МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культура оформления документов
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_ДиА-45-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 235
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 235 235 235 235
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 252 252 252 252

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Чекрыжова О.И.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Культура оформления документов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.обучение современным технологиям составления и правки текстов документов в зависимости от коммуникативной задачи

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10: владение принципами и методами создания справочно-информационных средств к документам
ПК-11: владение навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы составления текстов официально-делового стиля, нормативной и законодательной базы в области оформления документов различного назначения.
3.2.Уметь:
3.2.1.В ходе изучения курса студенты приобретают практические умения определять жанр документа; структурировать текст документа; осуществить выбор языковых средств для составления текста; отредактировать составленный текст.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.разрабатывания унифицированных форм документов, табелей документов различного назначения и уровня управления, составления текстов документов различного назначения и их редактирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Язык и речь. Документ как речевой жанр и вид текста
1.1. Язык и речь. Документ как речевой жанр и вид текста Лекции 3 2 ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.2. Язык и речь. Документ как речевой жанр и вид текста Практические 3 2 ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.3. Функциональные основы официально-делового стиля. Разнообразие жанров документов Сам. работа 3 10 ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.4. Язык и речь. Документ как речевой жанр и вид текста Сам. работа 3 30 ПК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Лексические, морфологические и синтаксические и другие особенности служебных документов
2.1. Композиционные особенности служебных документов Сам. работа 3 10 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.2. Композиционные особенности служебных документов Практические 3 2 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.3. Разработка типовых и трафаретных текстов Практические 3 2 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.4. Лексические, морфологические и синтаксические и другие особенности служебных документов Сам. работа 3 20 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.5. Общие принципы редактирования служебных документов Сам. работа 3 10 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.6. Техника правки теста. Сам. работа 3 10 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.7. Виды правки: правка-вычитка, правка-сокращение, правка- обработка, правка-переделка Сам. работа 3 18 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.8. Виды правки: правка-вычитка, правка-сокращение, правка- обработка, правка-переделка Сам. работа 3 10 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.9. Корректурные знаки. Сам. работа 3 26 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.10. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 3 91 ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.11. Экзамен 3 9 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
История официально-делового стиля русского языка.
Официально-деловой сталь. Нормативный аспект.
Официально-деловой стиль. Функциональный аспект
Язык-важнейшее средство человеческого общения.
Общие принципы редактирования служебных документов.
Исправление лексических ошибок в текстах служебных документов.
Исправление морфологических ошибок в текстах служебных документов
Исправление синтаксических ошибок в текстах служебных документов.
Работа над композицией документа. Логические основы редактирования
Устное деловое общение.
Лингвистические словари, необходимые редактору
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение (ФОС)
ФОС размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2378
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. А. Брюханова Управление документами: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3443
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лыткина О.И., Селезнева Л.В., Скороходова Е.Ю. Практическая стилистика русского языка: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2016 https://e.lanbook.com/book/84597
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 С. П. Кушнерук - Документная лингвистика http://www.modernlib.ru/books/s_p_kushneruk/dokumentnaya_lingvistika/read_1/
Э2 Документная лингвистика как наука. Основные понятия курса. http://englishschool12.ru/publ/vse_dlja_ehkzamena/vse_dlja_ehkzamena/dokumentnaja_lingvistika_kak_nauka_osnovnye _ponjatija_kursa/65-1-0-13522
Э3 Курс в Moodle "Культура офрмления документов" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2378
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Предлагаемый курс должен обеспечить слушателей теоретической базой и практическими умениями и навыками в рамках изучаемой дисциплины. Курс состоит из лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студента.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекции, практические занятия, самостоятельные занятия. В процессе работы над курсом используются: графические материалы, наглядные материалы представляемые в виде раздаточного материала или в ЭУМКД при самостоятельном освоении тем.
В лекциях рассматриваются необходимые теоретические материалы, законодательную и нормативную базу изучаемых вопросов а так же приводятся практические примеры, представляющие практику. Достаточно широко освещается имеющийся зарубежный опыт, постоянно, однако, сопоставляя его с возможностями применения в российских условиях.
Российский опыт в лекциях рассматривается в динамике хронологического перехода от досоветского периода к советской практики и проблематики к современности.
Практические занятия организуются для закрепления лекционного материала в ходе их проведения используются активные формы, предполагающие значительную работу студентов с конкретными документами и выполнение определенных видов работ в том числе с документами для выработки практических умений и навыков работы.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
– внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
– найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
– после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
– продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
– продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
При выполнении письменных работ студент должен самостоятельно проработать материалы темы и оформить их в виде текста с сопровождением необходимых иллюстраций, если это требуется для раскрытия вопроса. Рассуждения должны быть оригинальными, грамотно оформленными.
Самостоятельная подготовка студентов базируется на изучении рекомендованной по курсу литературы, законодательных актов, нормативных материалов. В процессе изучения курса студенты должны обратить внимание на изучение основных понятий, общих закономерностей и тенденций развития в рамках изучаемой дисциплины.
Самостоятельная работа выполняется в удобное для студента время, представляется преподавателю и обсуждается в ходе практических занятий и консультаций. Данный формат предусматривает большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля.
При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо проработать информационный материал по дисциплине. Вопросы теста отражают материал лекций, практических занятий и заданий для самостоятельной работы.
Тест выполняется в текстовом варианте. При выполнении теста, следует внимательно и до конца прочитать вопрос/задание и предлагаемые варианты ответов в соответствии с ними. Выбрать правильные (их может быть несколько).
Обязательно нужно оставить время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.
Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к экзамену простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На экзамене требуется ответить на два вопроса, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 40 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.