МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в специальную подготовку

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Кроян Гоар Федяевна

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Введение в специальную подготовку

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины - подготовка студентов к профессиональной практической деятельностипо сопровождению детей и подростков группы риска, овладение основамипсихогигиены труда.
Задачи дисциплины:
-развитие умений анализа основных признаков и видов девиантного поведения детей и подростков, факторов, условий и закономерностей его развития;-овладение приемами и способами профилактики девиантного поведения детей и подростков;
-подготовка к оказанию психолого-педагогического влияния, помощи и поддержки детям и подросткам группы социального риска с девиантным поведением;
-освоение приемов и методов социально-педагогического сопровождения воспитанников в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-подготовка к эмоционально-насыщенной практической работе с учетом правил психогигиены труда в условиях социально-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.57

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
ПСК-4.6 готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности социально-психологической работы с семьей, детьми и подростками; методы и технологии социально- психологической работы; технологические особенности социально-педагогической и психологической поддержки семьи, детей и подростков; специфику взаимодействия с различными категориями воспитуемых в сложных социально-педагогических ситуациях, технологию предупреждения и выхода из конфликтной ситуации; технологию педагогического разрешения конфликта; содержание, методику и технологию воспитательной работы социального педагога; этические правила и нормы взаимоотношений социального педагога и воспитуемого; основные элементы педагогической культуры социального педагога; концептуальные основы процесса социализации и ресоциализации, развития правосознания и социально ответственного поведения, воспитания социально зрелой личности; концептуальные основы и принципы психолого-педагогического сопровождения и коррекции психосоциальных проблем детей и подростков группы риска; методологические основы процесса сопровождения детей и подростков группы риска; методологию и методы психологической диагностики для идентификации психосоциальных проблем и отклонений психического, личностного и социального развития лиц с девиантным поведением; концептуальные основы планирования и реализации программ системного пролонгированного сопровождения
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать формы и методы социальной и воспитательной работы с семьей, различными категориями несовершеннолетних, молодежными объединениями; применять основные механизмы правового регулирования социального обслуживания; решать правовые задачи различной сложности; прогнозировать процесс развития конфликта, пути его распространения; предупреждать и регулировать конфликты в сфере профессиональной деятельности социальных служб; разрешать конфликты, возникшие между клиентами службы социальной защиты; быть посредником, вести переговоры в конфликте; разрабатывать модели диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях; реализовывать программы и технологии, направленные на предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе детей и подростков, рисков асоциального поведения, программы интеллектуальной и эмоциональной сферах; проводить оценку рисков и ресурсов позитивного развития в социальной и образовательной среде; разрабатывать программы развития правосознания, социальной компетентности, социально ответственного и толерантного поведения, личностного развития в контексте профилактики девиантного поведения; применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска; самостоятельно формулировать задачи научно-исследовательской и практической работы с детьми и подростками группы риска; разрабатывать программы развития правосознания, социальной компетентности, социально ответственного и толерантного поведения, личностного развития в контексте профилактики девиантного поведения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеет навыками решения практических задач по защите прав и законных интересов детей и семьи различной сложности; приемами диагностики, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик; навыками психодиагностической и психокоррекционной работы с лицами, склонными к девиантному поведению; приемами саморегуляции психических состояний в процессе профессиональной деятельности; стратегиями и методами оценки рисков и ресурсов социальной и образовательной среды; навыками междисциплинарного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса пенитенциарного учреждения; методологией и методами анализа социальной ситуации лиц с девиантным поведением для выявления факторов риска и ресурсов позитивного социального развития; методологией и техническими приемами оценки риска рецидива девиантного поведения; методологией и методами диагностики нормального и отклоняющегося развития для определения психологических проблем и зоны ближайшего развития детей и подростков в контексте профилактики девиантного поведения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология социальной адаптации и дезадаптации личности.
1.1. Социальная адаптация как механизм социализации личности. Стратегии социальной адаптации.Представления о социальной адаптации в различных психологических школах Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
1.2. Понятие «социально-педагогическая деятельность». Уровни социально-педагогической деятельности: макро-, мезо- и микроуровни. Цель, объект, субъект социально-педагогической деятельности на каждом из этих уровней. Профессиональная деятельность социального педагога. Формы помощи, оказываемой социальным педагогом. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
1.3. Социально-психологическая помощь младенцам и детям раннего возраста; программы раннего вмешательства Сам. работа 3 3 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
1.4. Девиации как социально-педагогическая проблема.Норма» и «отклонение» в социальной педагогике Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
1.5. Социальная адаптация и социальная дезадаптация - сущность и основные виды Сам. работа 3 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
1.6. Гендерная социализация. Основные механизмы и институты гендерной социализации. Понятия «гендерная социализация» и «гендерная идентичность» Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
1.7. Сущность социализации и ее содержание. Возрастные этапы социализации. Факторы социализации и их типология. Средства и агенты социализации. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
1.8. Составляющие процесса социализации (стихийная,относительно направляемая, относительно социально контролируемая – воспитание, самоизменение человека). Отличия воспитания от других составляющих социализации. Задачи социализации личности: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 2. Социальные сироты, дети-инвалиды.
2.1. Общие особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.2. Проблемы социализации детей-сирот.Особенности раннего развития детей в условиях государственных учреждений. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.3. Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.4. Привязанность. Типы нарушенной привязанности. Последствия разрыва с кровной семьёй для развития ребенка Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.5. Признаки нарушения привязанности в поведении ребенка. Причины иного пути формирования самосознания ребенка в не семьи. Сам. работа 3 3 ОПК-1, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.6. Приемная семья, усыновление (удочерение) и иные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.7. Сущность социальной государственной политики в отношении инвалидов.Нормативно-правовые основы политики государства в отношении инвалидов. Сам. работа 3 6 ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.8. Особенности раннего развития детей в условиях государственных учреждений. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.9. Ребенок-инвалид как объект социальной помощи и поддержки.Система социальной помощи и поддержки детей-инвалидов.Социально-педагогическая помощь и поддержка детей с ограниченными возможностями Сам. работа 3 8 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.10. Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.11. Нарушенная идентичность. Работа с ребенком при помещении в новую семью. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
2.12. Основные направления работы педагога-психолога с социальными сиротами. Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
Раздел 3. Подросток в условиях социальной изоляции
3.1. Психические состояния и реакции подростков в условиях социальной изоляции. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-10, ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
3.2. Личностные особенности беспризорных и безнадзорных детей и подростков. Сам. работа 3 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
3.3. Причины распространения безнадзорности в детской и подростковой среде Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
3.4. Профилактика поведенческих и личностных девиаций среди подростков в местах социальной изоляции. Сам. работа 3 2 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
3.5. Роль специальных детских колоний в борьбе с беспризорностью и безнадзорностью в России в годы великой отечественной войны и послевоенный период. Сам. работа 3 4 ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
3.6. Психолого-педагогическая помощь детям и подросткам в местах лишения свободы.Профилактика преступности среди подростков Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
3.7. Характеристика основных проблем осужденных инвалидов в исправительном учреждении.Правовые нормы социальной работы с осужденными инвалидами в уголовно-исполнительном законодательстве РФ.Содержание и методика социальной работы с инвалидами в исправительных учреждениях Сам. работа 3 7 ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5
3.8. Экзамен 3 9 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Воробьева С.В. - под ред., Мазниченко М.А. - под ред. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Отв. ред. Байбородова Л. В. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Байбородова Л.В. - Отв. ред. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 [под ред. С. М. Безух, С. С. Лебедевой] Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов: [учеб. пособие] Речь, 2007
Л2.2 А. В. Морозов Социальное проектирование в социальной работе: учеб. пособие ИНФРА-М, 2015
Л2.3 Торохтий В.С. - отв. ред. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Лукина А. К. Социальная педагогика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Сибирский федеральный университет, 2011 biblioclub.ru
Л2.5 Тарасенко Л. В., Нор-Аревян О. А. Технологии работы с молодежью группы риска в России: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2015 biblioclub.ru
Л2.6 Воробьева С.В. - под ред., Мазниченко М.А СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М. : Издательство Юрайт, 2018., biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle Введение в специальную подготовку portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность.
2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
3. В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине «Введение в специальную подготовку» придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
a. осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий;
b. сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию;
c. тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
d. изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников,
e. составляйте терминологический словарь и анализируйте интернет-ресурсы по темам раздела.
4. При подготовке к практическим занятиям следует При не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса.
5. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях.
6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование.