МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История чиновничества
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_ДиА-45-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 204
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 204 204 204 204
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Чекрыжова О.И.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
История чиновничества

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать студентам системные знания о истории возникновения чиновничества и эволюции государственного чиновничего аппарата аппарата как неотъемлемой части отечественной государственности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4: способность самостоятельно работать с различными источниками информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные периоды и особенности возникновение чиновничей иерархии в различные исторические эпохи;
организационное устройство и структуру чиновничества в различные хронологические периоды отечественной истории;
законодательную и нормативно-правовую базу регламинтирующую деятельность чиновников в различные хронологические периоды отечественной истории.
3.2.Уметь:
3.2.1.давать целостную характеристику и оценку чиновничей системе каждой исторической эпохи;
работать как с неопубликованными (архивными) источниками по истории чиновничества, так и с официальными документами органов государственной власти.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом данной дисциплины;
технологией поиска правовых актов отражающих историю чиновничесва
навыками работы с историческими источниками, содержащими материалы по истории чиновничества;
знаниями chernehs чиновничества в различные исторические эпохи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Понятия «титул», «чин», «звание», «ранг», «должность». Лекции 2 2 ПК-4 Л1.1
Раздел 2. СТАРИННЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ ЧИНЫ И ЗВАНИЯ
2.1. Думные чины Лекции 2 2 ПК-4 Л1.1
2.2. Чины придворной службы Практические 2 2 ПК-4 Л1.1
2.3. Старинные и служебные чины и звания. Сам. работа 2 25 ПК-4 Л1.1
Раздел 3. ТАБЕЛЬ О РАНГАХ
3.1. Табель о рангах как результат социально-экономического развития России в первой четверти XVIII века. Практические 2 2 ПК-4 Л1.1
3.2. Табель о рангах как результат социально-экономического развития России в первой четверти XVIII века. Сам. работа 2 20 ПК-4 Л1.1
3.3. Структура табеля о рангах: военные, гражданские и придворные чины. Их деление на классы. Сам. работа 2 6 ПК-4 Л1.1
3.4. Военные чины по табелю о рангах Сам. работа 2 24 ПК-4 Л1.1
3.5. Гражданские и придворные чины по табелю о рангах Сам. работа 2 20 ПК-4 Л1.1
Раздел 4. ЧИНЫ И ЗВАНИЯ В РОССИИ В XVIII-начале XX вв.
4.1. Законодательные изменения в чинах и званиях в 18-19 вв. Сам. работа 2 2 ПК-4 Л1.1
4.2. Образ чиновника с литературе и искусстве 18-19 вв. Сам. работа 2 30 ПК-4 Л1.1
4.3. Отмена военных и гражданских чинов в 1917 г. Сам. работа 2 19 ПК-4 Л1.1
4.4. Изучение литературы, источников по курсу. Сам. работа 2 58 ПК-4 Л1.1
4.5. Зачет 2 4 ПК-4 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Императорский титул.
Положение об императорской фамилии.
Дворянство. Дворянство потомственное и личное.
Дворянские титулы. Барон.
Дворянские титулы. Граф.
Дворянские титулы. Князь
Старинные служебные чины военно-административной службы: княжий муж, думные чины.
Старинные служебные чины военно-административной службы: воевода, наместник, посадник, тысяц-кий, волостель.
Старинные служебные чины военно-административной службы: городовые приказчики, городничий, голова, гридин, детские, отроки, дети боярские, жильцы.
Старинные служебные чины придворной службы: мечник, печатник, оружничий, постельничий, спаль-ник, кравчий, сокольничий, ловчий.
Старинные служебные чины придворной службы: дворецкий, дворской, стряпчий, конюший, ясельни-чий, чашник, стольник, рында, ключник.
«Табель о рангах». Цели, задачи и историческое значение.
«Табель о рангах». Военные чины I-VII классов.
«Табель о рангах». Военные чины VIII-XIV классов.
«Табель о рангах». Военно-морские чины I-VII классов.
«Табель о рангах». Военно-морские чины VIII-XIV классов.
«Табель о рангах». Чины в гвардии.
«Табель о рангах». Гражданские чины I-VII классов.
«Табель о рангах». Гражданские чины VIII-XIV классов.
«Табель о рангах». Придворные чины I-VII классов.
«Табель о рангах». Придворные чины VIII-XIV классов.
«Табель о рангах». Свитские звания.
Чины черного духовенства. Соответствие их «Табели о рангах».
Чины белого духовенства. Соответствие их «Табели о рангах».
Горные чины «Табели о рангах».

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Гражданское чинопроизводство в России
2. Чины горного ведомства во второй половине XVIII в.
3. Образ чиновника в произведениях русской литературы.
4. Чиновник глазами А.П. Чехова.
5. Чиновник глазами Н.В. Гоголя.
6. Образы военных чиновников в произведениях живописи русских художников.
7. Образ чиновника в произхведених художников-передвижников.
8. Чиновник и русское общество 18-19 века.
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение (ФОС)
ФОС размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1266
Приложения
Приложение 1.   История чиновничества.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чекрыжова О.И. История чиновничества: , 2015 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/3056
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Императорский дом http://www.imperialhouse.ru/rus/history/title/geroldiya.html
Э2 Герольдия http://www.geroldia.ru
Э3 Сетевое издание "Геральдика.РУ" http://sovet.geraldika.ru/article/4811
Э4 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" http://e.lanbook.com
Э5 Университеская библиотека online http://www.biblioclub.ru
Э6 Курс в Moodle "История чиновничества" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1266
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение истории чиновничества в России. Обучающимся предлагается традиционная форма обучени: лекционные занятия, практические задания и самостоятельная работа.
При самостоятельной подготовке рекомендуется использовать дополнительные учебные материалы из научной библиотеки АлтГУ, электронных ресурсов.
Предлагаемый курс должен обеспечить слушателей теоретической базой и практическими умениями и навыками в рамках изучаемой дисциплины. Курс состоит из лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студента.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекции, практические занятия, самостоятельные занятия. В процессе работы над курсом используются: графические материалы, наглядные материалы представляемые в виде раздаточного материала или в ЭУМКД при самостоятельном освоении тем.
В лекциях рассматриваются необходимые теоретические материалы, законодательную и нормативную базу изучаемых вопросов а так же приводятся практические примеры, представляющие практику. Достаточно широко освещается имеющийся зарубежный опыт, постоянно, однако, сопоставляя его с возможностями применения в российских условиях.
Российский опыт в лекциях рассматривается в динамике хронологического перехода от досоветского периода к советской практики и проблематики к современности
Практические занятия организуются для закрепления лекционного материала в ходе их проведения используются активные формы, предполагающие значительную работу студентов с конкретными документами и выполнение определенных видов работ.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
– внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
– найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
– после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
– продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
– продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
При выполнении письменных работ студент должен самостоятельно проработать материалы темы и оформить их в виде текста с сопровождением необходимых иллюстраций, если это требуется для раскрытия вопроса. Рассуждения должны быть оригинальными, грамотно оформленными.
Самостоятельная подготовка студентов базируется на изучении рекомендованной по курсу литературы, законодательных актов, нормативных материалов. В процессе изучения курса студенты должны обратить внимание на изучение основных понятий, общих закономерностей и тенденций развития в рамках изучаемой дисциплины.
Самостоятельная работа выполняется в удобное для студента время, представляется преподавателю и обсуждается в ходе практических занятий и консультаций. Данный формат предусматривает большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля.
Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На зачете требуется ответить на один вопрос, соответствующий содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 30 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.