МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория языка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.06.01. Языкознание и литературоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_06_01_Языкознание и литературоведение-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 57
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 57 57 57 57
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.фило.н., пррф., Трубникова Ю.В.

Рецензент(ы):
д.филол.н., проф., Чернышова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория языка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.06.01 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №903)

составлена на основании учебного плана:
45.06.01 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.07.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.В.Доронина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.07.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой С.В.Доронина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – знакомство с современными лингвистическими теориями.
Задачи дисциплины: дать обучающимся возможность
– ориентироваться во всем многообразии современных лингвистических кон-цепций;
– научиться анализировать конкретный языковой материал в рамках этих концепций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 владение теориями, методами, технологиями и культурой научного исследования в области филологических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, с целью обеспечения планируемых целей и задач НИР
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.главные ведущие идеи теории языка, доминирующие в языкознании конца 20 – начала 21 в.
3.2.Уметь:
3.2.1.критически оценивать достоинства и, возможно, ограниченность конкретных лингвистических методов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа языкового материала методами, разработанными в рамках современных лингвистических концепций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Язык как объект лингвистики Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Естественные и искусственные языки. Язык и языки. Функции языка. Знаковая природа языка. Язык, речь, речевая деятельность. Язык и мышление, их взаимодействие. Когнитивный подход в современной лингвистике. Язык и коммуникация. Отражение коммуникативных целей в структуре языка. Сам. работа 4 11 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Методы исследования языка Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Внутренняя структура языка
2.1. Формальные грамматики и зарождение трансформационной порождающей модели. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Язык как система/механизм/устройство. Универсум звучаний и универсум значений, их проекция на конкретные языки. Грамматика и словарь как два компонента структуры языка. Лексические и грамматические значения. Грамматические категории. Грамматические правила и их типы: предписывающие, разрешающие, конфликтно- разрешающие. Уровни языка. Модели языка. Интегральные уровневые модели: трансформационная порождающая грамматика, модель «Смысл <=> текст». Сам. работа 4 12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Теория прототипов в грамматическом описании. Практические 4 2 Л1.1
2.4. "Расплывчатая семантика". Процедурная семантика. Фреймы, скрипты, стереотипы как различные воплоще-ния идеи "прототипичности" в описании и объяснении фактов языка. Сам. работа 4 10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Формальный аппарат лингвистики
3.1. Универсальные (межъязыковые) классификации и вложение конкретно-языковой классификации в универсальную Лекции 4 2 Л1.1
3.2. Классификация как основной инструмент лингвистического описания Практические 4 4 Л1.1
3.3. Признаковая база данной классификации. Два формата представления классификации: таблица, матрица. Эквивалентность классификаций. Классификации комбинативные (= линейные, универсальные) и древовидные. Универсальные (межъязыковые) классификации и вложение конкретно-языковой классификации в универсальную. Редукция универсального признака, склеивание нескольких универсальных признаков. Интерпретация одной классификации в другой. Сам. работа 4 12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Типологическая лингвистика Лекции 4 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Цели, методы и принципы типологических исследований Практические 4 2 Л2.1, Л1.1
3.6. История типологических концепций Практические 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.7. Использование методов и приемов типологических исследований в семантике, грамматике, теории текста Практические 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.8. Мотивированность языкового типа. Маркированность в типологии. Понятие иерархии, его соотношение с понятиями импликативной универсалии и маркированности. Сам. работа 4 12 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Знаковая природа языка.
2. Язык и мышление, их взаимодействие. Когнитивный подход в современной лингвистике.
3. Язык и коммуникация. Отражение коммуникативных целей в структуре языка.
4. Внутренняя структура языка. Язык как система/механизм/устройство. Универсум звучаний и универсум значений, их проекция на конкретные языки.
5. Грамматика и словарь как два компонента структуры языка. Лексические и грамматические значения. Грамматические категории. Грамматические правила и их типы:
6. Модели языка.
7. Классификация как основной инструмент лингвистического описания.
8. Множественность интерпретаций как проблема выбора признаковой базы с сохранением формальной эквивалентности классификаций.
9. Межъязыковое сравнение. Проблема сравнимости языков. Проблема выборки. Типологическая классификация.
10. Языковые универсалии. Языковые фреквенталии. Возможные и невозможные типы языков.
11. Импликативные отношения между значениями языковых параметров.
12. Мотивированность языкового типа. Конфликт мотиваций.
13. Маркированность в типологии. Критерии маркированности (структурные критерии, поведенческие критерии, статистические критерии, критерии контекста нейтрализации). Иерархия маркированности.
14. Грамматические категории и маркированность.
15. Понятие иерархии, его соотношение с понятиями импликативной универсалии и маркированности.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Как соотносятся между собой основные идеи теоретического языкознания в конце 20 – начале 21 в.?
Соотношение между семантикой, синтактикой и прагматикой языка.
Синтаксическая и семантическая информация в рамках лексикографического описания языков: возможности, достижения и перспективы.
Универсальные и идиоэтнические стратегии использования языка.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Ф. Алефиренко Теория языка: учеб. пособие М., 2010
Л1.2 Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка: Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 2006 // ЭБС «Лань», 2012, 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ольховиков Б.А. Теория языка и вид грамматического описания в истории языкознания: Москва, 1985
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Теория языка». К услугам обучающихся лекционный курс, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Теория языка».