Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_05_01_ПиПДП-4-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 89 | 89 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор
1.1. | Цель изучения дисциплины - подготовка студентов к профессиональной практической деятельностипо сопровождению детей и подростков группы риска, овладение основамипсихогигиены труда. Задачи дисциплины: -развитие умений анализа основных признаков и видов девиантного поведения детей и подростков, факторов, условий и закономерностей его развития;-овладение приемами и способами профилактики девиантного поведения детей и подростков; -подготовка к оказанию психолого-педагогического влияния, помощи и поддержки детям и подросткам группы социального риска с девиантным поведением; -освоение приемов и методов социально-педагогического сопровождения воспитанников в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; -подготовка к эмоционально-насыщенной практической работе с учетом правил психогигиены труда в условиях социально-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.57 |
ОПК-1 | способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности |
ПК-9 | способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением |
ПК-10 | способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях |
ПСК-4.4 | способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения |
ПСК-4.6 | готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности социально-психологической работы с семьей, детьми и подростками; методы и технологии социально- психологической работы; технологические особенности социально-педагогической и психологической поддержки семьи, детей и подростков; специфику взаимодействия с различными категориями воспитуемых в сложных социально-педагогических ситуациях, технологию предупреждения и выхода из конфликтной ситуации; технологию педагогического разрешения конфликта; содержание, методику и технологию воспитательной работы социального педагога; этические правила и нормы взаимоотношений социального педагога и воспитуемого; основные элементы педагогической культуры социального педагога; концептуальные основы процесса социализации и ресоциализации, развития правосознания и социально ответственного поведения, воспитания социально зрелой личности; концептуальные основы и принципы психолого-педагогического сопровождения и коррекции психосоциальных проблем детей и подростков группы риска; методологические основы процесса сопровождения детей и подростков группы риска; методологию и методы психологической диагностики для идентификации психосоциальных проблем и отклонений психического, личностного и социального развития лиц с девиантным поведением; концептуальные основы планирования и реализации программ системного пролонгированного сопровождения |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать формы и методы социальной и воспитательной работы с семьей, различными категориями несовершеннолетних, молодежными объединениями; применять основные механизмы правового регулирования социального обслуживания; решать правовые задачи различной сложности; прогнозировать процесс развития конфликта, пути его распространения; предупреждать и регулировать конфликты в сфере профессиональной деятельности социальных служб; разрешать конфликты, возникшие между клиентами службы социальной защиты; быть посредником, вести переговоры в конфликте; разрабатывать модели диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях; реализовывать программы и технологии, направленные на предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе детей и подростков, рисков асоциального поведения, программы интеллектуальной и эмоциональной сферах; проводить оценку рисков и ресурсов позитивного развития в социальной и образовательной среде; разрабатывать программы развития правосознания, социальной компетентности, социально ответственного и толерантного поведения, личностного развития в контексте профилактики девиантного поведения; применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска; самостоятельно формулировать задачи научно-исследовательской и практической работы с детьми и подростками группы риска; разрабатывать программы развития правосознания, социальной компетентности, социально ответственного и толерантного поведения, личностного развития в контексте профилактики девиантного поведения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеет навыками решения практических задач по защите прав и законных интересов детей и семьи различной сложности; приемами диагностики, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик; навыками психодиагностической и психокоррекционной работы с лицами, склонными к девиантному поведению; приемами саморегуляции психических состояний в процессе профессиональной деятельности; стратегиями и методами оценки рисков и ресурсов социальной и образовательной среды; навыками междисциплинарного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса пенитенциарного учреждения; методологией и методами анализа социальной ситуации лиц с девиантным поведением для выявления факторов риска и ресурсов позитивного социального развития; методологией и техническими приемами оценки риска рецидива девиантного поведения; методологией и методами диагностики нормального и отклоняющегося развития для определения психологических проблем и зоны ближайшего развития детей и подростков в контексте профилактики девиантного поведения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психология социальной адаптации и дезадаптации личности. | ||||||
1.1. | Социальная адаптация как механизм социализации личности. Стратегии социальной адаптации.Представления о социальной адаптации в различных психологических школах | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
1.2. | Понятие «социально-педагогическая деятельность». Уровни социально-педагогической деятельности: макро-, мезо- и микроуровни. Цель, объект, субъект социально-педагогической деятельности на каждом из этих уровней. Профессиональная деятельность социального педагога. Формы помощи, оказываемой социальным педагогом. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
1.3. | Социально-психологическая помощь младенцам и детям раннего возраста; программы раннего вмешательства | Сам. работа | 3 | 3 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
1.4. | Девиации как социально-педагогическая проблема.Норма» и «отклонение» в социальной педагогике | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
1.5. | Социальная адаптация и социальная дезадаптация - сущность и основные виды | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
1.6. | Гендерная социализация. Основные механизмы и институты гендерной социализации. Понятия «гендерная социализация» и «гендерная идентичность» | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
1.7. | Сущность социализации и ее содержание. Возрастные этапы социализации. Факторы социализации и их типология. Средства и агенты социализации. | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
1.8. | Составляющие процесса социализации (стихийная,относительно направляемая, относительно социально контролируемая – воспитание, самоизменение человека). Отличия воспитания от других составляющих социализации. Задачи социализации личности: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические. | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
Раздел 2. Социальные сироты, дети-инвалиды. | ||||||
2.1. | Общие особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.6 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
2.2. | Проблемы социализации детей-сирот.Особенности раннего развития детей в условиях государственных учреждений. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
2.3. | Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
2.4. | Привязанность. Типы нарушенной привязанности. Последствия разрыва с кровной семьёй для развития ребенка | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
2.5. | Признаки нарушения привязанности в поведении ребенка. Причины иного пути формирования самосознания ребенка в не семьи. | Сам. работа | 3 | 3 | ОПК-1, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
2.6. | Приемная семья, усыновление (удочерение) и иные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
2.7. | Сущность социальной государственной политики в отношении инвалидов.Нормативно-правовые основы политики государства в отношении инвалидов. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
2.8. | Особенности раннего развития детей в условиях государственных учреждений. | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
2.9. | Ребенок-инвалид как объект социальной помощи и поддержки.Система социальной помощи и поддержки детей-инвалидов.Социально-педагогическая помощь и поддержка детей с ограниченными возможностями | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
2.10. | Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
2.11. | Нарушенная идентичность. Работа с ребенком при помещении в новую семью. | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
2.12. | Основные направления работы педагога-психолога с социальными сиротами. | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
Раздел 3. Подросток в условиях социальной изоляции | ||||||
3.1. | Психические состояния и реакции подростков в условиях социальной изоляции. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-10, ПСК-4.6 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
3.2. | Личностные особенности беспризорных и безнадзорных детей и подростков. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
3.3. | Причины распространения безнадзорности в детской и подростковой среде | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
3.4. | Профилактика поведенческих и личностных девиаций среди подростков в местах социальной изоляции. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.6 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
3.5. | Роль специальных детских колоний в борьбе с беспризорностью и безнадзорностью в России в годы великой отечественной войны и послевоенный период. | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
3.6. | Психолого-педагогическая помощь детям и подросткам в местах лишения свободы.Профилактика преступности среди подростков | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.6 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
3.7. | Характеристика основных проблем осужденных инвалидов в исправительном учреждении.Правовые нормы социальной работы с осужденными инвалидами в уголовно-исполнительном законодательстве РФ.Содержание и методика социальной работы с инвалидами в исправительных учреждениях | Сам. работа | 3 | 7 | ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
3.8. | Экзамен | 3 | 9 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 | Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Воробьева С.В. - под ред., Мазниченко М.А. - под ред. | СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Отв. ред. Байбородова Л. В. | СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Байбородова Л.В. - Отв. ред. | СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | [под ред. С. М. Безух, С. С. Лебедевой] | Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов: [учеб. пособие] | Речь, 2007 | |
Л2.2 | А. В. Морозов | Социальное проектирование в социальной работе: учеб. пособие | ИНФРА-М, 2015 | |
Л2.3 | Торохтий В.С. - отв. ред. | СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.4 | Лукина А. К. | Социальная педагогика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Сибирский федеральный университет, 2011 | biblioclub.ru |
Л2.5 | Тарасенко Л. В., Нор-Аревян О. А. | Технологии работы с молодежью группы риска в России: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство Южного федерального университета, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.6 | Воробьева С.В. - под ред., Мазниченко М.А | СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: | М. : Издательство Юрайт, 2018., | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | – университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э3 | курс в Moodle Введение в специальную подготовку | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность. 2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении. 3. В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине «Введение в специальную подготовку» придерживайтесь следующих общих рекомендаций. a. осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий; b. сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию; c. тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д. d. изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников, e. составляйте терминологический словарь и анализируйте интернет-ресурсы по темам раздела. 4. При подготовке к практическим занятиям следует При не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса. 5. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях. 6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал. 7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование. |