МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спецсеминар

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в гуманитарных науках
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость20 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвГН-4-2020
Часов по учебному плану 720
в том числе:
аудиторные занятия 102
самостоятельная работа 618
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 3, 4, 5, 6, 7
курсовая работа: 2, 4, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 16 21,5 16 23 15,5 20 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 16 16 10 10 8 8 18 18 16 16 18 18 16 16 102 102
Сам. работа 20 20 26 26 172 172 162 162 56 56 90 90 92 92 618 618
Итого 36 36 36 36 180 180 180 180 72 72 108 108 108 108 720 720

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Спецсеминар

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.Н. Владимиров


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой В.Н. Владимиров


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Осмысление специфики и основных закономерностей деятельности, связанной с применением информационных технологий в гуманитарных науках, определение индивидуальных профессиональных интересов и предпочтений, углубленное изучение отдельных проблем для создания курсовой работы.
Формирование навыков самостоятельной работы с источниками и литературой, поиска и отбора необходимой информации, написания научного текста по выбранной проблематике, умений работать в коллективе и выполнять совместные проекты.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию
ПК-23 способность применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач
ПК-24 способность готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные тенденции применения современных информационных технологий в гуманитарных науках;
– основные этапы и особенности подготовки, написания и оформления курсовой работы;
– содержательные и формальные аспекты такого необходимого атрибута оформления научной работы, как научно-справочный аппарат;
– основные способы и особенности ведения проектной деятельности в гуманитарной области на основе применения новых информационных технологий.
3.2.Уметь:
3.2.1.– выделять основную проблему исследования и формулировать в соответствии с ней конкретную тему работы;
– использовать литературу и источники для извлечения необходимой информации;
– структурировать и оформлять курсовую работу;
– разрабатывать и оформлять проекты создания гуманитарных ресурсов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– навыками создания связного текста по конкретной научно-исследовательской теме;
– основными методами анализа источников и литературы по своей теме;
– навыками создания научно-справочного аппарата (система ссылок и библиографический список) в рамках курсовой работы;
– иметь навыки совместной деятельности в составе коллектива по выполнению проектов создания гуманитарных ресурсов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Спецсеминар 1
1.1. Что такое наука Практические 1 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
1.2. Научно-исследовательская деятельность Практические 1 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
1.3. Методология и методы научного исследования Практические 1 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
1.4. Структура и этапы научно-исследовательской работы Практические 1 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
1.5. Результаты научно-исследовательской деятельности Практические 1 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
1.6. Как написать и оформить курсовую работу Практические 1 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
1.7. Научно-справочный аппарат Практические 1 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
1.8. Презентация результатов научного исследования Практические 1 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
1.9. Изучение источников и литературы, подготовка презентаций Сам. работа 1 20 ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Спецсеминар 2
2.1. Подготовка и обсуждение структуры курсовых работ студентов Практические 2 2 ОК-7, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
2.2. Подготовка и обсуждение введения к курсовым работам студентов Практические 2 2 ОК-7, ПК-23 Л3.2, Л1.1, Л3.1
2.3. Подготовка и обсуждение основной части курсовых работ студентов Практические 2 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
2.4. Оформление курсовых работ. Язык и стиль Сам. работа 2 26 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
2.5. Изучение источников и литературы, написание курсовой работы, подготовка презентаций Практические 2 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Спецсеминар 3
3.1. Фундаментальная и прикладная наука Практические 2 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
3.2. Создание научных проектов Практические 3 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
3.3. Информатизация науки и образования Практические 3 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
3.4. Презентация результатов научно-исследовательской деятельности Практические 3 4 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
3.5. Изучение источников и литературы, создание собственных ресурсов, подготовка презентаций Сам. работа 3 172 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Спецсеминар4
4.1. Обсуждение тематики курсовых работ Практические 4 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
4.2. Подготовка и обсуждение структуры курсовых работ студентов Практические 4 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
4.3. Подготовка и обсуждение введения к курсовым работам студентов Практические 4 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
4.4. Подготовка и обсуждение основной части курсовых работ студентов Практические 4 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
4.5. Оформление курсовых работ. Язык и стиль. Практические 4 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
4.6. Представление и обсуждение студенческих презентаций Практические 4 4 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
4.7. Подведение итогов спецсеминара Практические 4 4 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
4.8. Изучение источников и литературы, написание курсовой работы, создание собственных ресурсов, подготовка презентаций Сам. работа 4 162 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 5. Спецсеминар 5
5.1. Обсуждение тематики курсовых работ Практические 5 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
5.2. Обсуждение проблем постановки цели, задач, предмета и объекта исследования Практические 5 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
5.3. Обсуждение различных возможностей создания приложений к курсовым работам Практические 5 4 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
5.4. Обсуждение особенностей прикладной информатики Практические 5 4 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
5.5. Анализ ошибок в оформлении курсовых работ Практические 5 4 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
5.6. Изучение источников и литературы, создание собственных ресурсов, подготовка презентаций Сам. работа 5 56 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 6. Спецсеминар 6
6.1. Подготовка и обсуждение структуры курсовых работ студентов Практические 6 4 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
6.2. Подготовка и обсуждение введения к курсовым работам Практические 6 4 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
6.3. Подготовка и обсуждение основной части курсовых работ Практические 6 4 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
6.4. Подготовка и обсуждение заключения курсовых работ Практические 6 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
6.5. Подготовка и обсуждение научного аппарата курсовых работ Практические 6 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
6.6. Подготовка и обсуждение приложений курсовых работ Практические 6 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
6.7. Изучение источников и литературы, написание курсовой работы, создание собственных ресурсов, подготовка презентаций Сам. работа 6 90 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 7. Спецсеминар 7
7.1. Подготовка и обсуждение структуры выпускных квалификационных работ (ВКР) студентов Практические 7 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
7.2. Подготовка и обсуждение введения ВКР Практические 7 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
7.3. Подготовка и обсуждение основной части ВКР Практические 7 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
7.4. Подготовка и обсуждение заключения ВКР Практические 7 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
7.5. Подготовка и обсуждение научного аппарата (сноски, списки источников и литературы, электронных ресурсов) ВКР Практические 7 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
7.6. Подготовка и обсуждение приложений к ВКР Практические 7 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
7.7. Обсуждение подготовки к защите ВКР Практические 7 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
7.8. Подготовка и обсуждение презентаций к ВКР Практические 7 2 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1
7.9. Изучение литературы, подготовка ресурсов, написание ВКР Сам. работа 7 92 ОК-7, ПК-23, ПК-24 Л3.2, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Выбор темы курсовой работы
2. Структура курсовой работы
3. Актуальность темы курсовой работы.
4. Цели и задачи курсовой работы.
5. Предмет и объект исследования в курсовой работе.
6. Особенности создания приложений для курсовой работы.
7. Научный аппарат курсовой работы.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. 3D-реконструкции объектов историко-культурного наследия.
2. Виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность.
3. Виртуальные музеи: музеи будущего?
4. Интернет-ресурсы для гуманитарных наук и образования.
5. Интернет-технологии в гуманитарных практиках.
6. Информационные системы в гуманитарной сфере.
7. Информационные технологии в выставочной деятельности.
8. Информационные технологии и информационные ресурсы.
9. История и свойства сети Интернет.
10. Концепция информационного общества.
11. Концепция цифрового общества.
12. Основные направления информатизации архивов.
13. Основные направления информатизации музеев.
14. Представление текста в цифровой среде.
15. Прикладная информатика как наука.
16. Применение геоинформационных систем и геоинформационных технологий в гуманитарных науках.
17. Применение информационных технологий в высшем образовании.
18. Современная классификация компьютеров.
19. Современная классификация программного обеспечения.
20. Социальные сети как виртуальные сообщества.
21. Технология баз данных в гуманитарных науках.
22. Цифровая гуманитаристика: содержание, истоки, предмет.
23. Цифровые технологии и сохранение культурно-исторического наследия.
24. Что такое гуманитарная информатика?
25. Что такое историческая информатика?
26. Что такое социальная информатика?
27. Электронные библиотеки: сущность и особенности.
28. Гуманитарные Интернет-ресурсы Таджикистана.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС представлен в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т.Н. Сафронова, А.М. Тимофеева Основы научных исследований : учебное пособие: Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2015. , 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435828
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост.: В. Н. Владимиров, Н. В. Неженцева Документоведение: учеб.-метод. комплекс / АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики: Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л3.2 АлтГУ, Ист. фак., Каф. археологии, этнографии и музеологии; авт.-сост. А. А. Тишкин Методика и методология научных исследований: учеб.-метод. комплекс Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Открытый образовательный портал АлтГУ public.edu.asu.ru
Э2 Интернет-журнал для тех, кто учится http://советстуденту.рф/nauka/
Э3 Журнал «Историческая информатика» (2012-2016 гг.) kleio.asu.ru
Э4 Журнал «Историческая информатика» (2017-2018 гг.) nbpublish.com
Э5 Курс в Moodle "Спецсеминар" portal.edu.asu.ru
Э6 Курс в Moodle "Спецсеминар" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ:
БД «Населенные пункты Алтайского края»;
БД «Население Тобольска в 1897 г.»;
БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»;
БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»);
БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»;
БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основная цель спецсеминара – формирование понимания специфики и основных закономерностей деятельности, связанной с применением информационных технологий в гуманитарных науках, определение индивидуальных профессиональных интересов и предпочтений, углубленное изучение отдельных проблем для создания курсовой работы.
Кроме того, важное значение имеет формирование навыков самостоятельной работы с источниками и литературой, поиска и отбора необходимой информации, написания научного текста по выбранной проблематике, умений работать в коллективе и выполнять совместные проекты.
В рамках спецсеминара у обучающихся формируется одна общекультурная (ОК-7) и две профессиональных (ПК-23, ПК-24) компетенции.
Основная практическая задача, решаемая такой учебной дисциплиной, как спецсеминар, – подготовка студентов к написанию, оформлению и презентации курсовой работы. Отсюда вытекает и структура учебных занятий, которая ориентирована на понимание обучающимися таких теоретических вещей, как роль и место науки в современном обществе, смысл, особенности и структура научных исследований, методология и методы научного исследования.
Одновременно решаются практические вопросы написания и оформления курсовой работы, при этом особое внимание уделяется научно-справочному аппарату, включая ссылки и оформление библиографического списка. Заключительная часть дисциплины связана с технологиями представления результатов научного исследования, где особое внимание уделяется компьютерной презентации.
Студентам прежде всего необходимо обратить внимание на выбор темы курсовой работы. Здесь возможны такие варианты, как выбор из списка тем, предлагаемых преподавателем, выбор из списка с коррекцией темы, предложенной студентом, наконец, самый предпочтительный вариант – работа по теме, предложенной самим студентом.
При выполнении работы и ее написании следует учитывать информацию, полученную в ходе работы спецсеминара, а также выполнять рекомендации по курсовой работе, получаемые от научного руководителя.
Существенной частью курса является представление студентами результатов самостоятельной работы в виде компьютерных презентаций. Важно отметить, что в современном научно-образовательном процессе презентация результатов подчас играет не меньшую роль, чем само по себе получение этих результатов. Необходимо знать основные формы представления, среди которых компьютерные презентации занимают все большее место.
В рамках практических занятий каждый студент представляет самостоятельно выполненную компьютерную презентацию по заранее выбранной теме, после чего происходит обсуждение, в ходе которого выявляются достоинства и недостатки как содержательной части выполненной работы, так и формы ее представления. Важно отметить, что не меньшее значение, чем выполнение и представление самостоятельно выполненного задания, имеет и его анализ и обсуждение.
При подготовке к зачету главную роль играют, во-первых, подготовка текста курсовой работы, во-вторых, выступления на семинарских занятиях по тематике своей курсовой работы. Выполнение этих требований служит основанием для своевременного получения зачета.