МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в управлении безопасностью жизнедеятельности
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра радиофизики и теоретической физики
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_ТБ-12345-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преп., Т.Л. Серебрякова

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доц., Д.Д. Рудер

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в управлении безопасностью жизнедеятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность » (квалификация (степень) «бакалавр») утвержденный Министерством образования и науки РФ 21.03.2016 г №246.

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра радиофизики и теоретической физики

Протокол от 15.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., проф. Лагутин А.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра радиофизики и теоретической физики

Протокол от 15.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., проф. Лагутин А.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.знакомство с современными специализированными информационными технологиями управления безопасностью жизнедеятельности, а также тенденциями и направлениями их развития;
знакомство с основами организации эффективных современных информационных систем, проблемами и перспективами их применения в области управления безопасностью жизнедеятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-8: способностью работать самостоятельно
ОК-11: способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций
ОК-12: способностью использования основных программных средств, умением пользоваться глобальными информационными ресурсами, владением современными средствами телекоммуникаций, способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач
ОПК-1: способностью учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности
ПК-20: способностью принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о современных специализированных информационных технологиях управления безопасностью жизнедеятельности, а также тенденцих и направлених их развития;
об основах организации эффективных современных информационных систем, проблемах и перспективах их применения в области управления безопасностью жизнедеятельности;
об основных методах проектирования информационных систем различного уровня;
3.2.Уметь:
3.2.1.основы сетевых компьютерных технологий и телекоммуникаций;
основы Интернет/Интранет технологий;
основы технологий баз данных;
основы технологий обеспечения информационной и физической безопасности;
основы технологий накопления, хранения и обработки больших массивов информации и обеспечения доступа к ним;
основы организации высокопроизводительных вычислений;
основы технологий анализа и тематической обработки данных экологического мониторинга, включая технологии оперативного космического мониторинга системы атмосфера-подстилающая поверхность.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.эффективного использования современных телекоммуникационных систем;
использования Интернет-технологий в части применения базовых и специализированных Интернет-сервисов;
использования основных технологий обеспечения информационной безопасности;
использования технологий накопления, хранения и обработки больших массивов информации и обеспечения доступа к ним;
использования компьютерных технологий анализа и тематической обработки данных экологического мониторнинга, включая технологии оперативного космического мониторинга системы атмосфера-подстилающая поверхность.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные информационные системы. Интернет-технологии.
1.1. Понятие информационной системы. Аппаратное и программное обеспечение. Структурная и функциональная организация. Эволюция. Проблемы и перспективы развития. Лекции 3 0 ОК-8, ОК-11 Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.2
1.2. Современное состояние и перспективы развития Интернет-технологий. Концепции Web 1-2-3. Роль высокоскоростной распределенной сетевой инфраструктуры в решении задач управления БЖД. Лекции 3 0 ОК-8, ОК-11 Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.2
1.3. Современное состояние и перспективы развития Интернет-технологий. Концепции Web 1-2-3. Практические 3 0 Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.2
1.4. Работа с лекционным материалом, основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. Выполнение и подготовка отчетов по лабораторным работам. Сам. работа 3 10 Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.2
1.5. Основные переносимые форматы электронного документа. Конвертация. Метаданные. Лабораторные 3 2 ПК-20 Л2.6, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Информационная безопасность. Информационные технологии в реализации сервисов обеспечения физической безопасности.
2.1. Понятие защищенной информационной системы. Основные угрозы. Сервисы подсистемы информационной безопасности и механизмы их реализации. Методика построения защищенной информационной системы. Роль информационной безопасности в управлении БЖД. Лекции 3 1 ОК-8, ОК-11, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л1.1, Л3.1, Л1.2
2.2. Физическая безопасность и информационные технологии. Современные компьютеризованные системы оповещения, видеонаблюдения, контроля физического доступа и перемещения и др. Особенности разработки, внедрения и эксплуатации. Лекции 3 0 ОК-11, ОК-12, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л1.1, Л3.1, Л1.2
2.3. Сервисы подсистемы информационной безопасности и механизмы их реализации. Практические 3 1 Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л1.1, Л3.1, Л1.2
2.4. Современные компьютеризованные системы оповещения, видеонаблюдения, контроля физического доступа и перемещения и др. Практические 3 0 Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л1.1, Л3.1, Л1.2
2.5. Работа с лекционным материалом, основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. Выполнение и подготовка отчетов по лабораторным работам. Сам. работа 3 12 Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л1.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 3. Электронный документооборот. Базы данных. Хранилища данных.
3.1. Электронный документооборот. Основные технологии. Проблемы и перспективы. Контроль целостности, доказательство принадлежности и защита от несанкционированного доступа к электронному документу. Лекции 3 0 ОК-8 Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.2
3.2. Электронный документооборот. Практические 3 0 Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.2
3.3. Понятие базы данных. Особенности архитектуры. Модели данных. Проектирование структур реляционных баз данных. Базы данных о состоянии окружающей среды. Особенности реализации хранилищ данных большого объема. Лекции 3 1 ОК-12, ОПК-1 Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.2
3.4. Базы данных. Лабораторные 3 4 ПК-20 Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.2
3.5. Работа с лекционным материалом, основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. Выполнение и подготовка отчетов по лабораторным работам. Сам. работа 3 12 Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Высокопроизводительные вычисления. Облачные вычисления.
4.1. Актуальность, методы и средства повышения производительности вычислений. Параллельные вычисления. Кластерные системы. Эволюция и повышение доступности высокопроизводительных систем на современном этапе. Лекции 3 1 ОК-12, ОПК-1 Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.2
4.2. Облачные и ГРИД-технологии. Роль в решении задач обеспечения БЖД. Лекции 3 0 ОК-12, ОПК-1, ПК-20 Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.2
4.3. Кластерные системы. Облачные и ГРИД-технологии. Практические 3 0 Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.2
4.4. Работа с лекционным материалом, основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. Выполнение и подготовка отчетов по лабораторным работам. Сам. работа 3 12 Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Экологический мониторинг. Дистанционное зондирование Земли. Аэрокосмический мониторинг. Геоинформационные системы.
5.1. Роль экологического мониторинга в обеспечении БЖД. Проблема оперативности. Масштабность измерений и оценки информации. Специфика методов измерений и обработки данных. Приборная база и математическое обеспечение. Лекции 3 1 ОК-11, ОК-12, ОПК-1 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.7, Л1.2
5.2. Понятие дистанционного зондирования Земли. Использование данных ДЗЗ для решения задач управления качеством окружающей среды. Аэрокосмический мониторинг. Система аэрокосмических исследований. История, методы и организация. Природно-ресурсные искусственные спутники Земли. Станции приема. Компьютерные технологии обработки и анализа данных дистанционного зондирования Земли. Тематическая обработка данных космического мониторинга. Лекции 3 0 ОК-11, ОК-12, ОПК-1 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.7, Л1.2
5.3. Понятие ГИС. История применения ГИС в управлении качеством окружающей среды. Свободные и коммерческие ГИС. Основные элементы ГИС. Оценка и моделирование с использованием ГИС. Геопорталы. Лекции 3 0 ОК-11, ОК-12, ОПК-1 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.7, Л1.2
5.4. Космический мониторинг состояния системы "атмосфера-подстилающая поверхность". Практические 3 1 ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.7, Л1.2
5.5. Прием, первичная и тематическая обработка данных космического мониторинга. Решение задач в интересах территориальных органов МЧС (мониторинг лесных пожаров, влагозапаса снега, паводковой обстановки и др.) Практические 3 1 ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.7, Л1.2
5.6. Использование геоинформационных систем. Практические 3 1 ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.7, Л1.2
5.7. Работа с лекционным материалом, основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. Выполнение и подготовка отчетов по лабораторным работам. Сам. работа 3 16 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.7, Л1.2
Раздел 6. Математическое моделирование в задачах управления БЖД.
6.1. Математическое моделирование в задачах управления БЖД. Постановка задачи. Выбор метода решения. Выбор аппаратных средств и математического обеспечения. Оценка вычислительной сложности, необходимых характеристик системы сбора и хранения данных и скорости обмена данными. Лекции 3 0 ОК-8, ОК-11, ОК-12, ОПК-1 Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.7, Л1.2
6.2. Работа с лекционным материалом, основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. Выполнение и подготовка отчетов по лабораторным работам. Сам. работа 3 12 Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.7, Л1.2
6.3. Выполнение индивидуальных заданий (п.5.2.) Сам. работа 3 16 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.7, Л3.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Основные переносимые форматы электронного документа. Конвертация. Метаданные.

2. Информационно-логическое моделирование БД. Языки манипулирования данными.

3. Особенности удаленной работы с вычислительными ресурсами.

4. Прием данных в Центре космического мониторинга.

5. Основные функции ГИС.

6. Тематическая обработка данных оперативного космического мониторин-га системы атмосфера-подстилающая поверхность.

7. Современные Интернет-сервисы. Особенности, техническая реализация.

8. Геопорталы. Особенности реализации технологической платформы и сервисных функций.

9. Реализация криптографических сервисов (хеширование, шифрование, ЭЦП).

10. Сервисы обеспечения физической безопасности.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Современное состояние и перспективы развития Интернет-технологий. Концепции Web 1-2-3. Роль высокоскоростной распределенной сетевой инфраструктуры в решении задач управления БЖД.
Информационная безопасность. Основные угрозы. Сервисы подсистемы информационной безопасности и механизмы их реализации. Методика построения защищенной информационной системы. Роль информационной безопасности в управлении БЖД.
Информационные технологии в реализации сервисов обеспечения физической безопасности. Системы оповещения, видеонаблюдения, контроля физического доступа и перемещения и пр.
Электронный документооборот. Основные технологии. Проблемы и перспективы. Контроль целостности, доказательство принадлежности и защита от несанкционированного доступа к электронному документу.
Базы данных. Особенности архитектуры. Проектирование структур реляционных баз данных. Базы данных о состоянии окружающей среды.
Высокопроизводительные вычисления. Кластерные системы. Эволюция и повышение доступности высокопроизводительных систем на современном этапе. Облачные технологии. Роль в решении задач обеспечения БЖД.
Экологический мониторинг. Масштабность измерений и оценки информации. Специфика методов измерений и обработки данных. Приборная база и математическое обеспечение.
Понятие ГИС. История применения ГИС в управлении качеством окружающей среды. Основные элементы ГИС. Оценка и моделирование с использованием ГИС.
Понятие аэрокосмического мониторинга. История использования данных аэрокосмического мониторинга. Методы и организация аэрокосмического мониторинга. Система аэрокосмических исследований. Искусственные спутники Земли. Станции приема информации о состоянии окружающей среды.
Компьютерные технологии обработки и анализа материалов ДЗЗ. Тематическая обработка данных дистанционного зондирования Земли. Использование ДДЗЗ для решения задач управления качеством окружающей среды.
Математическое моделирование в задачах управления БЖД. Пример. Постановка задачи. Выбор метода решения. Выбор аппаратных средств и математического обеспечения. Оценка вычислительной сложности, необходимых характеристик системы сбора и хранения данных и скорости обмена данными.
5.3. Фонд оценочных средств
К зачету по дисциплине допускаются студенты, выполнившие все предусмотренные настоящим УМК лабораторные работы.
Организация текущей аттестации проводится в интерактивной форме при выполнении лабораторных работ, содержащих задания индивидуального и группового характера.
Организация итоговой аттестации с критериями оценивания:
Осуществляется в форме зачета, на котором студент защищает результа-ты выполнения им индивидуального задания (тема выбирается студентом).
Зачет выставляется в случае, если отвечающий показывает твердое знание и понимание вопросов программы, в том числе имеет представление о совре-менных специализированных информационных технологиях управления без-опасностью жизнедеятельности, а также тенденцих и направлених их развития, об основах организации эффективных современных информационных систем, проблемах и перспективах их применения в области управления безопасностью жизнедеятельности, об основных методах проектирования информационных систем различного уровня.
Приложения
Приложение 1.   fos_it-upr-bzhd(1).doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гринберг А.С., Горбачев Н.Н., Бондаренко А.С. Информационные технологии управления: Учебнрое пособие М.: Юнити-Дана // ЭБС "ONLINE", 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=119135&sr=1
Л1.2 М.В.Гаврилов, В.А.Климов Информатика и информационные технологии : учебное пособие М.: Юрайт// ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2019 https://urait.ru/bcode/413451
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. Г. Ивасенко, А. Ю. Гридасов, В. А. Павленко Информационные технологии в экономике и управлении: учеб. пособие для вузов М.: КНОРУС, 2007
Л2.2 В.А. Трушин, Ю.А. Котов, Л.С. Левин, К.А. Донской Введение в информационную безопасность и защиту информации: учебное пособие Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2017 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=575113
Л2.3 Чандра А.М., Гош С.К. Дистанционное зондирование и географические информационные системы : М.: Техносфера, 2008
Л2.4 Соколов Э. М. , Панарин А. С. , Воронцова Н. В. Информационные технологии в безопасности жизнедеятельности: Учебник М.: Машиностроение, 2006
Л2.5 Трофимов В.В. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник для вузов М.: Юрайт, 2011
Л2.6 Некрасова М. А. , Крестинина Н. В. Управление экологическими проектами.: Учебное пособие М.: Российский университет дружбы народов, 2012
Л2.7 Гершензон В.Е., Смирнова Е.В., Элиас В.В. Информационные технологии в управлении качеством среды обитания: М.: Издательский центр «Академия», 2003
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Райкин Р.И. О построении эффективной интегрированной подсистемы информационной безопасности предприятия/Теория и практика государственного и муниципального управления: , 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Геопортал Роскосмоса (http://geoportal.ntsomz.ru/)
Э2 Геопортал ИТЦ «СКанекс» (http://kosmosnimki.ru)
Э3 Спутниковый сервис анализа вегетации ИКИ РАН (http://vega.smislab.ru/)
Э4 Интернет-ресурсы NASA (http://nasa.gov)
Э5 Интернет-ресурсы NOAA (http://noaa.gov)
Э6 Интернет-ресурсы USGS (http://usgs.gov)
Э7 Электронные учебно-методические материалы и каталоги ссылок на сайте http://10.0.10.40/~raikin в корпоративной сети АлтГУ
Э8 Курс в Moodle "Информационные технологии в управлении безопасностью жизнедеятельности" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4601
6.3. Перечень программного обеспечения
операционная система с графической операционной оболочкой (Microsoft Windows, GNU/Linux), веб-браузер, интегрированный пакет прикладных программ офисного назначения (Microsoft Office, StarOffice/OpenOffice/LibreOffice). Дополнительно желательно наличие в составе программного обеспечения файлового менеджера, архиватора, программы просмотра графических изображений с конвертором форматов, растрового и векторного графических редакторов, пакета визуализации данных (например, GnuPlot), пакета статистической обработки, компилятора процедурного языка программирования высокого уровня, утилит хеширования, шифрования, ЭЦП. (Лицензия: Стандартная общественная лицензия GNU (GENERAL PUBLIC LICENSE) https://www.gnu.org/licenses/gpl-3.0.ru.html)
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
404К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические занятия нацелены на формирование навыков применения в задачах управления БЖД сетевых компьютерных технологий и телекоммуни-каций, Интернет/Интранет технологий, технологий баз данных, технологий обеспечения информационной и физической безопасности, технологий накоп-ления, хранения и обработки больших массивов информации и обеспечения до-ступа к ним, технологий организации высокопроизводительных вычислений, технологий анализа и тематической обработки данных экологического монито-ринга, включая технологии оперативного космического мониторинга системы атмосфера-подстилающая поверхность.

Цель самостоятельной работы - систематизация, закрепление и расшире-ние теоретических и практических знаний с использованием современных ин-формационных технологий и литературных источников.

Самостоятельная работа включает: работу с лекционным материалом, ос-новной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами, выполнение и подготовку отчетов по лабораторным работам, выполнение итоговых индиви-дуальных заданий.