МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методика воспитания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 93
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 93 93 93 93
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория и методика воспитания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение знаниями по проблемам теоретико-практических основ воспитания в условиях современной школы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные проблемы современной школы в области воспитания
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в специфике и структуре воспитательной деятельности, обобщать и систематизировать знания по педагогическим проблемам темам курса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими умениями и навыками, необходимыми для применения курса в учебно-воспитательном процессе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специфические особенности процесса воспитания в сравнении с процессом обучения
1.1. Единство и взаимосвязь процессов воспитания и обучения Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Принципы воспитания Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Воспитание, самовоспитание и перевоспитание Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Единство и взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Принципы воспитания Сам. работа 5 12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Понятие о методах воспитания
2.1. Требования, предъявляемые к методам воспитания. Классификация методов воспитания Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Методы формирования сознания Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения Сам. работа 5 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Методы стимулирования поведения и деятельности Сам. работа 5 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Коллектив, его воспитательные функции, роль в разностороннем развитии личности, основные признаки коллектива
3.1. Этапы формирования коллектива, динамика развития Сам. работа 5 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Педагогическое руководство коллективом на каждом этапе Сам. работа 5 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Пути формирования коллектива Сам. работа 5 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Методы изучения коллектива Сам. работа 5 10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Деятельность классного руководителя
4.1. Основные характеристики классного руководителя (Исследовательская компетентность, коадаптационное мастерство, медиаобразованность, мобильность, конкурентоспособность, коммуникабельность) Сам. работа 5 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Деятельность классного руководителя: общая характеристика Сам. работа 5 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Педагогический мониторинг в работе классного руководителя Сам. работа 5 12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Воспитательное мероприятие как основной элемент процесса воспитания
5.1. Сущность воспитательного мероприятия Сам. работа 5 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Формы проведения воспитательных мероприятий Сам. работа 5 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Классификация воспитательных мероприятий по компонентам личности Сам. работа 5 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.4. Методика подготовки и проведения воспитательных мероприятий Сам. работа 5 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.5. Система воспитательных мероприятий Сам. работа 5 11 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рожков М. И., Байбородова Л. В., Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. ; Под ред. Рожкова М.И. ПЕДАГОГИКА В 2 Т. ТОМ 2. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Рожков М. И., Байбородова Л. В. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. И. Гриценко Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория и методика воспитания Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Теория и методика воспитания ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Теория и методика воспитания portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов.
В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.