Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки) |
Профиль | Биология/Химия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_05_БиХ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 11.07.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Доронина С.В.
1.1. | 1. Цель курса Цель курса - сформировать у студентов понятие об эффективной речевой коммуникации, в частности, языковой норме вообще и их разнообразии в русском языке, об особенностях функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи; сформировать представление о системе норм, организованной коммуникативной функцией языка вообще и коммуникативной задачей каждого речевого акта. 2. Задачи курса: 1) сформировать умения квалификации языковых единиц и их употреблений в речи как нормативных и ненормативных, уместных или неуместных для данного речевого произведения; 2) дать знания об основных нормативных словарях и пособиях; 3) сформировать умения построения текста по заданным единицам и в указанном нормативном аспекте. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
УК-3 | Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
УК-4 | Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные коммуникативно-речевые модели, применяемые для решения задач профессиональной речевой коммуникации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять основные коммуникативно-речевые модели для решения задач профессиональной речевой коммуникации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть основными коммуникативно-речевыми моделями, применяемыми для решения профессиональных задач |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Предмет и задачи культуры речи | Сам. работа | 1 | 6 | УК-3, УК-4 | Л1.1 |
1.2. | Язык – важнейшее средство чело-веческого общения | Лекции | 1 | 4 | УК-3, УК-4 | Л1.1 |
Раздел 2. Нормативный аспект культуры речи | ||||||
2.1. | Понятие нормы и ее значение | Лекции | 1 | 2 | УК-3, УК-4 | Л1.1 |
2.2. | Фонетические нормы русского языка | Лекции | 1 | 2 | УК-3, УК-4 | Л1.1 |
2.3. | Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития | Сам. работа | 1 | 10 | УК-3, УК-4 | Л1.1 |
2.4. | Лексические нормы русского язы-ка | Лекции | 1 | 2 | УК-3, УК-4 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Типы формально-семантических отношений лексики: понятие омонимии, синонимии, паронимии. | Практические | 1 | 2 | УК-3, УК-4 | Л1.1, Л1.3 |
2.6. | Основные типы семантических ошибок | Практические | 1 | 2 | УК-3, УК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
2.7. | Лексическиее нормы русского языка. Современные тенденции их развития | Сам. работа | 1 | 10 | УК-3, УК-4 | Л1.1 |
2.8. | Морфологические нормы русского языка | Лекции | 1 | 2 | УК-3, УК-4 | Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Трудности в употреблении сочетаний числительных с существительными. | Сам. работа | 1 | 4 | УК-3, УК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
2.10. | Образование и употребление глагольных форм | Практические | 1 | 2 | УК-3, УК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
2.11. | Грамматические нормы русского языка. Современные тенденции их развития | Сам. работа | 1 | 20 | УК-3, УК-4 | Л2.1, Л1.1 |
2.12. | Синтаксические нормы русского языка | Лекции | 1 | 2 | УК-3, УК-4 | Л2.1 |
2.13. | Принципы выбора порядка слов в русском предложении. | Практические | 1 | 2 | УК-3, УК-4 | Л2.1, Л1.3 |
2.14. | Синтаксические нормы русского языка. Современные тенденции их развития | Сам. работа | 1 | 4 | УК-3, УК-4 | Л1.1 |
2.15. | Орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | Сам. работа | 1 | 6 | УК-3, УК-4 | Л2.1 |
Раздел 3. Функциональные разновидности русского языка | ||||||
3.1. | Языковые особенности книжно-письменного типа современного литературного языка. | Лекции | 1 | 2 | УК-3, УК-4 | Л1.1 |
3.2. | Особенности научного общения на русском языке | Практические | 1 | 4 | УК-3, УК-4 | Л1.2, Л1.3 |
3.3. | Функциональные стили современного русского литературного языка | Сам. работа | 1 | 8 | Л1.1 | |
Раздел 4. Текстовый аспект культуры речи | ||||||
4.1. | Текст как объект культуры речи: принципы и аспекты анализа. | Лекции | 1 | 2 | УК-3, УК-4 | Л1.1 |
4.2. | Логичность речи | Лекции | 1 | 2 | УК-3, УК-4 | Л1.1 |
4.3. | Основные типы логических ошибок | Практические | 1 | 2 | УК-3, УК-4 | Л1.2, Л1.3 |
4.4. | Смысловые нарушения в тексте и способы их преодоления. | Практические | 1 | 2 | УК-3, УК-4 | Л1.2, Л1.3 |
4.5. | Культура речи и эффективность общения | Сам. работа | 1 | 4 | УК-3, УК-4 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложенный файл |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложенный файл |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложенный файл |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. И. Максимова, А. В. Голубевой. | Русский язык и культура речи : учебник для бакалавров | М. : Юрайт,, 2012 | |
Л1.2 | Доронина С.В. Трубникова Ю.В. | Ортология. Практический курс: Практикум | АлтГУ, Барнаул, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Ипполитова Н. А. , Князева О. Ю. , Савова М. Р. | Русский язык и культура речи: практикум: практикум | М.: Проспект, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Розенталь Д.Э. | Справочник по правописанию и литературной правке: справочник для издательских работников | М., 2006 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | портал Грамота.РУ | www.gramota.ru | ||
Э2 | национальный корпус русского языка | ruscorpora.ru | ||
Э3 | Русский язык и культура речи (курс в системе Moodle) | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В экзаменационный билет включено два вопроса. На подготовку экзаменационного ответа студенту отводится 40 минут. Экзамен проводится в устной форме. За ответ на каждый вопрос студент может получить максимально 50 баллов. Максимальное количество баллов - 100. Чтобы получить "удовлетворительно", студент должен набрать от 50 до 69 баллов, "хорошо" - от 70 до 84 баллов, "отлично" - от 85 до 100 баллов. Допуск к экзамену осуществляется после сдачи на положительную оценку домашней контрольной работы, теста и реферата. Самостоятельная работа студентов связана с изучением необходимой учебной литературы и написанием домашней контрольной работы. Задания к домашней контрольной работе студенты получают в начале семестра. Контрольная работа сдается на проверку за две недели до зачета. Получив проверенную контрольную работу с рецензией преподавателя, студент исправляет ошибки, допущенные в работе, и отправляет ее на окончательную проверку преподавателю. Если работа выполнена не в соответствии с настоящими указаниями или не полностью, она возвращается слушателю без проверки. Рекомендуется выполнять домашнюю контрольную работу в тонкой тетради (не более 18 листов). На тетради, в которой выполнятся контрольная работа, должны быть указаны фамилия, имя, отчество студента, его адрес и номер зачетной книжки, номер группы. Все страницы тетради необходимо пронумеровать. Работа должна быть написана черными, синими или фиолетовыми чернилами (пастой), аккуратно, четким почерком. В конце работы должна стоять подпись студента, выполнявшего работу и дата выполнения. Реферат должен представлять собой аналитическое изложение проблемы на основе одного или более источников с самостоятельной оценкой проблемного поля (понятийного круга) и способов решения поставленных теоретических вопросов. Студенты сдают реферат в конце семестра. Студенты выбирают одну тему для реферирования и подбирают источники реферирования из Списка Литературы для реферирования. Тест пишется студентами на занятии. |