МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спецсеминар
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость18 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_ДиА-45-2020
Часов по учебному плану 648
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 616
контроль 16
Виды контроля по курсам
зачеты: 1, 2, 3, 4
курсовая работа: 1, 2, 3, 4

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 3 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 4 4 4 4 4 4 4 4 16 16
Сам. работа 100 100 280 280 100 100 136 136 616 616
Часы на контроль 4 4 4 4 4 4 4 4 16 16
Итого 108 108 288 288 108 108 144 144 648 648

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Владимиров В.Н.;к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Чекрыжова О.И.

Рабочая программа дисциплины
Спецсеминар

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.Н. Владимиров

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой В.Н. Владимиров

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Осмысление специфики и основных направлений документоведения и архивоведения, определение индивидуальных профессиональных интересов и предпочтений, углубленное изучение отдельных проблем для создания курсовой работы.
Формирование навыков самостоятельной работы с источниками и литературой, поиска и отбора необходимой информации, написания научного текста по выбранной проблематике, умений работать в коллективе и выполнять совместные проекты.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способность использовать теоретические знания и методы исследования на практике
ПК-1: способность применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности
ПК-2: владение основами информационно-аналитической деятельности и способностью применять их в профессиональной сфере
ПК-3: владение знаниями основных проблем в области документоведения и архивоведения
ПК-4: способность самостоятельно работать с различными источниками информации
ПК-5: владение тенденциями развития информационно-документационного и обеспечения управления архивного дела
ПК-6: способность анализировать ситуацию на рынке информационных продуктов и услуг, давать экспертную оценку современным системам электронного документооборота и ведения электронного архива
ПК-9: владение навыками составления библиографических и архивных обзоров
ПК-11: владение навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные этапы и особенности подготовки, написания и оформления курсовой работы;
– содержательные и формальные аспекты такого необходимого атрибута оформления научной работы, как научно-справочный аппарат;
3.2.Уметь:
3.2.1.– выделять основную проблему исследования и формулировать в соответствии с ней конкретную тему работы;
– использовать литературу и источники для извлечения необходимой информации;
– структурировать и оформлять курсовую работу
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– навыками создания связного текста по конкретной научно-исследовательской теме;
– основными методами анализа источников и литературы по своей теме;
– навыками создания научно-справочного аппарата (система ссылок и библиографический список) в рамках курсовой работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Спецсеминар 1
1.1. Научно-исследовательская деятельность. Методология и методы научного исследования. Структура и этапы научно-исследовательской работы. Результаты научно-исследовательской деятельности. Как написать и оформить курсовую работу. Научно-справочный аппарат. Презентация результатов научного исследования Практические 1 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.2. Изучение источников и литературы, подготовка презентаций Сам. работа 1 100 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 2. Спецсеминар 2
2.1. Подготовка и обсуждение структуры курсовых работ студентов. Подготовка и обсуждение введения к курсовым работам студентов. Подготовка и обсуждение основной части курсовых работ студентов Практические 2 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.2. Изучение источников и литературы, написание курсовой работы, подготовка презентаций Сам. работа 2 280 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 3. Спецсеминар 3
3.1. Подготовка и обсуждение структуры курсовых работ студентов. Подготовка и обсуждение введения к курсовым работам студентов. Подготовка и обсуждение основной части курсовых работ студентов Практические 3 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.2. Изучение источников и литературы, создание собственных ресурсов, подготовка презентаций Сам. работа 3 100 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 4. Спецсеминар4
4.1. Подготовка и обсуждение структуры курсовых работ студентов. Подготовка и обсуждение введения к курсовым работам студентов. Подготовка и обсуждение основной части курсовых работ студентов Практические 4 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
4.2. Изучение источников и литературы, написание курсовой работы, создание собственных ресурсов, подготовка презентаций Сам. работа 4 136 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Выбор темы курсовой работы
2. Структура курсовой работы
3. Актуальность темы курсовой работы.
4. Цели и задачи курсовой работы.
5. Предмет и объект исследования в курсовой работе.
6. Особенности создания приложений для курсовой работы.
7. Научный аппарат курсовой работы.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика:
1. Управление документацией в современных условиях.
2. Документы на новейших носителях информации: область применения и придание юридической силы.
3. Юридическая сила – основное свойство служебного документа.
4. Составление, оформление и характеристика особенностей текстов различных видов писем.
5. Правовое регулирование архивного дела в России.
6. Архивная реформа в России (1990-е гг.): основные направления, проблемы, решения.
7. Применение информационных технологий в работе государственных архивов РФ: сферы применения, способы и результаты.
8. Организация использования документов архивного фонда РФ и других архивных документов в архиве.
9. Архивный фонд Алтайского края. История создания, состав, современное состояние.
10. Преемственность в работе делопроизводственных служб и архивов.
11. Безопасность архивов и архивных фондов.
12. Научно-технические архивы России.
13. Проблемы доступа к архивным документам в архивах РФ.
14. Личные архивы.
15. Проблемы взаимодействия государственных архивов с ведомственными и муниципальными архивами.
5.3. Фонд оценочных средств
смотреть ФОС в приложении
Приложения
Приложение 1.   Спецсеминар.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т.Н. Сафронова, А.М. Тимофеева Основы научных исследований : учебное пособие: Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2015. , 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435828
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шульгина М. В. Архивоведение: ИД САФУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=312311
Л2.2 Неженцева Н.В. Использование архивных документов : учебное пособие АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3523
Л2.3 Раскин Д.И., Соколов А.Р. Архивоведение: , 2017 https://biblio-online.ru/book/A17C34AE-9B6D-4966-B7C9-00BB7E0BF56A/arhivovedenie
Л2.4 Абуладзе Д.Г., Выпряжкина И.Б., Маслова В.М. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/8F9C2312-2C6D-48BC-87FE-0B062BB243CE
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Ист. фак., Каф. археологии, этнографии и музеологии; авт.-сост. А. А. Тишкин Методика и методология научных исследований: учеб.-метод. комплекс Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/587
Л3.2 сост.: В. Н. Владимиров, Н. В. Неженцева Документоведение: учеб.-метод. комплекс / АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики: Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/688
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Открытый образовательный портал АлтГУ https://public.edu.asu.ru
Э2 Журнал «Историческая информатика» (2012-2016 гг.) http://kleio.asu.ru
Э3 Интернет-журнал для тех, кто учится http://советстуденту.рф/nauka/
Э4 Журнал «Историческая информатика» (2017-2018 гг.) http://nbpublish.com/e_istinf/
Э5 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" http://e.lanbook.com
Э6 Университеская библиотека online http://www.biblioclub.ru
Э7 Официальный сайт Федерального архивного агентства http://archives.ru
Э8 Официальный сайт Краевого государственного казенное учреждения «Государственный архив Алтайского края» http://www.archiv.ab.ru
Э9 Курс в Moodle "Спецсеминар" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4270
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основная практическая задача, решаемая такой учебной дисциплиной, как спецсеминар, – подготовка студентов к написанию, оформлению и презентации курсовой работы. Отсюда вытекает и структура учебных занятий, которая ориентирована на понимание обучающимися таких теоретических вещей, как роль и место науки в современном обществе, смысл, особенности и структура научных исследований, методология и методы научного исследования. Одновременно решаются практические вопросы написания и оформления курсовой работы, при этом особое внимание уделяется научно-справочному аппарату, включая ссылки и оформление библиографического списка. Заключительная часть дисциплины связана с технологиями представления результатов научного исследования, где особое внимание уделяется компьютерной презентации.
Студентам прежде всего необходимо обратить внимание на выбор темы курсовой работы. Здесь возможны такие варианты, как выбор из списка тем, предлагаемых преподавателем, выбор из списка с коррекцией темы, предложенной студентом, наконец, самый предпочтительный вариант – работа по теме, предложенной самим студентом.
При выполнении работы и ее написании следует учитывать информацию, полученную в ходе работы спецсеминара, а также выполнять рекомендации по курсовой работе, получаемые от научного руководителя.
Существенной частью курса является представление студентами результатов самостоятельной работы в виде компьютерных презентаций. Важно отметить, что в современном научно-образовательном процессе презентация результатов подчас играет не меньшую роль, чем само по себе получение этих результатов. Необходимо знать основные формы представления, среди которых компьютерные презентации занимают все большее место. В рамках практических занятий каждый студент представляет самостоятельно выполненную компьютерную презентацию по заранее выбранной теме, после чего происходит обсуждение, в ходе которого выявляются достоинства и недостатки как содержательной части выполненной работы, так и формы ее представления. Важно отметить, что не меньшее значение, чем выполнение и представление самостоятельно выполненного задания, имеет и его анализ и обсуждение.

Объем курсовой работы, как правило, составляет 25–40 страниц, количество использованных литературы и источников — не менее 15–20 позиций.

Требования к оформлению курсовой работы:
Письменная работа выполняется на одной стороне стандартного листа формата А4 (210х297 мм.). Оформление осуществляется при помощи программного обеспечения Microsoft Office через 1,5 межстрочных интервала, кегль 14. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, названиях, указаниях, применяя шрифты разной гарнитуры. Во всем тексте работы следует соблюдать единообразные поля:
слева – 3 см, справа – 1 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см. Текст печатается с абзацами. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста пробелом и печатаются строчными буквами. Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я посмотрел», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать фразы, которые строятся с употреблением слов «представляется», «очевидно» или выражений: «на наш взгляд», «по нашему мнению», «на основе выполненного
анализа можно утверждать …», «проведенные исследования продемонстрировали …» и т.п.

Работа оформляется в соответствии со следующей структурной схемой:
• титульный лист;
• оглавление;
• введение;
• основная часть (2 или 3 главы, которые структурируются
в параграфы);
• заключение;
• список использованных источников и литературы;
• приложения