МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История зарубежной исторической науки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки46.03.01. История
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Козулин Вячеслав Николаевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
История зарубежной исторической науки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 История (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 22.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Чернышов Ю.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование научного исторического мышления;
Формирование умения видеть историческую науку в процессе ее становления и развития;
Формирования умения видеть взаимодействие и взаимовлияние различных школ и направлений исторической науки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования
ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-7 способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологические основы исторического исследования и базовые принципы источниковедческого, историографического и конкретно-исторического анализа
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретико-методологические принципы и методы историографического, источниковедческого и конкретно исторического анализа в исследовании конкретных проблем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками теоретического и прикладного анализа исторических явлений и процессов с привлечением методов историографического, источниковедческого и методов специальных исторических дисциплин

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Развитие историописания до сер. XIX в.
1.1. Романтизм и его роль в обновлении видения исторического процесса и методов его изучения. Т. Карлейль Лекции 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1
1.2. Романтизм и его роль в обновлении видения исторического процесса и методов его изучения. Т. Калейль Практические 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1
1.3. Роль конкретно-исторической действительности и позитивистской философии в превращении историописания в науку.Проблема преемственности и обновления в их соотнесенности в процессе становления новых направлений. Лекции 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1
1.4. Проблема преемственности и обновления в их соотнесенности в процессе становления новых направлений. Сам. работа 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1
1.5. Расширение проблематики научного исследования. Начало изучения права, общины, города, цеха. Превращение изучения политической истории в отдельное направление исторической науки.Особенности развития исторической науки в разных странах Европы. Лекции 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1
1.6. Особенности развития исторической науки в разных странах Европы Практические 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1
1.7. Становление медиевистики в России. Сам. работа 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1
1.8. Изучение работ зарубежных историков XIX в Сам. работа 8 10 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Развитие историописания с кон. XIX в.
2.1. Методологическая дискуссия в немецкой исторической науке в конце XIX в. и ее роль в дальнейшем развитии исторической науки. Лекции 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1
2.2. Неокантианство, его роль в становлении методологии истории. Практические 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1
2.3. Влияние событий нач. ХХ в. на возрастание критического отношения к исторической науке в общественном сознании. Лекции 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1
2.4. Влияние событий нач. ХХ в. на возрастание критического отношения к исторической науке в общественном сознании. Практические 8 4 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1
2.5. Научные основания критики позитивистского видения истории как процесса и истории как науки Лекции 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1
2.6. Становление и развитие «Школы Анналов». Практические 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1
2.7. Рост влияния «Школы Анналов» на развитие мировой исторической науки после Второй мировой войны. Становление антропологического подхода к истории. Лекции 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1
2.8. Национальные особенности развития исторической науки в Европе и США во второй пол. ХХ в. Сам. работа 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Возникновение новых научных направлений: клиометрия, психоистория, микроистория.. «Новая научная история». Историографическая революция. Практические 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.10. Изучение работ зарубежных историков ХХ в. Сам. работа 8 8 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.11. Чтение работ ведущих советских историков Сам. работа 8 8 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.12. Работа в интернете и составление дайджестов Сам. работа 8 8 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.13. Реферирование работ современных историков Сам. работа 8 4 ПК-3, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколов А. Б. ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПАДНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 4-е изд. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколов А. Б. ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э2 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э3 Учебная дисциплина "История зарубежной исторической науки" в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.