МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы теории английского языка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра лингвистики, перевода и иностранных языков
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильПеревод и переводоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость18 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_ПиП-2-2020
Часов по учебному плану 648
в том числе:
аудиторные занятия 258
самостоятельная работа 309
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4, 6, 8
зачеты: 1, 2, 3, 5, 7
курсовая работа: 2, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 19,5 19 20 17,5 19 17 19 8,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 16 16 18 18 16 16 18 18 16 16 16 16 14 14 132 132
Практические 18 18 16 16 18 18 16 16 16 16 14 14 14 14 14 14 126 126
Сам. работа 36 36 40 40 72 72 49 49 38 38 15 15 42 42 17 17 309 309
Часы на контроль 0 0 0 0 0 0 27 27 0 0 27 27 0 0 27 27 81 81
Итого 72 72 72 72 108 108 108 108 72 72 72 72 72 72 72 72 648 648

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Дьяченко Ирина Николаевна;к.ф.н., доцент, Медведева Татьяна Владимировна;к.ф.н., доцент, Савочкина Елена Александровна;к.ф.н., доцент, Широких Ирина Алексеевна

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Карпухина Виктория Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Основы теории английского языка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 09.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 09.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Основы теории английского языка» включает в себя 4 базовых теоретических модуля– «Теоретическая фонетика английского языка», «Лексикология английского языка», «Теоретическая грамматика английского языка»,"Стилистика английского языка" последовательно связанных друг с другом.

Целями освоения учебной дисциплины «Основы теории английского языка» являются: формирование необходимой суммы знаний, теоретически обобщающих и систематизирующих сведения о фонетическом строе,словарном составе английского языка, изучение грамматического строя современного английского языка как системы взаимосвязанных явлений и его теоретическое осмысление на основе методологических положений, разрабатываемых современной лингвистикой; изучение фонетических, лексических, морфологических, синтаксических стилистических средств, стилевых особенностей текстов разных функциональных стилей;формирование языковой и коммуникативной компетенции студентов, достаточной для овладения основами теории перевода и теории межкультурной уоссуникации, атакже, для улучшения навыков говорения, чтения, аудирования и письма.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 владением системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей
ПК-8 владением методикой подготовки к выполнению перевода, включая поиск информации в справочной, специальной литературе и компьютерных сетях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности функционирования английского языка как сложной системы;основные термины теории английского языка;
соответствия явлениям различных уровней английского языка аналогичным в русском языке, лакуны; основные фонетические, лексические, грамматические справочники и словари;
методиками фонетического, лексического, грамматического, стилистического анализа текста.
3.2.Уметь:
3.2.1.свободно выражать свои мысли относительно системы и структуры языка, объяснять природу лингвистических явлений; сопоставоять фонетическую, лексичесую, грамматическую систему английского и русскоко языков, а также, стилитсические средства и приемы, характерные для двух языков;распознавать отражение особенностей национального мышления в фонетическом, лексическом, грамматическом строе изучаемого иностранного языка и стиле высказывания;
находить соответствия явлениям различных уровней английского языка аналогичным в русском языке; распознавать и анализировать контексты при работе с печатными и электронными словарями и справочниками разных типов (словарь синонимов, словарь заимствований , грамматический справочник и т.д.)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными подходами в лингвистике к исследованию языковых явлений разной природы; навыками лингвистического анализа текстов разных жанров (охватывая фонетические, лексические, грамматические, стилистические и текстовые единицы);
навыками контекстного анализа явлений разного языкового уровня; навыками замены при переводе явлений разных языковых уровней (грамматичесих лексическими, фонетических силистическими и т.д.), опираясь на теоретические основы английского языка

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Phonetics as a branch of linguistics. Its own branches. Connection of Phonetics with Grammar, Lexicology and Stylistics.
1.1. Phonetics as a branch of linguistics. Its own branches. Connection of Phonetics with Grammar, Lexicology and Stylistics. Лекции 1 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.2
1.2. Предмет теоретической фонетики, связь теоретической фонетики с другими теоретическими аспектами изучения основного языка. Практические 1 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.2, Л2.2
1.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 1 8 ОПК-3, ПК-8 Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Functions and aspects of speech sounds. Methods used in phonetic investigation.
2.1. Functions and aspects of speech sounds. Methods used in phonetic investigation. Лекции 1 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.2
2.2. Функции и аспекты звуков, фонетические исследования и методики, по которым они осуществляются. Практические 1 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.2
2.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 1 8 ОПК-3, ПК-8 Л1.2
Раздел 3. The classification of speech sounds. The organs of speech and their functions
3.1. The classification of speech sounds. The organs of speech and their functions Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.2, Л2.2
3.2. Гласные и согласные звуки основного языка. Речевые органы, их классификация и действие при производстве звуков. Практические 1 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.2
3.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 1 6 ОПК-3, ПК-8 Л1.2
Раздел 4. Acoustic and auditory aspects of speech sounds. Syllable. Accent.
4.1. Acoustic and auditory aspects of speech sounds. Syllable. Accent. Лекции 1 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.2
4.2. Акустический и слуховой аспекты изучения звуков речи. Понятие слога, его особенности. Акценты, диалекты, индивидуальные особенности произношения. Практические 1 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.2
4.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 1 8 ОПК-3, ПК-8 Л1.2
Раздел 5. Syllable. Accent.
5.1. Syllable. Accent. Лекции 1 2 Л1.2
5.2. Понятие слога, его особенности. Акценты, диалекты, индивидуальные особенности произношения. Практические 1 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.2
Раздел 6. Use of phonetics in different spheres of human activity.
6.1. Use of phonetics in different spheres of human activity. Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.2
6.2. Прикладной аспект изучения фонетики основного языка. Практические 1 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.2
6.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 1 6 ОПК-3, ПК-8 Л1.2, Л2.2
6.4. Зачет 1 0 ОПК-3, ПК-8
Раздел 7. The functional aspect of the sounds.
7.1. The functional aspect of the sounds. Лекции 2 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.2
7.2. Анализ звуков с позиций функционального аспекта. Практические 2 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.2
7.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 2 6 ОПК-3, ПК-8 Л1.2, Л2.2
Раздел 8. The definition of the phoneme. Four main aspects of the phoneme.
8.1. The definition of the phoneme. Four main aspects of the phoneme. Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.2
8.2. Понятие фонемы, аспекты и особенности изучения. Практические 2 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.2
8.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 2 8 ОПК-3, ПК-8 Л1.2, Л2.2
Раздел 9. The conception of the phoneme. The first group of conceptions. The second group of conceptions.
9.1. The conception of the phoneme. The first group of conceptions. The second group of conceptions. Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.2
9.2. Теоретические исследования понятия фонемы, взгляды различных ученых. Практические 2 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.2
Раздел 10. The principal variant of the phoneme. The subsidiary variant of the phoneme.
10.1. The principal variant of the phoneme. The subsidiary variant of the phoneme. Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.2
10.2. Основной и вспомогательный вариант фонемы. Практические 2 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.2
10.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 2 8 ОПК-3, ПК-8 Л1.2
Раздел 11. The problem of establishing the inventory of the phonemes.
11.1. The problem of establishing the inventory of the phonemes. Лекции 2 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.2
11.2. Вопрос о единице фонемы, возможные подходы. Практические 2 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.2
11.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 2 8 ОПК-3, ПК-8 Л1.2
Раздел 12. Intonation groups.
12.1. Intonation groups. Лекции 2 2 ОПК-3 Л1.2
12.2. Тональные группы. Практические 2 2 ОПК-3, ПК-8
12.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 2 10 ОПК-3, ПК-8
12.4. Зачет 2 0 ОПК-3, ПК-8
Раздел 13. Modern English Lexicology.
13.1. Modern English Lexicology. Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.3, Л1.2
13.2. Subject matter of lexicology. General and special, synchronistic and diachronistic, applied, comparative, contrastive lexicology. Connection of lexicology with other branches of linguistics. Практические 3 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.3
13.3. Чтение и конспектирование учебной и специальной литературы, подготовка к семинарам, практическим занятиям, тестам. Сам. работа 3 14 ОПК-3, ПК-8 Л1.3
Раздел 14. Characteristic features of English vocabulary.
14.1. Characteristic features of English vocabulary. Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.3, Л2.1
14.2. Volume of English vocabulary and its use. Changes in the vocabulary and their causes. Role of borrowing. Polysemy and homonymy. Systematic character of the vocabulary. Практические 3 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.3
14.3. Чтение и конспектирование учебной и специальной литературы, подготовка к семинарам, практическим занятиям, тестам. Сам. работа 3 16 ОПК-3, ПК-8 Л1.3, Л2.2
Раздел 15. Etymological background of the English vocabulary.
15.1. Etymological background of the English vocabulary. Лекции 3 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.3
15.2. Etymological characteristics of the vocabulary. Native words. Main groups of loan words. Assimilation of borrowings. Types and degrees of assimilation. Folk etymology. International words and etymological doublets. Практические 3 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.3
15.3. Чтение и конспектирование учебной и специальной литературы, подготовка к семинарам, практическим занятиям, тестам. Сам. работа 3 12 ОПК-3, ПК-8 Л1.3, Л2.2
Раздел 16. Morphological structure of English words.
16.1. Morphological structure of English words. Лекции 3 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.3
16.2. Morphemes. Types of morphemes. Morphological analysis. Levels of morphological analysis: morphemic and derivational. Main structural types of English words. Практические 3 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.3
16.3. Чтение и конспектирование учебной и специальной литературы, подготовка к семинарам, практическим занятиям, тестам. Сам. работа 3 16 ОПК-3, ПК-8 Л1.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 17. Word building in English.
17.1. Word building in English. Лекции 3 6 ОПК-3, ПК-8 Л1.3
17.2. Major means of word building. Affixation. Classification of affixes. Conversion. Denominal verbs and deverbal substantives. Composition. Types of compounds. Criteria for distinguishing compounds and word groups. Shortening. Abbreviation. Minor means of word formation: back formation, blending, reduplication, sound imitation, sound interchange, shift of stress, etc. Практические 3 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.3
17.3. Чтение и конспектирование учебной и специальной литературы, подготовка к семинарам, практическим занятиям, тестам. Сам. работа 3 14 ОПК-3 Л1.3
17.4. Зачет 3 0 ОПК-3, ПК-8
Раздел 18. Semasiology.
18.1. Semasiology. Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.3
18.2. Semantic structure of English words. Types of meaning. Polysemy in English. Main types of the deveopment of change of meaning. Metaphor, metonymy, etc. Практические 4 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.3
18.3. Чтение и конспектирование учебной и специальной литературы, подготовка к семинарам, практическим занятиям, тестам. Сам. работа 4 10 ОПК-3, ПК-8 Л1.3
Раздел 19. Paradigmatic relationd of words in English.
19.1. Paradigmatic relationd of words in English. Лекции 4 4 ОПК-3, ПК-8
19.2. Homonymy. Sources of homonymy. Classification of homonyms. Problem of homonymy and split polysemy. Criteria for distinguishing homonymy and polysemy. Synonymy. Synonymic sets. Types of synonymy. Sources of synonymy. Euphimisms as a specific type of synonymy. Antonymy. Classification of antonyms. Hyponymy. Практические 4 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.3, Л2.2
19.3. Чтение и конспектирование учебной и специальной литературы, подготовка к семинарам, практическим занятиям, тестам. Сам. работа 4 12 ОПК-3, ПК-8 Л1.3
Раздел 20. English phraseology.
20.1. English phraseology. Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-8
20.2. Phraseology as a branch of linguistics. Main problems of English phraseology. Set phrases and variable word combinations. Criteria for distinguishing idioms and word groups. Various ways of classifying set expressions. Практические 4 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.3
20.3. Чтение и конспектирование учебной и специальной литературы, подготовка к семинарам, практическим занятиям, тестам. Сам. работа 4 6 ОПК-3 Л1.3
Раздел 21. Stylistic differentiation of the English vocabulary.
21.1. Stylistic differentiation of the English vocabulary. Лекции 4 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.3
21.2. Stylistic characteristics of the English wordstock. Informal style. Colloquial words. Slang. Dialect words. Formal style. Learned words. Archaic and obsolete words. Professional terminology. Basic vocabulary. Практические 4 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.3
21.3. Чтение и конспектирование учебной и специальной литературы, подготовка к семинарам, практическим занятиям, тестам. Сам. работа 4 6 ОПК-3, ПК-8 Л1.3, Л2.2
Раздел 22. English lexicography.
22.1. English lexicography. Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-8
22.2. Main problems of lexicography. Types of dictionaries. Modern trends in lexicography: corpus-based lexicography, computational lexicography. Electronic dictionaries. Практические 4 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.3, Л1.1
22.3. Чтение и конспектирование учебной и специальной литературы, подготовка к семинарам, практическим занятиям, тестам. Сам. работа 4 9 ОПК-3, ПК-8 Л1.3
Раздел 23. British and American English.
23.1. British and American English. Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.3
23.2. Main variants of English. Peculiarities of British English and American English. Social variation of English: gender issues, occupational varieties. Практические 4 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.3
23.3. Чтение и конспектирование учебной и специальной литературы, подготовка к семинарам, практическим занятиям, тестам. Сам. работа 4 6 ОПК-3, ПК-8 Л1.1, Л2.2
23.4. Экзамен 4 27 ОПК-3, ПК-8 Л1.3
Раздел 24. Введение. Общая характеристика грамматического строя современного английского языка.
24.1. Введение. Общая характеристика грамматического строя современного английского языка. Лекции 5 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.1, Л2.2
24.2. Предмет теоретической грамматики, ее отличие от нормативной грамматики. Общая характеристика грамматического строя современного английского языка. Соотношение анализа и синтеза, аналитических и синтаксических элементов грамматического строя. Практические 5 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
24.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 5 6 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
Раздел 25. Основные понятия морфологии.
25.1. Основные понятия морфологии. Лекции 5 2
25.2. Понятие морфемы, типы морфем. Лексическое и грамматическое значение языковой единицы, их отличие. Понятие грамматическая категория, ее значимость. Практические 5 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
25.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 5 8 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
Раздел 26. Функционально-семантическая категория: ее структура.
26.1. Функционально-семантическая категория: ее структура. Лекции 5 4 ОПК-3, ПК-8
26.2. Понятие функционально-семантическая категория, ее структура. Практические 5 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
26.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 5 6 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
Раздел 27. Проблема частей речи и их взаимодействие.
27.1. Проблема частей речи и их взаимодействие. Лекции 5 2 ОПК-3, ПК-8
27.2. Проблема классификация частей речи в отечественной и зарубежной англистике. Критерии выделения частей речи. Полевая структура частей речи. Понятие синтаксической транспозиции. Практические 5 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
27.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 5 6 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
Раздел 28. Имя существительное и его грамматические категории.
28.1. Имя существительное и его грамматические категории. Лекции 5 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
28.2. Грамматические категории числа и падежа у английских существительных. Вопрос о категории рода. Категория article determination. Практические 5 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
28.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 5 6 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
Раздел 29. Глагол и его грамматические категории. Подклассы глаголов.
29.1. Глагол и его грамматические категории. Подклассы глаголов. Лекции 5 4 ОПК-3, ПК-8
29.2. Глагол и его грамматические категории. Подклассы глаголов. Грамматическая категория времени, вида, наклонения, залога, категория временной соотнесенности. Практические 5 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
29.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 5 6 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
29.4. Зачет 5 0 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
Раздел 30. Неличные формы глагола: герундий, инфинитив, причастия.
30.1. Неличные формы глагола: герундий, инфинитив, причастия. Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-8
30.2. Неличные формы глагола: герундий, инфинитив, причастия, их номинативные и глагольные грамматические категории. Практические 6 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
30.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 6 1 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
Раздел 31. Прилагательное. Наречие.
31.1. Прилагательное. Наречие. Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
31.2. Прилагательное и его подклассы. Категория степени сравнения. Аналитическая конструкция со словом most. Наречие и его подклассы. Взаимодействие наречия с другими частями речи. Практические 6 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
31.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 6 1 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
Раздел 32. Местоимение и его подклассы.
32.1. Местоимение и его подклассы. Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-8
32.2. Разряды местоимений и их грамматические категории. Статус местоимений в системе частей речи в английском языке. Практические 6 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
32.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 6 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
Раздел 33. Синтаксис. Основные синтаксические категории современного английского языка.
33.1. Синтаксис. Основные синтаксические категории современного английского языка. Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
33.2. Синтаксис. Основные синтаксические категории современного английского языка. Практические 6 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
33.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 6 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
Раздел 34. Простое предложение и его категории.
34.1. Простое предложение и его категории. Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
34.2. Простое предложение и его категории: предикативность, отрицание, модальность. Практические 6 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
34.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 6 3 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
Раздел 35. Сложное предложение: сложносочиненное предложение.
35.1. Сложное предложение: сложносочиненное предложение. Лекции 6 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
35.2. Сложносочиненное предложение и его типы. Практические 6 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
35.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 6 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
Раздел 36. Тема-рематическая характеристика английского высказывания.
36.1. Тема-рематическая характеристика английского высказывания. Лекции 6 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
36.2. Определение темы и ремы, средства их выражения в английском языке. Практические 6 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
36.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 6 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.1
36.4. Экзамен 6 0
Раздел 37. Предмет стилистики. Основные направления развития стилистики.
37.1. Предмет стилистики. Становление стилистики как самостоятельной лингвистической дисциплины. Связь стилистики с другими гуманитарными дисциплинами. Лекции 7 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.4
37.2. Основные направления развития современной отечественной и зарубежной стилистики. Понятие языкового стиля. Стилистическое варьирование на всех уровнях языка. Практические 7 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.4, Л2.2, Л2.1
37.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 7 14 ОПК-3, ПК-8 Л1.4
Раздел 38. Стилистический анализ на уровне лексики. Стилистически нейтральные и стилистически маркированные единицы языка.
38.1. Стилистический анализ на уровне лексики. Компоненты лингвистического значения. Денотативное и коннотативное значени. Экспрессивный, эмоциональный и оценочный компоненты. Стилистические коннотации. Семантическая структура слова. Стилистически нейтральные и стилистически маркированные единицы языка. Лекции 7 6 ОПК-3, ПК-8 Л1.4, Л2.1
38.2. Литературно-книжные слова (термины, архаизмы, канцеляризмы, поэтизмы). Стилистичекое использование терминов: создание специфического колорита, иронии, комического эффекта. Стилистические функции варваризмов: создание местного колорита, средство социальной характеристики героев. Стилистическое использование архаизмовв исторических романах. Просторечные слова (низкие коллоквиализмы, сленгизмы, жаргонизмы, вульгаризмы). Социально-профессиональное просторечие и экспрессивное просторечие. Практические 7 6 ОПК-3, ПК-8 Л1.4, Л2.1
38.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 7 12 Л1.4
Раздел 39. Стилистические функции фонетики и графики. Взаимодействие звуковых и графических средств.
39.1. Стилистические функции фонетики и графики. Фонетические средства художественной организации речи. Исполнительские фонетические средства (интонация, темп, громкость, паузация). Авторские средства (аллитерация, рифма, размер). Лекции 7 6 ОПК-3, ПК-8 Л1.4
39.2. Стилистические функции звукоизобразительной лексики. Звукоподражание и звукосимволизм. Взаимодействие звуковых и графических средств. Способы создания графической образности и ее стилистическое использование. Практические 7 6 ОПК-3, ПК-8 Л1.4, Л2.1
39.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 7 16 ОПК-3, ПК-8 Л1.4
39.4. Зачет 7 0 ОПК-3, ПК-8 Л1.4
Раздел 40. Троп как стилистическое явление. Роль тропов в стилистическом толковании текста.
40.1. Троп как стилистическое явление. Тропы как изобразительно-выразительные средства. Роль тропов в стилистическом толковании текста. Лекции 8 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.4
40.2. Лингвопоэтический подход к изучению художественного текста и его основные отличия от лингвостилистического. Стилистическая конденсация как стилистическое освоение. Практические 8 2 ОПК-3, ПК-8 Л1.4, Л2.1
40.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 8 6 ОПК-3, ПК-8 Л1.4
Раздел 41. Стилистические ресурсы синтаксиса.
41.1. Стилистические ресурсы синтаксиса. Выразительные средства синтаксиса, основанные на изменении исходной модели. Редукция исходной модели (эллипсис, умолчание, номинативное предложение, бессоюзие). Экспансия исходной модели (повтор, перечисление, тавтология, эмфатическая конструкция, вставные предложения). Лекции 8 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.4
41.2. Взаимосвязь синтаксического и ритмического изучения речи. Стилистическое исследование текста на уровне словосочетания, предложения. Практические 8 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.4, Л2.1
41.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 8 6 ОПК-3, ПК-8 Л1.4
Раздел 42. Лингвистический анализ текста.
42.1. Лингвостилистический анализ текста. Связанность текста. Внутритекстовые связи. Типы организации текста. Понятие стилистической функции. Лекции 8 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.4
42.2. Установление связи между целым и его частями. Сходство элементов и сходство позиций. Интертекстуальные включения как средство межтекстового взаимодействия, как цитатный способ организации художественного текста. Практические 8 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.4, Л2.1
42.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 8 0 ОПК-3, ПК-8 Л1.4
Раздел 43. Функциональные стили. Функциональный стиль как базисная категория функциональной стилистики.
43.1. Функциональные стили. Функциональный стиль как базисная категория функциональной стилистики. Основная классификация функциональных стилей. Общие закономерности функционирования языковых средств в функциональных стилях. Лекции 8 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.4
43.2. Функциональная дифференциация языка. Система подходов. Практические 8 4 ОПК-3, ПК-8 Л1.4, Л2.1
43.3. Чтение и конспектирование специальной литературы. Выполнение упражнений. Сам. работа 8 5 ОПК-3, ПК-8 Л1.4
43.4. Экзамен 8 27 ОПК-3, ПК-8 Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич В.В. Теоретическая грамматика английского языка. Cравнительная типология английского и русского языков: учеб. пособие : учебное пособие Издательство "ФЛИНТА", ЭБС "Лань", 2017 e.lanbook.com
Л1.2 Евстифеева М.В. Теоретическая фонетика английского языка. Лекции, семинары, упражнения : учебное пособие Издательство "ФЛИНТА", ЭБС "Лань", 2012 e.lanbook.com
Л1.3 Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка : учебное пособие Издательство "ФЛИНТА", ЭБС "Лань", 2012 e.lanbook.com
Л1.4 Гуревич В.В. English stylistics. Стилистика английского языка: учеб. пособие : учебное пособие Издательство "ФЛИНТА", ЭБС "Лань", 2017 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кухаренко В.А. Практикум по стилистике английского языка. Seminars in Stylistics : учебное пособие Издательство "ФЛИНТА", ЭБС "Лань", 2016 e.lanbook.com
Л2.2 Лапенков Д.С., Иванова О.А., Елисеева И.А. Теоретический курс английского языка: учеб.-метод. пособие : учебное пособие Издательство "ФЛИНТА", ЭБС "Лань", 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Основы теории английского языка. Часть 1 (Теоретическая фонетика)" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
Э2 Курс в Moodle "Основы теории языка. Лексикология" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
Э3 Курс в Moodle "Теоретическая грамматика английского языка " на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
Э4 Курс в Moodle "Основы теории английского языка (стилистика)" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
http://tapemark.narod.ru/les/259a.html
http://www.portal-slovo.ru/philology/37386.php?ELEMENT_ID=37386&sphrase_id=15724&PAGEN_2=7
http://padeji.ru/leksikologiya/predmet-i-zadachi-leksikologii
http://www.academia.edu/8473548/Objects_aims_and_types_of_Lexicology_word_structure_types_of_morphemes_and_affixes
https://courses.nus.edu.sg/course/elltankw/history/vocab/a.htm?
http://www2.le.ac.uk/departments/english/research/international-society-for-historical-lexicography-and-lexicology
http://portal.tpu.ru/SHARED/k/KOMISSAROVA/four
http://www.quora.com/topic/English-Grammar
http://www.reddit.com/r/grammar
https://en.oxforddictionaries.com/
https://www.ldoceonline.com/
https://www.macmillandictionary.com/
https://www.thesaurus.com/browse/imagery

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
513Д лаборатория "Лингафонный кабинет фмкфип"- учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; интерактивная доска в комплекте; рабочее место преподавателя в комплекте (стол, ПК, гарнитура); 20 рабочих мест студента в комплекте (стол, гарнитура, цифровой пульт); специализированное коммутационное устройство «Норд Ц» в комплекте; компьютер: модель Инв. №0160604664 - 1 единица; проектор: марка SMART модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SmartBoard модель SB480iv3 - 1 единица; монитор: марка ViewSonic модель VA1948M-LED - 1 единица; микросистема преподавателя Panasonic SA-PM07; учебно-наглядные пособия, карты
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки программа данного курса предусматривает использование активных и интерактивных форм проведения занятий. Ведущим элементом в системе обучения является лекция, цель которой состоит в рассмотрении теоретических вопросов дисциплины в логически выдержанной форме. Главная цель лекций по теории языка – сформировать у студентов системное представление об изучаемом предмете, обеспечить усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей развития соответствующей научно-практической области, а также методов применения полученных знаний.
Лекции строятся с учетом различных дидактических принципов: логичности высказывания, последовательности изложения, постепенного нарастания трудности, опоры на предыдущие знания. В ходе лекций предпринимается попытка стимулировать мыслительную деятельность студентов при помощи вопросов, заданий дедуктивного и индуктивного характера.
Главная цель практических занятий по теории английского языка – не только проверить и закрепить, но и углубить знания студентов по той или иной теме, сформировать систему навыков их использования, привить необходимые практические умения. Данная цель предполагает решение следующих задач: создавать на практических занятиях условия для формирования творческого мышления и научить студентов самостоятельно анализировать языковые явления. Большую роль в решении названных задач играет внедрение элементов проблемного обучения в практику занятий.
Практические занятия предусматривают следующие формы:
- выполнение , упражнений, призванных закрепить и углубить знания студентов по различным темам;
- обсуждение заданий, целью которых является проверка знаний студентов по определенной теме;
Работа над материалом начинается с толкования предмета и задач теории английского языка и продолжается рассмотрением проблем и их разделов.
Тема занятия и список вопросов, которые будут разбираться, оглашаются заранее. Иногда материалы, вынесенные на обсуждение (например, основные лингвистические и экстралингвистические причины того или иного явления какого-либо уровня английского языка) предоставляются его участникам для предварительного ознакомления, поэтому готовиться к предстоящему диспуту студентам обязательно – преподаватель за занятии становится лишь координатором беседы.
При подготовке к практическим занятиям и при самостоятельной работе целесообразно основные теоретические представления формировать на базе основной и дополнительной литературы.
Рекомендации для студентов по подготовке к зачету и экзамену :
- перед зачетом экзаменом необходимо проработать конспекты лекций по всем пройденным темам курса ;
- рекомендуется чтение основной литературы по темам;
- необходимо повторить алгоритм анализа различных языковых явлений.