МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационно-аналитическое обеспечение органов власти
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.04.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационные системы и архивы в региональной системе управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_04_02_ДСиА-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 62
самостоятельная работа 127
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 127 127 127 127
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тарасова Е.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Информационно-аналитическое обеспечение органов власти

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государтсвенный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение(уровень магистратуры), утв. приказом Министерства образовани и науки РФ от 08.04.2015 №375

составлена на основании учебного плана:
46.04.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.Н. Владимиров

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой В.Н. Владимиров

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс направлен на формирование знаний об особенностях, организационных основах и формах информационно-аналитической работы в органах государственной власти и местного самоуправления, видах и методике подготовки информационно-аналитических материалов. Изучение дисциплины будет способствовать формированию умений и навыков организации информационно-аналитической работы, подготовки информационно-аналитических материалов, использования различных информационных ресурсов для решения профессиональных задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9: способность владеть навыками поиска источников и литературы, использования правовых баз данных, составления библиографических и архивных обзоров
ПК-2: понимание сущности процессов, происходящих в области документоведения и архивоведения
ПК-7: способность выявлять и отбирать документы для разных типов и видов публикаций
ПК-9: способность и готовностью вести научно-методическую работу в государственных, муниципальных архивах и архивах организаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы информационной аналитики;
основные методы и приемы анализа и синтеза информации;
технологические алгоритмы информационного анализа;
принципы управления информационными ресурсами органов организации;
сущность информационно-аналитического сопровождения органов власти.
3.2.Уметь:
3.2.1.моделировать и диагностировать объект на основе изучения информации о нем и/или о его окружении;
проводить анализ предметного поля объекта;
осуществлять информационные прогнозирование и экспертизу объекта;
подготовить любой из видов информационно-аналитической продукции (обзор, справку, доклад и др.);
оказать информационно-аналитическую услугу.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с информационно-коммуникационными системами;
навыками оформления информационно-аналитических продуктов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационно-аналитическое обеспечение органов власти
1.1. Роль информационно-аналитического обеспечения в управленческой деятельности Лекции 3 4 ОПК-9, ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.2. Правовые и организационные основы деятельности информационно-аналитических подразделений Лекции 3 4 ОПК-9, ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.3. Правовые и организационные основы деятельности информационно-аналитических подразделений Практические 3 6 ОПК-9, ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.4. Организация информационно-аналитического обеспечения органов власти в Алтайском крае и других субъектах РФ Практические 3 6 ОПК-9, ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.5. Методы сбора информации Лекции 3 4 ОПК-9, ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л2.1
1.6. Методы сбора информации Практические 3 6 ОПК-9, ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.7. Методы анализа информации Практические 3 6 ОПК-9, ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.8. Продукты информационно-аналитической деятельности Лекции 3 4 ОПК-9, ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л2.1
1.9. Продукты информационно-аналитической деятельности Практические 3 6 ОПК-9, ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.10. Автоматизированные системы информационно-аналитического обеспечения органов власти Лекции 3 2 ОПК-9, ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.11. Автоматизированные системы информационно-аналитического обеспечения органов власти Практические 3 8 ОПК-9, ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.12. Планирование профессионального развития специалиста по информационно-аналитической работе Практические 3 6 ОПК-9, ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л2.1
1.13. Изучение лиерауры и законодательной и нормативно-методической базы по темам курса. Подготовка к иоговой аттесации. Сам. работа 3 127 ОПК-9, ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.14. Экзамен 3 27 ОПК-9, ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Место и роль информационно-аналитических подразделений в системе органов власти.
2. Методология информационно-аналитической работы.
3. Источники информации.
4. Место экспертных данных в системе источников управленческой информации.
5. Интернет и базы данных в системе источников управленческой информации.
6. Критерии определения ценности информации.
7. Оценка достоверности информации.
8. Методы сбора данных.
9. Методы структурирования информации. Интеллектуальные карты.
10. Моделирование социальных процессов в системе информационно-аналитического обеспечения органов власти.
11. Методы количественного анализа данных: общая характеристика и классификация.
12. Методы качественного анализа данных: общая характеристика и классификация.
13. Контент-анализ: принципы и возможности применения.
14. Социологические исследования в системе информационно-аналитического обеспечения органов власти.
15. Документирование результатов информационно-аналитической деятельности.
16. Аналитическая записка как форма представления результатов информационно-аналитической деятельности.
17. Аналитический доклад как форма представления результатов информационно-аналитической деятельности.
18. План как форма представления результатов информационно-аналитической деятельности.
19. Прогнозный сценарий как форма представления результатов информационно-аналитической деятельности.
20. Систематизация и организация хранения информационно-аналитических материалов.
21. Автоматизированные информационно-аналитические системы.
22. Роль ситуационных центров в информационно-аналитическом обеспечении органов власти.
23. Организация информационно-аналитического обеспечения федеральных органов власти.
24. Организация информационно-аналитического обеспечения органов власти в Алтайском крае и других субъектах РФ.
25. Актуальные проблемы информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение (ФОС)
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гринберг, А.С., Н.Н. Горбачев ; О.А. Мухаметшина Документационное обеспечение управления: Москва : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115031
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белов В. С. Информационно-аналитические системы. Основы проектирования и применения: учебное пособие, руководство, практикум ЭБС "Университетская библиотека ONLINE ", 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90540
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Информационно-аналитическеое обеспечение органов власти" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4298
Э2 Управления Алтайского края по культуре и архивному делу http://culture22.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина направлена на формирование знаний об особенностях, организационных основах и формах информационно-аналитической работы в органах государственной власти и местного самоуправления, видах и методике подготовки информационно-аналитических материалов. Изучение дисциплины будет способствовать формированию умений и навыков организации информационно-аналитической работы, подготовки информационно-аналитических материалов, использования различных информационных ресурсов для решения профессиональных задач.
В качестве тем лекционного курса определены ключевые и дискуссионные вопросы информационного обеспечения органов власти. Лекционные занятия сопровождаются презентационными материалами. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, комментарии, дискуссии.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы.
Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к экзамену простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На экзамене требуется ответить на 2 вопроса, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводятся в устной форме. При ответе анализируется сущность понимания студентом основных вопросов курса в контексте формирования указанных выше знаний, умений и навыков. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.