МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные вопросы работы с технотронными и электронными документами
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.04.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационные системы и архивы в региональной системе управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_04_02_ДСиА-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 102
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 102 75 102 75
Итого 144 117 144 117

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Чекрыжова О.И.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент , Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные вопросы работы с технотронными и электронными документами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государтсвенный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение(уровень магистратуры), утв. приказом Министерства образовани и науки РФ от 08.04.2015 №375

составлена на основании учебного плана:
46.04.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является изучение специальных (технотронных и электронных) видов документов,теоретических и практических проблем функционирования архивов, хранящих эти виды документов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности
ОПК-6: способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы)
ПК-1: владение профессиональными знаниями основных проблем документоведения и архивоведения
ПК-2: понимание сущности процессов, происходящих в области документоведения и архивоведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общую информатику, методику источниковедческого анализа документов; методику архивного дела, классификации архивных документов в пределах Архивного фонда РФ; методы и технологии работы с электронными и технотронными документами.
3.2.Уметь:
3.2.1.выбрать цифровой формат представления архивных документов; выбрать разрешение при
сканировании фотодокументов, иллюстрационных и графических архивных документов; ориентироваться в
технологиях и выборе устройств оцифровки документов на бумажных носителях, фотодокументов,
фонодокументов и видеодокументов; ориентироваться в выборе носителя информации или устройства
хранения данных для массива цифровых копий (электронных документов) при создании электронного
архива
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с основными устройствами оцифровки архивных документов, навыками
организации работ по организации оцифровки документов, основами применения современных
информационных технологий в практике работы архивов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ. ЭВОЛЮЦИЯ НОСИТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИИ.
1.1. Основные понятия и определения: технотронный документ, аудиовизуальные документы, электронный документ. История развития вычислительной техники и эволюция носителей информации. Лекции 2 4 ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.2. История эволюции носителей технотронных документов: кино-, фото-документов, звукозаписей и электронных носителей. Практические 2 4 ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.3. История эволюции носителей технотронных документов: кино-, фото-документов, звукозаписей и электронных носителей. Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
1.4. Основные понятия и определения: технотронный документ, аудиовизуальные документы, электронный документ. История развития вычислительной техники и эволюция носителей информации. Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.5. Классификация электронных документов Практические 2 4 ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
1.6. Классификация электронных документов Лекции 2 4 ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
Раздел 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА ЭЛЕКТРОННОЙ И ТЕХНОТРОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.
2.1. Нормативная и законодательная база обеспечения электронного документооборота. Практические 2 6 ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.2. Электронная подпись и аутентичность электронных документов. Практические 2 2 ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.3. Электронная подпись и аутентичность электронных документов. Сам. работа 2 10 ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.4. Авторское право и архивное хранение аудиовизуальных документов. Практические 2 2 ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
2.5. Авторское право и архивное хранение аудиовизуальных документов. Сам. работа 2 8 ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
Раздел 3. ТЕХНОЛОГИИ ОЦИФРОВКИ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ РАЗЛИЧНОГО ВИДА.
3.1. Основные этапы работы по комплектованию государственного архива технотронными документами Практические 2 4 ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
3.2. Основные этапы работы по комплектованию государственного архива технотронными документами Лекции 2 4 ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
3.3. Технические средства оцифровки различных видов архивных документов. Сканеры, дигитайзеры, платы оцифровки фоно- и видеодокументов. Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
3.4. Технические средства оцифровки различных видов архивных документов. Сканеры, дигитайзеры, платы оцифровки фоно- и видеодокументов. Практические 2 2 ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
3.5. Современная практика создания автоматизированных информаюпоисковых систем (баз данных, электронных путеводителей). Сам. работа 2 12 ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1
3.6. Изучение литературы и источников по курсу. Подготовка к аттестации. Сам. работа 2 45 ОПК-3, ОПК-6, ПК-1, ПК-2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Технотронный документ, аудиовизуальные документы, электронный
документ –понятия определения.
История развития
вычислительной техники и эволюция носителей информации
История эволюции носителей технотронных документов: кинодокументов.
История эволюции носителей технотронных документов фото-документов.
История эволюции носителей технотронных документов: звукозаписей.
Классификация электронных документов.
Нормативная и законодательная база обеспечения электронного документооборота
Электронная подпись и аутентичность электронных документов
Авторское право и архивное хранение аудиовизуальных документов
Основные этапы работы по комплектованию государственного архива технотронными документами
Технические средства оцифровки различных видов архивных документов. Сканеры, дигитайзеры, платы оцифровки фоно- и видеодокументов
Обеспечение сохранности документов в технотронных архивах.
Обеспечение сохранности документов в архивах.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Выполните исследовательскую работу по темам:
«История возникновения технотронных документов»
«Эволюция различных носителей информации».

Требования к выполнению задания:
1.Объем работы 5-10 листов А4 или презентация из 15-25 слайдов.
2. Самостоятельный характер работы.
3. Грамотное оформление текстов (презентаций).

Полный перечень заданий см. в ЭУМК по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1655
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение (ФОС)
ФОС размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1655
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чекрыжова О.И. Технотронные документы и архивы: учебное пособие , 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3420
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В. Н. Владимирова, И. М. Гарсковой Круг идей: базы данных в исторических исследований : [сб. науч. тр.] / АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики, Ассоциация "История и компьютер" : сборник научных статей Барнаул, Азбука, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/438
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. система «Дело» компании Электронные офисные системы // www.eos.ru
Э2 2. система «LANDOCS» фирмы Ланит // www.landocs.ru
Э3 3. система «DOCUMENTUM» корпорации ЕМС DOCUMENTUM // www.documentum.ru
Э4 4. системы «COMPANY-MEDIA» и «OFFICE-MEDIA» компании Intertrust // www.intertrust.ru
Э5 5. система «Босс-Референт» // www.boss.ru
Э6 6. портал «Архивы России» // http://www.rusarchives.ru/
Э7 7. - Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" http://e.lanbook.com
Э8 8. - Университеская библиотека online http://www.biblioclub.ru -
Э9 Курс в Moodle "АВРсТиЭД" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1655
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).




7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение актуальных вопросов технотронной и электронной документации. Курс может быть освоен на Едином образовательном портале АлтГУ. При самостоятельной подготовке рекомендуется использовать дополнительные учебные материалы из научной библиотеки АлтГУ, электронных ресурсов, а также материалы, указанные на Едином образовательном портале АлтГУ.
Предлагаемый курс должен обеспечить слушателей теоретической базой и практическими умениями и навыками в рамках изучаемой дисциплины. Курс состоит из лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студента.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекции, практические занятия, самостоятельные занятия. В процессе работы над курсом используются: графические материалы, наглядные материалы представляемые в виде раздаточного материала или в ЭУМКД при самостоятельном освоении тем.
В лекциях рассматриваются необходимые теоретические материалы, законодательную и нормативную базу изучаемых вопросов а так же приводятся практические примеры, представляющие практику. Достаточно широко освещается имеющийся зарубежный опыт, постоянно, однако, сопоставляя его с возможностями применения в российских условиях.
Российский опыт в лекциях рассматривается в динамике хронологического перехода от досоветского периода к советской практики и проблематики к современности.
Практические занятия организуются для закрепления лекционного материала. В ходе их проведения используются активные формы, предполагающие значительную работу студентов с конкретными документами и выполнение определенных видов работ, в том числе с документами для выработки практических умений и навыков работы.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
– внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
– найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
– после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
– продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
– продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
При выполнении письменных работ студент должен самостоятельно проработать материалы темы и оформить их в виде текста с сопровождением необходимых иллюстраций, если это требуется для раскрытия вопроса. Рассуждения должны быть оригинальными, грамотно оформленными.
Самостоятельная подготовка студентов базируется на изучении рекомендованной по курсу литературы, законодательных актов, нормативных материалов. В процессе изучения курса студенты должны обратить внимание на изучение основных понятий, общих закономерностей и тенденций развития в рамках изучаемой дисциплины.
Самостоятельная работа выполняется в удобное для студента время, представляется преподавателю и обсуждается в ходе практических занятий и консультаций. Данный формат предусматривает большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля.
Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к экзамену простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На экзамене требуется ответить на 2 вопроса, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 40 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.