МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык и культура речи
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология/Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Качесова И.Ю.

Рецензент(ы):
д.ф.н., проф., Чернышова И.В.

Рабочая программа дисциплины
Русский язык и культура речи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.07.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Доронина С.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.07.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Доронина С.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Цель курса
Цель курса - сформировать у студентов понятие об эффективной речевой коммуникации, в частности, языковой норме вообще и их разнообразии в русском языке, об особенностях функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи; сформировать представление о системе норм, организованной коммуникативной функцией языка вообще и коммуникативной задачей каждого речевого акта.
2. Задачи курса:
1) сформировать умения квалификации языковых единиц и их употреблений в речи как нормативных и ненормативных, уместных или неуместных для данного речевого произведения;
2) дать знания об основных нормативных словарях и пособиях;
3) сформировать умения построения текста по заданным единицам и в указанном нормативном аспекте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные коммуникативно-речевые модели, применяемые для решения задач профессиональной речевой коммуникации
3.2.Уметь:
3.2.1.применять основные коммуникативно-речевые модели для решения задач профессиональной речевой коммуникации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть основными коммуникативно-речевыми моделями, применяемыми для решения профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Предмет и задачи культуры речи Сам. работа 1 6 УК-3, УК-4 Л1.1
1.2. Язык – важнейшее средство чело-веческого общения Лекции 1 4 УК-3, УК-4 Л1.1
Раздел 2. Нормативный аспект культуры речи
2.1. Понятие нормы и ее значение Лекции 1 2 УК-3, УК-4 Л1.1
2.2. Фонетические нормы русского языка Лекции 1 2 УК-3, УК-4 Л1.1
2.3. Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 1 10 УК-3, УК-4 Л1.1
2.4. Лексические нормы русского язы-ка Лекции 1 2 УК-3, УК-4 Л2.1, Л1.1
2.5. Типы формально-семантических отношений лексики: понятие омонимии, синонимии, паронимии. Практические 1 2 УК-3, УК-4 Л1.1, Л1.3
2.6. Основные типы семантических ошибок Практические 1 2 УК-3, УК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.7. Лексическиее нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 1 10 УК-3, УК-4 Л1.1
2.8. Морфологические нормы русского языка Лекции 1 2 УК-3, УК-4 Л2.1, Л1.1
2.9. Трудности в употреблении сочетаний числительных с существительными. Сам. работа 1 4 УК-3, УК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.10. Образование и употребление глагольных форм Практические 1 2 УК-3, УК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.11. Грамматические нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 1 20 УК-3, УК-4 Л2.1, Л1.1
2.12. Синтаксические нормы русского языка Лекции 1 2 УК-3, УК-4 Л2.1
2.13. Принципы выбора порядка слов в русском предложении. Практические 1 2 УК-3, УК-4 Л2.1, Л1.3
2.14. Синтаксические нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 1 4 УК-3, УК-4 Л1.1
2.15. Орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка Сам. работа 1 6 УК-3, УК-4 Л2.1
Раздел 3. Функциональные разновидности русского языка
3.1. Языковые особенности книжно-письменного типа современного литературного языка. Лекции 1 2 УК-3, УК-4 Л1.1
3.2. Особенности научного общения на русском языке Практические 1 4 УК-3, УК-4 Л1.2, Л1.3
3.3. Функциональные стили современного русского литературного языка Сам. работа 1 8 Л1.1
Раздел 4. Текстовый аспект культуры речи
4.1. Текст как объект культуры речи: принципы и аспекты анализа. Лекции 1 2 УК-3, УК-4 Л1.1
4.2. Логичность речи Лекции 1 2 УК-3, УК-4 Л1.1
4.3. Основные типы логических ошибок Практические 1 2 УК-3, УК-4 Л1.2, Л1.3
4.4. Смысловые нарушения в тексте и способы их преодоления. Практические 1 2 УК-3, УК-4 Л1.2, Л1.3
4.5. Культура речи и эффективность общения Сам. работа 1 4 УК-3, УК-4 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложенный файл
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложенный файл
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложенный файл
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. И. Максимова, А. В. Голубевой. Русский язык и культура речи : учебник для бакалавров М. : Юрайт,, 2012
Л1.2 Доронина С.В. Трубникова Ю.В. Ортология. Практический курс: Практикум АлтГУ, Барнаул, 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2844
Л1.3 Ипполитова Н. А. , Князева О. Ю. , Савова М. Р. Русский язык и культура речи: практикум: практикум М.: Проспект, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443580
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке: справочник для издательских работников М., 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 портал Грамота.РУ http://www.gramota.ru/
Э2 национальный корпус русского языка http://ruscorpora.ru/
Э3 Русский язык и культура речи (курс в системе Moodle) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7006
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В экзаменационный билет включено два вопроса. На подготовку экзаменационного ответа студенту отводится 40 минут. Экзамен проводится в устной форме. За ответ на каждый вопрос студент может получить максимально 50 баллов. Максимальное количество баллов - 100. Чтобы получить "удовлетворительно", студент должен набрать от 50 до 69 баллов, "хорошо" - от 70 до 84 баллов, "отлично" - от 85 до 100 баллов. Допуск к экзамену осуществляется после сдачи на положительную оценку домашней контрольной работы, теста и реферата.
Самостоятельная работа студентов связана с изучением необходимой учебной литературы и написанием домашней контрольной работы. Задания к домашней контрольной работе студенты получают в начале семестра. Контрольная работа сдается на проверку за две недели до зачета. Получив проверенную контрольную работу с рецензией преподавателя, студент исправляет ошибки, допущенные в работе, и отправляет ее на окончательную проверку преподавателю. Если работа выполнена не в соответствии с настоящими указаниями или не полностью, она возвращается слушателю без проверки.
Рекомендуется выполнять домашнюю контрольную работу в тонкой тетради (не более 18 листов). На тетради, в которой выполнятся контрольная работа, должны быть указаны фамилия, имя, отчество студента, его адрес и номер зачетной книжки, номер группы. Все страницы тетради необходимо пронумеровать. Работа должна быть написана черными, синими или фиолетовыми чернилами (пастой), аккуратно, четким почерком. В конце работы должна стоять подпись студента, выполнявшего работу и дата выполнения.
Реферат должен представлять собой аналитическое изложение проблемы на основе одного или более источников с самостоятельной оценкой проблемного поля (понятийного круга) и способов решения поставленных теоретических вопросов. Студенты сдают реферат в конце семестра. Студенты выбирают одну тему для реферирования и подбирают источники реферирования из Списка Литературы для реферирования. Тест пишется студентами на занятии.