чтобы при необходимости своевременно внести поправки.
Шестое. Имея четко продуманный план-проспект работы, можно переходить к ее написанию. Рекомендуется сначала написать черновик основной части, а уже затем переходить к введению и заключению. Необходимо вести изложение собственными словами, ни в коем случае не прибегая к заимствованию кусков текста у других авторов (в научном мире это расценивается как плагиат). Работа не должна выглядеть как простой пересказ материала: необходимо сопоставлять разные версии источников, различные оценки исследователей, аргументированно отстаивая собственное мнение.
Цитирование и ссылки на специальную литературу следует применять главным образом тогда, когда в этих изданиях приводятся какие-либо малоизвестные факты, или же оригинальные оценки, суждения. Не следует злоупотреблять цитированием; иногда бывает достаточно коротко изложить суть позиции автора. Но в любом случае необходимо комментировать цитаты и ссылки в тексте работы (например: "И.Д.Амусин делает вывод: "... в кумранской идеологии впервые пробила себе место идея замены избранничества целого этноса избранничеством индивидуальным", или: "Как подчеркивает И.Д.Амусин, у кумранитов играет особую роль идея индивидуального избранничества").
Рекомендуется обратить особое внимание на стиль изложения. Не стоит делать слишком длинные предложения, нагромождая придаточные предложения и деепричастные обороты. Вместе с тем следует избегать использования "бытовой" лексики. Академический стиль изложения предполагает использование выражений типа "думается", "представляется более обоснованным", "по-видимому", "как нам кажется". Нежелательно писать или говорить "я считаю", "я опровергну" и т.п. Вообще, не принято привлекать излишнее внимание к собственной персоне, приводя автобиографические данные, когда это не связано прямо с темой исследования. Наилучшее впечатление оставляет четкий и лаконичный стиль работы, не лишенный в то же время некоторых художественных достоинств.
Седьмое. Очень многое зависит не только от качества содержания, но и от формы подачи материала. Как правило, они соответствуют друг другу, но иногда плохая форма подачи наносит огромный ущерб неплохому содержанию.
Если говорить о сообщении на семинаре или докладе на конференции, то здесь следует обратить особое внимание на то, чтобы аудитория легко и с интересом воспринимала информацию. Для этого бывает полезно использовать хотя бы некоторые из приемов ораторского искусства (четкое и достаточно громкое произношение, актуализирующие жесты и т.д.). Устное сообщение не должно быть загромождено обилием фактов и цифр. В нем следует особенно четко обозначить основную проблему. Необходимо также учитывать степень информированности аудитории, опираясь на уже известные ей факты и приводя новые. Не стоит злоупотреблять частым приведением малоизвестных греческих и латинских терминов. Завершая выступление, необходимо еще раз акцентировать внимание на основной идее доклада. Кроме этого, выступающий должен быть готов дать аргументированные и корректные ответы на возможные вопросы.
Оформление письменной работы по истории Древней Греции и Рима в целом соответствует действующим общим правилам и требованиям, предъявляемым к такого рода работам. От студента требуется лишь приучить себя неотступно следовать этим правилам, проявляя максимальную аккуратность и даже педантизм при оформлении работы. Особое внимание следует обратить на оформление сносок, а также списка использованных источников и литературы. По аккуратности оформления часто судят об отношении автора к своей работе.