МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в специальную подготовку

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Кроян Гоар Федяевна

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Введение в специальную подготовку

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины - подготовка студентов к профессиональной практической деятельностипо сопровождению детей и подростков группы риска, овладение основамипсихогигиены труда.
Задачи дисциплины:
-развитие умений анализа основных признаков и видов девиантного поведения детей и подростков, факторов, условий и закономерностей его развития;-овладение приемами и способами профилактики девиантного поведения детей и подростков;
-подготовка к оказанию психолого-педагогического влияния, помощи и поддержки детям и подросткам группы социального риска с девиантным поведением;
-освоение приемов и методов социально-педагогического сопровождения воспитанников в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-подготовка к эмоционально-насыщенной практической работе с учетом правил психогигиены труда в условиях социально-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.57

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
ПСК-4.6 готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности социально-психологической работы с семьей, детьми и подростками; методы и технологии социально- психологической работы; технологические особенности социально-педагогической и психологической поддержки семьи, детей и подростков; специфику взаимодействия с различными категориями воспитуемых в сложных социально-педагогических ситуациях, технологию предупреждения и выхода из конфликтной ситуации; технологию педагогического разрешения конфликта; содержание, методику и технологию воспитательной работы социального педагога; этические правила и нормы взаимоотношений социального педагога и воспитуемого; основные элементы педагогической культуры социального педагога; концептуальные основы процесса социализации и ресоциализации, развития правосознания и социально ответственного поведения, воспитания социально зрелой личности; концептуальные основы и принципы психолого-педагогического сопровождения и коррекции психосоциальных проблем детей и подростков группы риска; методологические основы процесса сопровождения детей и подростков группы риска; методологию и методы психологической диагностики для идентификации психосоциальных проблем и отклонений психического, личностного и социального развития лиц с девиантным поведением; концептуальные основы планирования и реализации программ системного пролонгированного сопровождения
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать формы и методы социальной и воспитательной работы с семьей, различными категориями несовершеннолетних, молодежными объединениями; применять основные механизмы правового регулирования социального обслуживания; решать правовые задачи различной сложности; прогнозировать процесс развития конфликта, пути его распространения; предупреждать и регулировать конфликты в сфере профессиональной деятельности социальных служб; разрешать конфликты, возникшие между клиентами службы социальной защиты; быть посредником, вести переговоры в конфликте; разрабатывать модели диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях; реализовывать программы и технологии, направленные на предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе детей и подростков, рисков асоциального поведения, программы интеллектуальной и эмоциональной сферах; проводить оценку рисков и ресурсов позитивного развития в социальной и образовательной среде; разрабатывать программы развития правосознания, социальной компетентности, социально ответственного и толерантного поведения, личностного развития в контексте профилактики девиантного поведения; применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска; самостоятельно формулировать задачи научно-исследовательской и практической работы с детьми и подростками группы риска; разрабатывать программы развития правосознания, социальной компетентности, социально ответственного и толерантного поведения, личностного развития в контексте профилактики девиантного поведения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеет навыками решения практических задач по защите прав и законных интересов детей и семьи различной сложности; приемами диагностики, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик; навыками психодиагностической и психокоррекционной работы с лицами, склонными к девиантному поведению; приемами саморегуляции психических состояний в процессе профессиональной деятельности; стратегиями и методами оценки рисков и ресурсов социальной и образовательной среды; навыками междисциплинарного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса пенитенциарного учреждения; методологией и методами анализа социальной ситуации лиц с девиантным поведением для выявления факторов риска и ресурсов позитивного социального развития; методологией и техническими приемами оценки риска рецидива девиантного поведения; методологией и методами диагностики нормального и отклоняющегося развития для определения психологических проблем и зоны ближайшего развития детей и подростков в контексте профилактики девиантного поведения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология социальной адаптации и дезадаптации личности.
1.1. Социальная адаптация как механизм социализации личности. Стратегии социальной адаптации.Представления о социальной адаптации в различных психологических школах Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
1.2. Понятие «социально-педагогическая деятельность». Уровни социально-педагогической деятельности: макро-, мезо- и микроуровни. Цель, объект, субъект социально-педагогической деятельности на каждом из этих уровней. Профессиональная деятельность социального педагога. Формы помощи, оказываемой социальным педагогом. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
1.3. Социально-психологическая помощь младенцам и детям раннего возраста; программы раннего вмешательства Сам. работа 3 3 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
1.4. Девиации как социально-педагогическая проблема.Норма» и «отклонение» в социальной педагогике Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
1.5. Социальная адаптация и социальная дезадаптация - сущность и основные виды Сам. работа 3 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
1.6. Гендерная социализация. Основные механизмы и институты гендерной социализации. Понятия «гендерная социализация» и «гендерная идентичность» Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
1.7. Сущность социализации и ее содержание. Возрастные этапы социализации. Факторы социализации и их типология. Средства и агенты социализации. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
1.8. Составляющие процесса социализации (стихийная,относительно направляемая, относительно социально контролируемая – воспитание, самоизменение человека). Отличия воспитания от других составляющих социализации. Задачи социализации личности: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 2. Социальные сироты, дети-инвалиды.
2.1. Общие особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.2. Проблемы социализации детей-сирот.Особенности раннего развития детей в условиях государственных учреждений. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.3. Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.4. Привязанность. Типы нарушенной привязанности. Последствия разрыва с кровной семьёй для развития ребенка Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.5. Признаки нарушения привязанности в поведении ребенка. Причины иного пути формирования самосознания ребенка в не семьи. Сам. работа 3 3 ОПК-1, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.6. Приемная семья, усыновление (удочерение) и иные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.7. Сущность социальной государственной политики в отношении инвалидов.Нормативно-правовые основы политики государства в отношении инвалидов. Сам. работа 3 6 ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.8. Особенности раннего развития детей в условиях государственных учреждений. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.9. Ребенок-инвалид как объект социальной помощи и поддержки.Система социальной помощи и поддержки детей-инвалидов.Социально-педагогическая помощь и поддержка детей с ограниченными возможностями Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.10. Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.11. Нарушенная идентичность. Работа с ребенком при помещении в новую семью. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.12. Основные направления работы педагога-психолога с социальными сиротами. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 3. Подросток в условиях социальной изоляции
3.1. Психические состояния и реакции подростков в условиях социальной изоляции. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-10, ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
3.2. Личностные особенности беспризорных и безнадзорных детей и подростков. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
3.3. Причины распространения безнадзорности в детской и подростковой среде Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
3.4. Профилактика поведенческих и личностных девиаций среди подростков в местах социальной изоляции. Сам. работа 3 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
3.5. Роль специальных детских колоний в борьбе с беспризорностью и безнадзорностью в России в годы великой отечественной войны и послевоенный период. Сам. работа 3 4 ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
3.6. Психолого-педагогическая помощь детям и подросткам в местах лишения свободы.Профилактика преступности среди подростков Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
3.7. Характеристика основных проблем осужденных инвалидов в исправительном учреждении.Правовые нормы социальной работы с осужденными инвалидами в уголовно-исполнительном законодательстве РФ.Содержание и методика социальной работы с инвалидами в исправительных учреждениях Сам. работа 3 8 ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
3.8. Экзамен 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Воробьева С.В. - под ред., Мазниченко М.А. - под ред. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Отв. ред. Байбородова Л. В. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Байбородова Л.В. - Отв. ред. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 [под ред. С. М. Безух, С. С. Лебедевой] Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов: [учеб. пособие] Речь, 2007
Л2.2 А. В. Морозов Социальное проектирование в социальной работе: учеб. пособие ИНФРА-М, 2015
Л2.3 Торохтий В.С. - отв. ред. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Лукина А. К. Социальная педагогика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Сибирский федеральный университет, 2011 biblioclub.ru
Л2.5 Тарасенко Л. В., Нор-Аревян О. А. Технологии работы с молодежью группы риска в России: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2015 biblioclub.ru
Л2.6 Воробьева С.В. - под ред., Мазниченко М.А СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М. : Издательство Юрайт, 2018., biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle Введение в специальную подготовку portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность.
2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
3. В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине «Введение в специальную подготовку» придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
a. осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий;
b. сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию;
c. тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
d. изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников,
e. составляйте терминологический словарь и анализируйте интернет-ресурсы по темам раздела.
4. При подготовке к практическим занятиям следует При не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса.
5. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях.
6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование.