МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История чиновничества

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_ДиА-4-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 156
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 156 129 156 129
Итого 216 189 216 189

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Чекрыжова О.И.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
История чиновничества

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать студентам системные знания о истории возникновения чиновничества и эволюции государственного чиновничего аппарата аппарата как неотъемлемой части отечественной государственности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способность самостоятельно работать с различными источниками информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные периоды и особенности возникновение чиновничьей иерархии в различные исторические эпохи;
организационное устройство и структуру чиновничества в различные хронологические периоды отечественной истории;
законодательную и нормативно-правовую базу регламентирующую деятельность чиновников в различные хронологические периоды отечественной истории.
3.2.Уметь:
3.2.1.давать целостную характеристику и оценку чиновничьей системе каждой исторической эпохи;
работать как с неопубликованными (архивными) источниками по истории чиновничества, так и с официальными доку-ментами органов государственной власти
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом данной дисциплины;
технологией поиска правовых актов отражающих историю чиновничества
навыками работы с историческими источниками, содержащими материалы по истории чиновничества;
знаниями чиновничества в различные исторические эпохи

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Понятия «титул», «чин», «звание», «ранг», «должность». Лекции 4 4 ПК-4 Л1.1
Раздел 2. СТАРИННЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ ЧИНЫ И ЗВАНИЯ
2.1. Думные чины Лекции 4 4 ПК-4 Л1.1
2.2. Думные чины Практические 4 2 ПК-4 Л1.1
2.3. Чины придворной службы Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1
2.4. Чины придворной службы Практические 4 2 ПК-4 Л1.1
2.5. Старинные и служебные чины и звания. Сам. работа 4 29 ПК-4 Л1.1
Раздел 3. ТАБЕЛЬ О РАНГАХ
3.1. Табель о рангах как результат социально-экономического развития России в первой четверти XVIII века. Лекции 4 4 ПК-4 Л1.1
3.2. Табель о рангах как результат социально-экономического развития России в первой четверти XVIII века. Практические 4 2 ПК-4 Л1.1
3.3. Табель о рангах как результат социально-экономического развития России в первой четверти XVIII века. Сам. работа 4 20 ПК-4 Л1.1
3.4. Структура табеля о рангах: военные, гражданские и придворные чины. Их деление на классы. Практические 4 4 ПК-4 Л1.1
3.5. Военные чины по табелю о рангах Лекции 4 4 ПК-4 Л1.1
3.6. Военные чины по табелю о рангах Практические 4 6 ПК-4 Л1.1
3.7. Военные чины по табелю о рангах Сам. работа 4 20 ПК-4 Л1.1
3.8. Гражданские и придворные чины по табелю о рангах Лекции 4 4 ПК-4 Л1.1
3.9. Гражданские и придворные чины по табелю о рангах Практические 4 6 ПК-4 Л1.1
3.10. Гражданские и придворные чины по табелю о рангах Сам. работа 4 20 ПК-4 Л1.1
Раздел 4. ЧИНЫ И ЗВАНИЯ В РОССИИ В XVIII-начале XX вв.
4.1. Законодательные изменения в чинах и званиях в 18-19 вв. Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1
4.2. Образ чиновника с литературе и искусстве 18-19 вв. Практические 4 8 ПК-4 Л1.1
4.3. Образ чиновника с литературе и искусстве 18-19 вв. Сам. работа 4 20 ПК-4 Л1.1
4.4. Отмена военных и гражданских чинов в 1917 г. Практические 4 6 ПК-4 Л1.1
4.5. Отмена военных и гражданских чинов в 1917 г. Сам. работа 4 20 ПК-4 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету
Императорский титул.
Положение об императорской фамилии.
Дворянство. Дворянство потомственное и личное.
Дворянские титулы. Барон.
Дворянские титулы. Граф.
Дворянские титулы. Князь
Старинные служебные чины военно-административной службы: княжий муж, думные чины.
Старинные служебные чины военно-административной службы: воевода, наместник, посадник, тысяц-кий, волостель.
Старинные служебные чины военно-административной службы: городовые приказчики, городничий, голова, гридин, детские, отроки, дети боярские, жильцы.
Старинные служебные чины придворной службы: мечник, печатник, оружничий, постельничий, спаль-ник, кравчий, сокольничий, ловчий.
Старинные служебные чины придворной службы: дворецкий, дворской, стряпчий, конюший, ясельни-чий, чашник, стольник, рында, ключник.
«Табель о рангах». Цели, задачи и историческое значение.
«Табель о рангах». Военные чины I-VII классов.
«Табель о рангах». Военные чины VIII-XIV классов.
«Табель о рангах». Военно-морские чины I-VII классов.
«Табель о рангах». Военно-морские чины VIII-XIV классов.
«Табель о рангах». Чины в гвардии.
«Табель о рангах». Гражданские чины I-VII классов.
«Табель о рангах». Гражданские чины VIII-XIV классов.
«Табель о рангах». Придворные чины I-VII классов.
«Табель о рангах». Придворные чины VIII-XIV классов.
«Табель о рангах». Свитские звания.
Чины черного духовенства. Соответствие их «Табели о рангах».
Чины белого духовенства. Соответствие их «Табели о рангах».
Горные чины «Табели о рангах».
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Гражданское чинопроизводство в России
2. Чины горного ведомства во второй половине XVIII в.
3. Образ чиновника в произведениях русской литературы.
4. Чиновник глазами А.П. Чехова.
5. Чиновник глазами Н.В. Гоголя.
6. Образы военных чиновников в произведениях живописи русских художников.
7. Образ чиновника в произхведених художников-передвижников.
8. Чиновник и русское общество 18-19 века.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение (ФОС)
ФОС размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1266

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чекрыжова О.И. История чиновничества: , 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российский императорский дом www.imperialhouse.ru
Э2 Герольдия www.geroldia.ru
Э3 Сетевое издание "Геральдика.РУ" sovet.geraldika.ru
Э4 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э5 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э6 Курс в Moodle "История чиновничества" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение истории чиновничества в России. Обучающимся предлагается традиционная форма обучени: лекционные занятия, практические задания и самостоятельная работа.
При самостоятельной подготовке рекомендуется использовать дополнительные учебные материалы из научной библиотеки АлтГУ, электронных ресурсов.
Предлагаемый курс должен обеспечить слушателей теоретической базой и практическими умениями и навыками в рамках изучаемой дисциплины. Курс состоит из лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студента.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекции, практические занятия, самостоятельные занятия. В процессе работы над курсом используются: графические материалы, наглядные материалы представляемые в виде раздаточного материала или в ЭУМКД при самостоятельном освоении тем.
В лекциях рассматриваются необходимые теоретические материалы, законодательную и нормативную базу изучаемых вопросов а так же приводятся практические примеры, представляющие практику. Достаточно широко освещается имеющийся зарубежный опыт, постоянно, однако, сопоставляя его с возможностями применения в российских условиях.
Российский опыт в лекциях рассматривается в динамике хронологического перехода от досоветского периода к советской практики и проблематики к современности
Практические занятия организуются для закрепления лекционного материала в ходе их проведения используются активные формы, предполагающие значительную работу студентов с конкретными документами и выполнение определенных видов работ.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
– внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
– найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
– после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
– продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
– продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
При выполнении письменных работ студент должен самостоятельно проработать материалы темы и оформить их в виде текста с сопровождением необходимых иллюстраций, если это требуется для раскрытия вопроса. Рассуждения должны быть оригинальными, грамотно оформленными.
Самостоятельная подготовка студентов базируется на изучении рекомендованной по курсу литературы, законодательных актов, нормативных материалов. В процессе изучения курса студенты должны обратить внимание на изучение основных понятий, общих закономерностей и тенденций развития в рамках изучаемой дисциплины.
Самостоятельная работа выполняется в удобное для студента время, представляется преподавателю и обсуждается в ходе практических занятий и консультаций. Данный формат предусматривает большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля.
Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На зачете требуется ответить на один вопрос, соответствующий содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 30 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.