МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык и культура речи
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык/Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_АиК-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Качесова И.Ю.

Рецензент(ы):
д.ф.н., проф., Чернышова И.В.

Рабочая программа дисциплины
Русский язык и культура речи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.07.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Доронина С.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.07.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Доронина С.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Цель курса
Цель курса - сформировать у студентов понятие об эффективной речевой коммуникации, в частности, языковой норме вообще и их разнообразии в русском языке, об особенностях функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи; сформировать представление о системе норм, организованной коммуникативной функцией языка вообще и коммуникативной задачей каждого речевого акта.
2. Задачи курса:
1) сформировать умения квалификации языковых единиц и их употреблений в речи как нормативных и ненормативных, уместных или неуместных для данного речевого произведения;
2) дать знания об основных нормативных словарях и пособиях;
3) сформировать умения построения текста по заданным единицам и в указанном нормативном аспекте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные коммуникативно-речевые модели, применяемые для решения задач профессиональной речевой коммуникации
3.2.Уметь:
3.2.1.применять основные коммуникативно-речевые модели для решения задач профессиональной речевой коммуникации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть основными коммуникативно-речевыми моделями, применяемыми для решения профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Предмет и задачи культуры речи Сам. работа 1 6 УК-3, УК-4, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1
1.2. Язык – важнейшее средство чело-веческого общения Лекции 1 4 УК-3, УК-4, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1
Раздел 2. Нормативный аспект культуры речи
2.1. Понятие нормы и ее значение Лекции 1 2 УК-3, УК-4, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1
2.2. Фонетические нормы русского языка Лекции 1 2 УК-3, УК-4, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1
2.3. Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 1 4 УК-3, УК-4, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1
2.4. Лексические нормы русского язы-ка Лекции 1 2 УК-3, УК-4, ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л1.1
2.5. Типы формально-семантических отношений лексики: понятие омонимии, синонимии, паронимии. Практические 1 2 УК-3, УК-4, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1, Л1.3
2.6. Основные типы семантических ошибок Практические 1 2 УК-3, УК-4, ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.7. Лексическиее нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 1 5 УК-3, УК-4, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1
2.8. Морфологические нормы русского языка Лекции 1 2 УК-3, УК-4, ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л1.1
2.9. Трудности в употреблении сочетаний числительных с существительными. Сам. работа 1 4 УК-3, УК-4, ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.10. Образование и употребление глагольных форм Практические 1 2 УК-3, УК-4, ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.11. Грамматические нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 1 4 УК-3, УК-4, ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л1.1
2.12. Синтаксические нормы русского языка Лекции 1 2 УК-3, УК-4, ОПК-1, ОПК-7 Л2.1
2.13. Принципы выбора порядка слов в русском предложении. Практические 1 2 УК-3, УК-4, ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л1.3
2.14. Синтаксические нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 1 4 УК-3, УК-4, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1
2.15. Орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка Сам. работа 1 6 УК-3, УК-4, ОПК-1, ОПК-7 Л2.1
Раздел 3. Функциональные разновидности русского языка
3.1. Языковые особенности книжно-письменного типа современного литературного языка. Лекции 1 2 УК-3, УК-4, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1
3.2. Особенности научного общения на русском языке Практические 1 4 УК-3, УК-4, ОПК-1, ОПК-7 Л1.2, Л1.3
3.3. Функциональные стили современного русского литературного языка Сам. работа 1 8 Л1.1
Раздел 4. Текстовый аспект культуры речи
4.1. Текст как объект культуры речи: принципы и аспекты анализа. Лекции 1 2 УК-3, УК-4, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1
4.2. Логичность речи Лекции 1 2 УК-3, УК-4, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1
4.3. Основные типы логических ошибок Практические 1 2 УК-3, УК-4, ОПК-1, ОПК-7 Л1.2, Л1.3
4.4. Смысловые нарушения в тексте и способы их преодоления. Практические 1 2 УК-3, УК-4, ОПК-1, ОПК-7 Л1.2, Л1.3
4.5. Культура речи и эффективность общения Сам. работа 1 4 УК-3, УК-4, ОПК-1, ОПК-7 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложенный файл
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложенный файл
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложенный файл
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. И. Максимова, А. В. Голубевой. Русский язык и культура речи : учебник для бакалавров М. : Юрайт,, 2012
Л1.2 Доронина С.В. Трубникова Ю.В. Ортология. Практический курс: Практикум АлтГУ, Барнаул, 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2844
Л1.3 Ипполитова Н. А. , Князева О. Ю. , Савова М. Р. Русский язык и культура речи: практикум: практикум М.: Проспект, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443580
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке: справочник для издательских работников М., 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 портал Грамота.РУ http://www.gramota.ru/
Э2 национальный корпус русского языка http://ruscorpora.ru/
Э3 Русский язык и культура речи (курс в системе Moodle) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7006
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В экзаменационный билет включено два вопроса. На подготовку экзаменационного ответа студенту отводится 40 минут. Экзамен проводится в устной форме. За ответ на каждый вопрос студент может получить максимально 50 баллов. Максимальное количество баллов - 100. Чтобы получить "удовлетворительно", студент должен набрать от 50 до 69 баллов, "хорошо" - от 70 до 84 баллов, "отлично" - от 85 до 100 баллов. Допуск к экзамену осуществляется после сдачи на положительную оценку домашней контрольной работы, теста и реферата.
Самостоятельная работа студентов связана с изучением необходимой учебной литературы и написанием домашней контрольной работы. Задания к домашней контрольной работе студенты получают в начале семестра. Контрольная работа сдается на проверку за две недели до зачета. Получив проверенную контрольную работу с рецензией преподавателя, студент исправляет ошибки, допущенные в работе, и отправляет ее на окончательную проверку преподавателю. Если работа выполнена не в соответствии с настоящими указаниями или не полностью, она возвращается слушателю без проверки.
Рекомендуется выполнять домашнюю контрольную работу в тонкой тетради (не более 18 листов). На тетради, в которой выполнятся контрольная работа, должны быть указаны фамилия, имя, отчество студента, его адрес и номер зачетной книжки, номер группы. Все страницы тетради необходимо пронумеровать. Работа должна быть написана черными, синими или фиолетовыми чернилами (пастой), аккуратно, четким почерком. В конце работы должна стоять подпись студента, выполнявшего работу и дата выполнения.
Реферат должен представлять собой аналитическое изложение проблемы на основе одного или более источников с самостоятельной оценкой проблемного поля (понятийного круга) и способов решения поставленных теоретических вопросов. Студенты сдают реферат в конце семестра. Студенты выбирают одну тему для реферирования и подбирают источники реферирования из Списка Литературы для реферирования. Тест пишется студентами на занятии.