МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое регулирование налоговых споров

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере государственного и муниципального управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_ЮвГМУ-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 50 46 50 46
Итого 72 68 72 68

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Игнатовская И.И.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Калашник Н.И.

Рабочая программа дисциплины
Правовое регулирование налоговых споров

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Игнатовская И.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Игнатовская И.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью дисциплины "Правовое регулирование налоговых споров" является формирование у студентов магистерской программы "Конституционное право, административное право, муниципальное право" знаний и навыков защиты прав налогоплательщиков при возникновении налоговых споров с налоговыми органами. Магистранты должны ориентироваться в действующем налоговом законодательстве, иных актах, содержащих нормы налогового права, понимать перспективы его дальнейшего развития. Важнейшее значение при изучении данной дисциплины отводится анализу правоприменительной практики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью разрабатывать нормативные правовые акты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1: терминологию, используемую в сфере применения налогового законодательства; понятие, признаки и систему основных нормативных правовых актов в налоговой сфере, основные правовые институты, правовые источники организации и функционирования налоговой системы; принципы, виды и стадии нормотворческой деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1: правильно применять юридическую терминологию, используемую в сфере применения налогового законодательства; оперировать понятиями и категориями основных нормативных правовых актов, анализировать юридические факты и порождаемые ими налоговые отношения, формулировать предложения по совершенствованию системы разрешения налоговых споров; самостоятельно разрабатывать проекты нормативных правовых актов и выстраивать систему действий на отдельных стадиях нормотворческого процесса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1: навыками определения нормативных правовых актов, подлежащих применению в конкретном вопросе; навыками определения вида судопроизводства на основании предложенной ситуации; навыками определения вида решения, которое должен принять налоговый орган или суд в конкретной ситуации; навыками определения наиболее подходящего способа защиты прав налогоплательщиков при возникновении налоговых споров; навыками разработки проектов региональных и местных нормативных правовых актов по вопросам налогообложения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, виды и правовое регулирование налоговых споров
1.1. Понятие, виды и правовое регулирование налоговых споров Лекции 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие, виды и правовое регулирование налоговых споров Сам. работа 1 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Административный порядок разрешения налоговых споров
2.1. Административный порядок разрешения налоговых споров Сам. работа 1 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Административный порядок разрешения налоговых споров Практические 1 2
2.3. Административный порядок разрешения налоговых споров Лекции 1 2
Раздел 3. Судебный порядок разрешения налоговых споров
3.1. Судебный порядок разрешения налоговых споров Сам. работа 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Судебный порядок разрешения налоговых споров Практические 1 2
Раздел 4. Доказывание в налоговых спорах
4.1. Доказывание в налоговых спорах Сам. работа 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Особенности разрешения налоговых споров при выявлении необоснованной налоговой выгоды
5.1. Особенности разрешения налоговых споров при выявлении необоснованной налоговой выгоды Практические 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
5.2. Особенности разрешения налоговых споров при выявлении необоснованной налоговой выгоды Сам. работа 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Налоговые споры о процедуре. Производство по налоговому контролю.
6.1. Налоговые споры о процедуре. Производство по налоговому контролю. Сам. работа 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Налоговые споры о законности привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений (налоговой ответственности)
7.1. Налоговые споры о законности привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений (налоговой ответственности) Сам. работа 1 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
7.2. Налоговые споры о законности привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений (налоговой ответственности) Практические 1 2
Раздел 8. Особенности разрешения налоговых споров, возникающих в связи с исчислением и уплатой налогов
8.1. Особенности разрешения налоговых споров, возникающих в связи с исчислением и уплатой налогов Сам. работа 1 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
8.2. Особенности разрешения налоговых споров, возникающих в связи с исчислением и уплатой налогов Практические 1 4
Раздел 9. Разрешение налоговых споров в зарубежных странах
9.1. Разрешение налоговых споров в зарубежных странах Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
9.2. Разрешение налоговых споров в зарубежных странах Сам. работа 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
9.3. Лабораторный практикум Лабораторные 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие налоговых споров, их классификация.
2. Формы и виды разрешения налоговых споров.
3. Подведомственность и подсудность налоговых споров.
4. Способы защиты прав налогоплательщиков.
5. Налоговое производство и его основные стадии.
6. Налоговый контроль.
7. Производство по делам о налоговых правонарушениях.
8. Налоговые споры, инициируемые налоговыми органами.
9. Порядок предъявления налоговыми органами исков о взыскании налогов, налоговых санкций и о ликвидации организаций.
10. Налоговые споры, возникающие по искам налогоплательщиков.
11. Право на обжалование.
12. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу.
13. Особенности подачи и рассмотрения апелляционной жалобы.
14. Порядок досудебного урегулирования налоговых споров.
15. Обжалование решения налоговых органов в судебном порядке.
16. Защита прав налогоплательщиков в Конституционном Суде Российской Федерации.
17. Пробелы и противоречия в налоговом законодательстве, приводящие к налоговым спорам.
18. Налоговые споры по доказыванию необоснованной налоговой выгоды.
19. Особенности доказывания в налоговых спорах.
20. Способы обеспечения иска, применяемые арбитражными судами при рассмотрении налоговых споров.
21. Особенности разрешения налоговых споров в зарубежных странах.
22. Налоговые споры, возникающие в связи с проведением выездной налоговой проверки.
23. Налоговые споры по уплате налога на имущество физических лиц.
24. Налоговые споры по уплате транспортного налога.
25. Налоговые споры по уплате земельного налога.
26. Общая характеристика процедур (способов) разрешения налоговых споров
27. Значение правовых позиций высших судов для разрешения налоговых споров
28. Понятие доказательства в налоговом споре
29. Налоговая презумпция и ее значение
30. Понятие и критерии необоснованной налоговой выгоды. Оценка арбитражными судами обоснованности налоговой выгоды
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Налоговый спор: понятие, стороны, стадии и виды.
2. Способы защиты прав налогоплательщиков.
3. Налоговое производство и его основные стадии.
4. Правовое регулирование налогового контроля.
5. Производство по делам о налоговых правонарушениях.
6. Особенности подачи и рассмотрения апелляционной жалобы.
7. Порядок досудебного урегулирования налоговых споров.
8. Обжалование решения налоговых органов в судебном порядке.
9. Защита прав налогоплательщиков в Конституционном Суде Российской Федерации.
10. Пробелы и противоречия в налоговом законодательстве, приводящие к налоговым спорам.
11. Налоговые споры по доказыванию необоснованной налоговой выгоды.
12. Особенности доказывания в налоговых спорах.
13. Особенности разрешения налоговых споров в зарубежных странах.
14. Налоговые споры, возникающие в связи с проведением выездной налоговой проверки.
15. Налоговые споры по уплате налога на имущество физических лиц.
16. Налоговые споры по уплате транспортного налога.
17. Налоговые споры по уплате земельного налога.
18. Значение правовых позиций высших судов для разрешения налоговых споров
19. Налоговая презумпция и ее значение
20. Понятие и критерии необоснованной налоговой выгоды. Оценка арбитражными судами обоснованности налоговой выгоды
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Килинкарова Е. В. НАЛОГОВОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Копина А.А. - Отв. ред., Реут А.В. - Отв. ред. МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГОВОЕ ПРАВО. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 сайт Министерства финансов РФ www.minfin.ru
Э2 сайт официального интернет-портала правовой информации pravo.gov.ru
Э3 сайт Федеральной налоговой службы www.nalog.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Актовый зал С малый концертный зал Учебная мебель на 500 посадочных мест; проектор; стационарный экран; Рояль «Красный октябрь», Рояль «ESTONIA», звукотехническое оборудование: микрофон подвесной конденсаторный SHURE MX202B/C – 4 шт.; микшерная консоль аналоговая Behringer xenyx xl3200 – 1 шт.; радиомикрофон Shure pg58 – 6 шт.; радиомикрофон Shure Beta58 – 2 шт.; монитор DAS AUDIO AVANT-12A – 2 шт.; сателиты DAS AUDIO AVANT-215A – 4 шт.
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Правовое регулирование налоговых споров» на очном и заочном отделении завершается зачетом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины «Правовое регулирование налоговых споров» производится с учетом результатов по всем видам оценочных средств в рамках бинарной системы «зачтено/не зачтено».
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОСе.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит несколько вариантов ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОСе.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на семинарском занятии предполагает последующий устный ответ. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОСе.
Письменные работы (эссе, рефераты, курсовые и др.) являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы обговаривается с преподавателем. Письменная работа является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материалом по данному вопросу. Письменные работы назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОСе.
Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Правильность выполнения, в первую очередь, зависит от знания нормативных требований федерального законодательства о разграничении компетенции федеральных и региональных / местных органов власти по вопросам установления региональных / местных налогов и сборов. Студентам следует проявить творческий подход и аналитические способности при разработке проекта закона Алтайского края или решения представительного органа муниципального образования на территории Алтайского края. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОСе.
Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит один вопрос, который соответствуют содержанию формируемой компетенции. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.