МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технотронные документы и архивы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 4
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_ДиА-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
кин, доцент, Чекрыжова О.И.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Щетинина А.С.

Рабочая программа дисциплины
Технотронные документы и архивы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2015 № 176

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Владимиров В.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 4

Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение электронных документов и
архивов с позиций современного документоведения и архивоведения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 владение знаниями основных проблем в области документоведения и архивоведения
ПК-4 способность самостоятельно работать с различными источниками информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю создания и различные сферы деятельности государственных и ведомственных технотронных архивов.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать основные положения законодательных и нормативно-методических документов, регламентирующих хранение электронных документов применительно к конкретным объектам различных архивных уровней; осуществлять
комплектование архивов различных уровней электронными документами; применять систему общих и специфических критериев экспертизы ценности электронных документов; создавать систему учетного и научно-справочного аппарата электронных архивов, организовать электронный архив предприятия (учреждения) на основе современного законодательства и методической базы; применять современные информационные технологии в деятельности электронных архивов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками
- реферирования и аннотирования научной литературы по теме;
- разрабатывания локальных нормативных актов и нормативно-
методических документов (положения, инструкции и т.д.) в области электронного архивного дела;
- создания справочно-информационных средств к документам электронного происхождения;
- организовывать работу архивного хранения электронных документов;
- организации, хранения,комплектования, учета и использования электронных документов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ТЕХНОТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ: ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ.
1.1. Технотронный документ: основные понятия и существующие терминологические проблемы в сфере документоведения. Лекции 7 2 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
1.2. Правовые аспекты технотронных документов. Лекции 7 2 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
1.3. Нормативно –правовые проблемы в области технотронных архивов. Лабораторные 7 4 ПК-3, ПК-4 Л1.2
1.4. Нормативно –правовые проблемы в области технотронных архивов. Сам. работа 7 12 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ КАК ОБЪЕКТОВ АРХИВНОГО ХРАНЕНИЯ
2.1. Классификация и систематизация электронных документов в архивоведческой практике Лабораторные 7 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
2.2. Вопросы комплектования государственных архивов электронными документами Лекции 7 2 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
2.3. Экспертиза ценности электронных документов. Лабораторные 7 2 ПК-3, ПК-4 Л1.2
2.4. Экспертиза ценности электронных документов. Сам. работа 7 12 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
2.5. Организация системы научно-справочного аппарата к электронным документам в государственных архивах Лекции 7 2 ПК-3, ПК-4 Л1.2
2.6. Организация системы научно-справочного аппарата к электронным документам в государственных архивах Лабораторные 7 4 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
2.7. Организация использования аудиовизуальных документов в архивах Лабораторные 7 4 ПК-3, ПК-4 Л1.2
2.8. Обеспечение сохранности аудиовизуальных документов в государственных архивах Лекции 7 2 ПК-3, ПК-4 Л1.2
2.9. Организация системы научно-справочного аппарата к электронным документам в государственных архивах Сам. работа 7 4 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ АРХИВЫ
3.1. Специализированные аудиовизуальные архивы: история создания Лабораторные 7 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
3.2. История создания специализированных архивов в России Лабораторные 7 4 ПК-3, ПК-4 Л1.2
3.3. История создания специализированных архивов в России Сам. работа 7 8 ПК-3, ПК-4 Л1.2
3.4. Проекты создания электронных архивов в России и за рубежом. Лекции 7 2 ПК-3, ПК-4 Л1.2
3.5. История создания специализированных архивов в России Лабораторные 7 4 ПК-3, ПК-4 Л1.2
3.6. Технические средства оцифровки различных видов архивных документов Сам. работа 7 7 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
3.7. Форматы графических файлов и файлов мультимедиа в аудиовизуальных архивах Лабораторные 7 6 ПК-3, ПК-4 Л1.2
3.8. Форматы графических файлов и файлов мультимедиа в аудиовизуальных архивах Сам. работа 7 4 ПК-3, ПК-4 Л1.2
Раздел 4. ЭЛЕКТРОННЫЕ АРХИВЫ
4.1. Зарубежный опыт организации электронных архивов Лекции 7 2 ПК-3, ПК-4 Л1.2
4.2. Зарубежный опыт организации электронных архивов Сам. работа 7 4 ПК-3, ПК-4 Л1.2
4.3. Организация электронных архивов(Европейский опыт) Лабораторные 7 2 ПК-3, ПК-4 Л1.2
4.4. Организация электронных архивов(Европейский опыт) Сам. работа 7 6 ПК-3, ПК-4 Л1.2
4.5. Организация электронных архивов (опыт стран СНГ) Лабораторные 7 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
4.6. Организация электронных архивов (опыт стран СНГ) Сам. работа 7 4 ПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2
4.7. Обеспечение сохранности электронных документов в государственных архивах Лекции 7 2 ПК-3, ПК-4 Л1.2
4.8. Организация использования электронных документов в архивах Лекции 7 2 ПК-3, ПК-4 Л1.2
4.9. Экспертиза ценности электронных документов. Лекции 7 2 ПК-3, ПК-4 Л1.2
4.10. Экзамен 7 27 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Правовое регулирование юридической силы ЭД в нашей стране и за рубежом.
Законодательные акты России о электронных документах, электронных архивах.
Нормативное регулирование государственными стандартами России создания, хранения, использования информации в электронном виде.
Права собственника информационных ресурсов.
Документ на электронном носителе, электронный документ (ЭД), понятия «МЧД», «ДМН», электронная цифровая подпись, электронный ресурс их нормативно закрепленные дефиниции.
Юридическая сила документа на машинном носителе, полученного из информационной системы, электронного документа.
Реквизиты документа на электронном носителе.
Метаданные: понятие, характеристика, порядок формирования, использования.
Хранилища электронных документов в ведомственных и негосударственных архивах.
Хранилища электронных документов в государственных архивах.
Использование отдельных электронных носителей, территориально размещенные хранилища.
Современные классификации машиночитаемых документов.
Значение классификации. Единицы классификации электронных документов .
Классификация документов на электронных носителях в пределах архива.
Классификация документов на электронных носителях в пределах архивного фонда.
Проблема экспертизы ценности и отбора на хранение машиночитаемых документов.
Критерии экспертизы ценности электронных документов.
Единица хранения, единица учета электронных документов, аутентичность электронных документов Методики идентификации и аутентификации документов на электронных носителях
Факторы, влияющие на сохранность ЭД.
Нормативные условия хранения ЭД. Защита от вредоносных компьютерных программ.
Защита от несанкционированного доступа.
Проблемы обеспечения сохранности ЭД.
Конвертирование данных в новые версии программы. Обучение персонала.
Проблема миграции электронных документов в программно независимые форматы – страховые форматы. пользовательские форматы
Проблемы учета ЭД. Порядок учета электронных документов и операции по их записи на электронные носители.
Цели применения технологии оцифрования, этапы перевода документов на традиционных носителях в электронную форму.
Оцифрование и микрофильмирование: достоинства и недостатки технологии.
Технологии оцифрования при создании страхового фонда и фонда пользования.
Технологии электронной реставрации изображений документов
Особенности описания ЭД.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение (ФОС)
ФОС размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2794

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гринберг, А.С., Н.Н. Горбачев ; О.А. Мухаметшина Документационное обеспечение управления: Москва : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Чекрыжова О.И. Технотронные документы и архивы: учебное пособие , 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики; [авт.-сост.: В. Н. Владимиров и др.] Документоведение и архивоведение (дисциплины базовой части профессионального цикла): учеб. пособие для бакалавров по направлению 46.03.02 Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал «Архивы России» www.rusarchives.ru
Э2 Официальный сайт РГАНТД rgantd.ru
Э3 Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД) www.rusarchives.ru
Э4 Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) www.rusarchives.ru
Э5 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э6 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э7 Курс в Moodle "Технотронные документы и архивы" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Предлагаемый курс должен обеспечить слушателей теоретической базой и практическими умениями и навыками в рамках изучаемой дисциплины «Технотронные документы и архивы». Курс состоит из лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студента.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекции, практические занятия, самостоятельные занятия. В процессе работы над курсом используются: графические материалы, наглядные материалы представляемые в виде раздаточного материала или в ЭУМКД при самостоятельном освоении тем.
В лекциях рассматриваются необходимые теоретические материалы, законодательную и нормативную базу изучаемых вопросов а так же приводятся практические примеры, представляющие практику. Достаточно широко освещается имеющийся зарубежный опыт, постоянно, однако, сопоставляя его с возможностями применения в российских условиях.
Российский опыт в лекциях рассматривается в динамике хронологического перехода от досоветского периода к советской практики и проблематики к современности.
Практические занятия организуются для закрепления лекционного материала в ходе их проведения используются активные формы, предполагающие значительную работу студентов с конкретными документами и выполнение определенных видов работ в том числе с документами для выработки практических умений и навыков работы.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
– внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
– найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
– после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
– продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
– продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
Самостоятельная подготовка студентов базируется на изучении рекомендованной по курсу литературы, законодательных актов, нормативных материалов. В процессе изучения курса студенты должны обратить внимание на изучение основных понятий, общих закономерностей и тенденций развития в рамках изучаемой дисциплины.
Самостоятельная работа выполняется в удобное для студента время, представляется преподавателю и обсуждается в ходе практических занятий и консультаций. Данный формат предусматривает большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля.
Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо проработать информационный материал по дисциплине. Вопросы теста отражают материал лекций, практических занятий и заданий для самостоятельной работы.
Тест выполняется в текстовом варианте. При выполнении теста, следует внимательно и до конца прочитать вопрос/задание и предлагаемые варианты ответов в соответствии с ними. Выбрать правильные (их может быть несколько).
Обязательно нужно оставить время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к экзамену простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На экзамене требуется ответить на два вопроса, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 40 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.