МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методика воспитания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория и методика воспитания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение знаниями по проблемам теоретико-практических основ воспитания в условиях современной школы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные проблемы современной школы в области воспитания
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в специфике и структуре воспитательной деятельности, обобщать и систематизировать знания по педагогическим проблемам темам курса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими умениями и навыками, необходимыми для применения курса в учебно-воспитательном процессе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специфические особенности процесса воспитания в сравнении с процессом обучения
1.1. Воспитание, самовоспитание и перевоспитание Лекции 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Единство и взаимосвязь процессов воспитания и обучения Лекции 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Принципы воспитания Практические 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Единство и взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Принципы воспитания Сам. работа 9 12 ОПК-1, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Понятие о методах воспитания
2.1. Требования, предъявляемые к методам воспитания. Классификация методов воспитания Лекции 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Методы формирования сознания Практические 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения Практические 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Методы стимулирования поведения и деятельности Практические 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Коллектив, его воспитательные функции, роль в разностороннем развитии личности, основные признаки коллектива
3.1. Этапы формирования коллектива, динамика развития Лекции 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Педагогическое руководство коллективом на каждом этапе Практические 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Пути формирования коллектива Практические 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Методы изучения коллектива Сам. работа 9 10 ОПК-1, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Деятельность классного руководителя
4.1. Основные характеристики классного руководителя (Исследовательская компетентность, коадаптационное мастерство, медиаобразованность, мобильность, конкурентоспособность, коммуникабельность) Лекции 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Деятельность классного руководителя: общая характеристика Практические 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя Сам. работа 9 12 ОПК-1, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Воспитательное мероприятие как основной элемент процесса воспитания
5.1. Сущность воспитательного мероприятия Лекции 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Формы проведения воспитательных мероприятий Лекции 9 2 ОПК-1, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Классификация воспитательных мероприятий по компонентам личности Практические 9 4 ОПК-1, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.4. Методика подготовки и проведения воспитательных мероприятий Практические 9 4 ОПК-1, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.5. Система воспитательных мероприятий Сам. работа 9 11 ОПК-1, ПК-11, ПСК-4.1, ПСК-4.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рожков М. И., Байбородова Л. В., Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. ; Под ред. Рожкова М.И. ПЕДАГОГИКА В 2 Т. ТОМ 2. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Рожков М. И., Байбородова Л. В. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. И. Гриценко Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория и методика воспитания Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Теория и методика воспитания ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Теория и методика воспитания portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов.
В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.