МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория языка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.06.01. Языкознание и литературоведение
НаправленностьРусский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_06_01_Русский язык-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.фило.н., пррф., Трубникова Ю.В.

Рецензент(ы):
д.филол.н., проф., Чернышова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория языка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.06.01 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №903)

составлена на основании учебного плана:
45.06.01 Языкознание и литературоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.07.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.В.Доронина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.07.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой С.В.Доронина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – знакомство с современными лингвистическими теориями.
Задачи дисциплины: дать обучающимся возможность
– ориентироваться во всем многообразии современных лингвистических кон-цепций;
– научиться анализировать конкретный языковой материал в рамках этих концепций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий
ПК-1 владение теориями, методами, технологиями и культурой научного исследования в области филологических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, с целью обеспечения планируемых целей и задач НИР
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.главные ведущие идеи теории языка, доминирующие в языкознании конца 20 – начала 21 в.
3.2.Уметь:
3.2.1.критически оценивать достоинства и, возможно, ограниченность конкретных лингвистических методов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа языкового материала методами, разработанными в рамках современных лингвистических концепций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Язык как объект лингвистики Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Естественные и искусственные языки. Язык и языки. Функции языка. Знаковая природа языка. Язык, речь, речевая деятельность. Язык и мышление, их взаимодействие. Когнитивный подход в современной лингвистике. Язык и коммуникация. Отражение коммуникативных целей в структуре языка. Сам. работа 3 10 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Методы исследования языка Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Внутренняя структура языка
2.1. Формальные грамматики и зарождение трансформационной порождающей модели. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Язык как система/механизм/устройство. Универсум звучаний и универсум значений, их проекция на конкретные языки. Грамматика и словарь как два компонента структуры языка. Лексические и грамматические значения. Грамматические категории. Грамматические правила и их типы: предписывающие, разрешающие, конфликтно- разрешающие. Уровни языка. Модели языка. Интегральные уровневые модели: трансформационная порождающая грамматика, модель «Смысл <=> текст». Сам. работа 3 10 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Теория прототипов в грамматическом описании. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.1
2.4. "Расплывчатая семантика". Процедурная семантика. Фреймы, скрипты, стереотипы как различные воплоще-ния идеи "прототипичности" в описании и объяснении фактов языка. Сам. работа 3 10 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Формальный аппарат лингвистики
3.1. Универсальные (межъязыковые) классификации и вложение конкретно-языковой классификации в универсальную Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.1
3.2. Классификация как основной инструмент лингвистического описания Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1 Л1.1
3.3. Признаковая база данной классификации. Два формата представления классификации: таблица, матрица. Эквивалентность классификаций. Классификации комбинативные (= линейные, универсальные) и древовидные. Универсальные (межъязыковые) классификации и вложение конкретно-языковой классификации в универсальную. Редукция универсального признака, склеивание нескольких универсальных признаков. Интерпретация одной классификации в другой. Сам. работа 3 12 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Типологическая лингвистика Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Цели, методы и принципы типологических исследований Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.6. История типологических концепций Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.7. Использование методов и приемов типологических исследований в семантике, грамматике, теории текста Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.8. Мотивированность языкового типа. Маркированность в типологии. Понятие иерархии, его соотношение с понятиями импликативной универсалии и маркированности. Сам. работа 3 10 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Знаковая природа языка.
2. Язык и мышление, их взаимодействие. Когнитивный подход в современной лингвистике.
3. Язык и коммуникация. Отражение коммуникативных целей в структуре языка.
4. Внутренняя структура языка. Язык как система/механизм/устройство. Универсум звучаний и универсум значений, их проекция на конкретные языки.
5. Грамматика и словарь как два компонента структуры языка. Лексические и грамматические значения. Грамматические категории. Грамматические правила и их типы:
6. Модели языка.
7. Классификация как основной инструмент лингвистического описания.
8. Множественность интерпретаций как проблема выбора признаковой базы с сохранением формальной эквивалентности классификаций.
9. Межъязыковое сравнение. Проблема сравнимости языков. Проблема выборки. Типологическая классификация.
10. Языковые универсалии. Языковые фреквенталии. Возможные и невозможные типы языков.
11. Импликативные отношения между значениями языковых параметров.
12. Мотивированность языкового типа. Конфликт мотиваций.
13. Маркированность в типологии. Критерии маркированности (структурные критерии, поведенческие критерии, статистические критерии, критерии контекста нейтрализации). Иерархия маркированности.
14. Грамматические категории и маркированность.
15. Понятие иерархии, его соотношение с понятиями импликативной универсалии и маркированности.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Как соотносятся между собой основные идеи теоретического языкознания в конце 20 – начале 21 в.?
Соотношение между семантикой, синтактикой и прагматикой языка.
Синтаксическая и семантическая информация в рамках лексикографического описания языков: возможности, достижения и перспективы.
Универсальные и идиоэтнические стратегии использования языка.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Ф. Алефиренко Теория языка: учеб. пособие М., 2010
Л1.2 Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка: Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 2006 // ЭБС «Лань», 2012, 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ольховиков Б.А. Теория языка и вид грамматического описания в истории языкознания: Москва, 1985
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Теория языка». К услугам обучающихся лекционный курс, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Теория языка».