Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.06.01. Языкознание и литературоведение |
Направленность | Русский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 45_06_01_Русский язык-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 52 | 52 | 52 | 52 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 11.07.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой С.В.Доронина
1.1. | Цель дисциплины – знакомство с современными лингвистическими теориями. Задачи дисциплины: дать обучающимся возможность – ориентироваться во всем многообразии современных лингвистических кон-цепций; – научиться анализировать конкретный языковой материал в рамках этих концепций. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ОПК-1 | способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий |
ПК-1 | владение теориями, методами, технологиями и культурой научного исследования в области филологических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, с целью обеспечения планируемых целей и задач НИР |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | главные ведущие идеи теории языка, доминирующие в языкознании конца 20 – начала 21 в. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | критически оценивать достоинства и, возможно, ограниченность конкретных лингвистических методов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками анализа языкового материала методами, разработанными в рамках современных лингвистических концепций |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Язык как объект лингвистики | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Естественные и искусственные языки. Язык и языки. Функции языка. Знаковая природа языка. Язык, речь, речевая деятельность. Язык и мышление, их взаимодействие. Когнитивный подход в современной лингвистике. Язык и коммуникация. Отражение коммуникативных целей в структуре языка. | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Методы исследования языка | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Внутренняя структура языка | ||||||
2.1. | Формальные грамматики и зарождение трансформационной порождающей модели. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Язык как система/механизм/устройство. Универсум звучаний и универсум значений, их проекция на конкретные языки. Грамматика и словарь как два компонента структуры языка. Лексические и грамматические значения. Грамматические категории. Грамматические правила и их типы: предписывающие, разрешающие, конфликтно- разрешающие. Уровни языка. Модели языка. Интегральные уровневые модели: трансформационная порождающая грамматика, модель «Смысл <=> текст». | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Теория прототипов в грамматическом описании. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1 |
2.4. | "Расплывчатая семантика". Процедурная семантика. Фреймы, скрипты, стереотипы как различные воплоще-ния идеи "прототипичности" в описании и объяснении фактов языка. | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Формальный аппарат лингвистики | ||||||
3.1. | Универсальные (межъязыковые) классификации и вложение конкретно-языковой классификации в универсальную | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1 |
3.2. | Классификация как основной инструмент лингвистического описания | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1 |
3.3. | Признаковая база данной классификации. Два формата представления классификации: таблица, матрица. Эквивалентность классификаций. Классификации комбинативные (= линейные, универсальные) и древовидные. Универсальные (межъязыковые) классификации и вложение конкретно-языковой классификации в универсальную. Редукция универсального признака, склеивание нескольких универсальных признаков. Интерпретация одной классификации в другой. | Сам. работа | 3 | 12 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.4. | Типологическая лингвистика | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.5. | Цели, методы и принципы типологических исследований | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
3.6. | История типологических концепций | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.7. | Использование методов и приемов типологических исследований в семантике, грамматике, теории текста | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.8. | Мотивированность языкового типа. Маркированность в типологии. Понятие иерархии, его соотношение с понятиями импликативной универсалии и маркированности. | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Знаковая природа языка. 2. Язык и мышление, их взаимодействие. Когнитивный подход в современной лингвистике. 3. Язык и коммуникация. Отражение коммуникативных целей в структуре языка. 4. Внутренняя структура языка. Язык как система/механизм/устройство. Универсум звучаний и универсум значений, их проекция на конкретные языки. 5. Грамматика и словарь как два компонента структуры языка. Лексические и грамматические значения. Грамматические категории. Грамматические правила и их типы: 6. Модели языка. 7. Классификация как основной инструмент лингвистического описания. 8. Множественность интерпретаций как проблема выбора признаковой базы с сохранением формальной эквивалентности классификаций. 9. Межъязыковое сравнение. Проблема сравнимости языков. Проблема выборки. Типологическая классификация. 10. Языковые универсалии. Языковые фреквенталии. Возможные и невозможные типы языков. 11. Импликативные отношения между значениями языковых параметров. 12. Мотивированность языкового типа. Конфликт мотиваций. 13. Маркированность в типологии. Критерии маркированности (структурные критерии, поведенческие критерии, статистические критерии, критерии контекста нейтрализации). Иерархия маркированности. 14. Грамматические категории и маркированность. 15. Понятие иерархии, его соотношение с понятиями импликативной универсалии и маркированности. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Как соотносятся между собой основные идеи теоретического языкознания в конце 20 – начале 21 в.? Соотношение между семантикой, синтактикой и прагматикой языка. Синтаксическая и семантическая информация в рамках лексикографического описания языков: возможности, достижения и перспективы. Универсальные и идиоэтнические стратегии использования языка. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. прикрепленный файл |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н.Ф. Алефиренко | Теория языка: учеб. пособие | М., 2010 | |
Л1.2 | Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. | Теория языка: Учебное пособие: учебное пособие | М.: Флинта, 2006 // ЭБС «Лань», 2012, 2006 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ольховиков Б.А. | Теория языка и вид грамматического описания в истории языкознания: | Москва, 1985 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Теория языка». К услугам обучающихся лекционный курс, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Теория языка». |