МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы ответственности за преступления против жизни и здоровья
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильУголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01-УП, УИП-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 191
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 191 191 191 191
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
доцент кафедры уголовного права и криминологии, Ерахмилевич В.В.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент кафедры конституционного и международного права, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы ответственности за преступления против жизни и здоровья

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень) «Магистр»), утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации 14 декабря 2010 г. № 1763.

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Детков Алексей Петрович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Детков Алексей Петрович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение дисциплины «Актуальные проблемы ответственности за преступления против жизни и здоровья» направлено на:
- углубленное изучение одного из важнейших разделов Особенной части уголовного права – преступления против жизни и здоровья;
- усвоение положений уголовного законодательства РФ в части регулирования ответственности за преступления против жизни и здоровья;
- изучение проблем доктринального и судебного толкования признаков составов преступлений против жизни и здоровья;
- ознакомление магистров с направлениями судебной практики по данной категории дел;
- формирование у магистров навыков самостоятельной квалификации уголовно-правовых казусов, встречающихся в судебно-следственной практике по делам о преступлениях против жизни и здоровья.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-10: способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности
ПК-15: способностью эффективно осуществлять правовое воспитание
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2
термины, понятия и категории, относящиеся к характеристике преступлений против жизни;
положения уголовного законодательства, относящиеся к регулированию ответственности за преступления против жизни;
существующие акты официального судебного толкования положений закона, закрепляющих ответственность за преступления против жизни;
основные научно-теоретические подходы к определению содержания признаков составов преступлений против жизни;
ПК-10
направления судебной практики по делам о преступлениях против жизни;
основы правовой культуры и правового мышления;
ПК-15
принципы профессионального мышления современного юриста;
принципы профессиональной этики юриста;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2
анализировать соответствующие юридические нормы и правовые отношения, оценивать состояние действующего законодательства за преступления против жизни и перспективы его развития;
толковать и применять законы, содержащие нормы об ответственности за преступления против жизни;
ПК-10
вскрывать и устанавливать факты преступлений против жизни, определять меры ответственности и наказания виновных;
ПК-15
предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2
уголовно-правовой терминологией, используемой в законодательстве, регулирующем уголовную ответственность за преступления против жизни;
методикой сбора нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм об ответственности за преступления против жизни, и навыками их анализа;
ПК-10
навыками самостоятельной квалификации уголовно-правовых казусов, встречающихся в судебно-следственной практике по делам о преступлениях против жизни, отграничение от смежных составов преступлений;
ПК-15
навыками принятия правовых решений и совершения иных юридических действий в соответствии с законом;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Понятие и признаки убийства. Разграничение убийства и смежных составов преступлений против жизни и здоровья
1.1. Понятие и признаки убийства. Разграничение убийства и смежных составов преступлений против жизни и здоровья Лекции 1 2 ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Понятие и признаки убийства. Разграничение убийства и смежных составов преступлений против жизни и здоровья Практические 1 2 ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Понятие и признаки убийства. Разграничение убийства и смежных составов преступлений против жизни и здоровья Сам. работа 1 18 ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Стадии совершения убийства и соучастие в убийстве
2.1. Стадии совершения убийства и соучастие в убийстве Лекции 1 1 ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Стадии совершения убийства и соучастие в убийстве Практические 1 2 ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Стадии совершения убийства и соучастие в убийстве Сам. работа 1 18 ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. Виды убийств по уголовному законодательству РФ. Общая характеристика и классификация отягчающих и смягчающих убийство обстоятельств. Убийство без отягчающих и смягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 105 УК)
3.1. Виды убийств по уголовному законодательству РФ. Общая характеристика и классификация отягчающих и смягчающих убийство обстоятельств. Убийство без отягчающих и смягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 105 УК) Лекции 1 1 ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Виды убийств по уголовному законодательству РФ. Общая характеристика и классификация отягчающих и смягчающих убийство обстоятельств. Убийство без отягчающих и смягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 105 УК) Практические 1 2 ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Виды убийств по уголовному законодательству РФ. Общая характеристика и классификация отягчающих и смягчающих убийство обстоятельств. Убийство без отягчающих и смягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 105 УК) Сам. работа 1 28 ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Раздел 4. Квалифицированные виды убийства, выделенные по объективным признакам.
4.1. Квалифицированные виды убийства, выделенные по объективным признакам. Практические 1 2 ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Квалифицированные виды убийства, выделенные по объективным признакам. Сам. работа 1 26 ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Раздел 5. Квалифицированные виды убийства, выделенные по субъективным признакам
5.1. Квалифицированные виды убийства, выделенные по субъективным признакам Практические 1 2 ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Квалифицированные виды убийства, выделенные по субъективным признакам Сам. работа 1 27 ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Раздел 6. Убийства при смягчающих обстоятельствах
6.1. Убийства при смягчающих обстоятельствах Сам. работа 1 26 ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Раздел 7. Иные преступления против жизни
7.1. Иные преступления против жизни Сам. работа 1 24 ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Раздел 8.Преступления против здоровья
8.1. Преступления против здоровья Сам. работа 1 24 ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Лабораторный практикум
9.1. Лабораторный практикум Практические 1 1 ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 10. Практическое занятие по решению задач
10.1. Практическое занятие по решению задач Практические 1 1 ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
10.2. Экзамен Экзамен 1 9 ПК-2, ПК-10, ПК-15 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету
1. Жизнь как объект убийства. Момент начала уголовно-правовой охраны жизни. Отгра-ничение убийства новорожденного ребенка от незаконного производства аборта (ст. 123 УК РФ).
2. Момент окончания уголовно-правовой охраны жизни (момент наступления смерти че-ловека).
3. Объективная сторона убийства. Убийство, совершенное путем физического и психиче-ского воздействия.
4. Убийство, совершенное путем бездействия. Отграничение его от оставления в опасно-сти (ст. 125 УК РФ) по признакам объективной стороны.
5. Субъект убийства. Возраст уголовной ответственности за различные виды убийств.
6. Субъективная сторона убийства. Критерии установления умысла на причинение смерти потерпевшему.
7. Отграничение убийства от умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлек-шего по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ), и от причинения смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ).
8. Отграничение убийства от доведения до самоубийства (ст. 110 УК РФ) по признакам объективной и субъективной стороны.
9. Отграничение убийства от оставления в опасности (ст. 125 УК РФ) по признакам субъ-ективной стороны.
10. Общая характеристика квалифицирующих убийство обстоятельств и их классифика-ция. Особенности уголовно-правовой оценки убийства при наличии нескольких квалифицирующих признаков, возможности и пределы их сочетания.
11. Приготовление к убийству и его формы.
12. Покушение на убийство и его отграничение от приготовления.
13. Отграничение покушения на убийство от угрозы убийством (ст. 119 УК РФ).
14. Добровольный отказ от доведения убийства до конца.
15. Соучастие в убийстве. Разграничение деятельности соучастников различных видов.
16. Убийство двух или более лиц (п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ), его объективные и субъек-тивные признаки.
17. Характеристика потерпевшего в составе убийства лица или его близких в связи с осу-ществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга (п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
18. Характеристика объективной и субъективной стороны убийства, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.
19. Отграничение убийства в связи с осуществлением служебной деятельности или вы-полнением общественного долга (п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ) от преступлений, предусмот-ренных ст.ст. 277, 295, 317 УК РФ.
20. Убийство малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящегося в бес-помощном состоянии (п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
21. Убийство, сопряженное с похищением человека (п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
22. Убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (п. «г» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
23. Понятие особой жестокости как квалифицирующего признака убийства и формы ее выражения.
24. Особо жестокий способ совершения убийства. Уголовно-правовая характеристика наиболее распространенных особо жестоких способов убийства.
25. Субъективная сторона убийства с особой жестокостью.
26. Убийство, совершенное общеопасным способом (п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
27. Убийство, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
28. Убийство из корыстных побуждений (п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
29. Убийство по найму (п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
30. Убийство, сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом (п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ). Отграничение убийства, сопряженного с разбоем, от убийства из корыстных побуждений, не осложненного разбоем.
31. Убийство из хулиганских побуждений (п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
32. Убийство по мотиву кровной мести (п. «е-1» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
33. Убийство с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение (п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
34. Убийство, сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексу-ального характера (п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
35. Убийство по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или ре-лигиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
36. Убийство в целях использования органов или тканей потерпевшего (п. «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
37. Особенности потерпевшего и объективной стороны убийства матерью новорожденно-го ребенка (ст. 106 УК РФ).
38. Субъективные признаки убийства матерью новорожденного ребенка.
39. Понятие и признаки физиологического аффекта как признака состава преступления, предусмотренного ст. 107 УК РФ.
40. Основания возникновения аффекта и их характеристика (ст. 107 УК РФ).
41. Субъективные признаки убийства в состоянии аффекта.
42. Убийство при превышении пределов необходимой обороны (ч. 1 ст. 108 УК РФ).
43. Убийство при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ч. 2 ст. 108 УК РФ).
44. Соотношение убийства в состоянии аффекта и убийства при превышении пределов необходимой обороны (ст. 107 и ст. 108 УК РФ).
45. Причинение смерти по неосторожности (ст.109 УК РФ). Отграничение ст.109 УК РФ от ч.2 ст.293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека) и ч.2 ст.124 УК РФ (неоказание помощи больному, если оно повлекло по неосторожности смерть больного).
46. Доведение до самоубийства (ст.110 УК РФ). Проблемы доказывания данного преступ-ления.
47. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111 УК РФ).
48. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112 УК РФ).
49. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта (ст.113 УК РФ).
50. Превышение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст.114 УК РФ).
51. Умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст.115 УК РФ).
52. Побои (ст.116 УК РФ).
53. Истязание (ст.117 УК РФ)
54. Причинение тяжкого вреда по неосторожности (ст.118 УК РФ).
55. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст.119 УК РФ).
56. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст.120 УК РФ).
57. Заражение венерической болезнью (ст.121 УК РФ).
58. Заражение ВИЧ-инфекцией (ст.122 УК РФ).
59. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности (ст.123 УК РФ).
60. Неоказание помощи больному (ст.124 УК РФ). Оставление в опасности (ст.125 УК РФ).
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень типовых тем рефератов.
Развитие научных представлений в моменте начала уголовно-правовой охраны жизни человека.
Момент смерти человека: уголовно-правовое значение.
Убийство путем бездействия.
Основные критерии умысла на убийство.
Дополнительные критерии умысла на убийство и их уголовно-правовое значение.
Приготовление к убийству: социальные основания ответственности, пределы наказуемости.
Отграничение покушения на убийство от угрозы убийством.
Проблемы определения видов соучастников в убийстве.
Убийство двух или более лиц (п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ): плюсы и минусы существования состава.
Характеристика деятельности потерпевшего в составе преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Проблемы определения круга беспомощных потерпевших при убийстве.
Формы особой жестокости.
Особо жестокий способ совершения преступления.
Множественность телесных повреждений как особо жестокий способ убийства.
Проблемы квалификации убийства, совершенного групповым способом.
Ответственность за убийство по найму.
Новорожденный ребенок как специальный потерпевший в составе преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ.
Понятие и признаки физиологического аффекта.
Субъективная сторона доведения до самоубийства.
Хулиганские побуждения как квалифицирующий признак убийства.
5.3. Фонд оценочных средств
Размещаются в приложении.
Приложения
Приложение 1.   ФОС 40.04.01 АПОЗППЖиЗ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.С. Капинус [и др.]; отв. ред. О.С. Капинус Уголовное право России. Особенная часть в 2 т. Том 1 : учебник М.: Издательство Юрайт, 2018. – 437 с., https://biblio-online.ru/book/C580BE48-1A50-46AE-B
Л1.2 И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов Уголовное право. Особенная часть в 2 т. – 4-е изд., перераб. и доп.: Учебник М.: Издательство Юрайт, 2017. – 363 с., www.biblio-online.ru/book/DD1F4C45-B1C8-4ABF-ACD4- www.biblio-online.ru/book/DD1F4C45-B1C8-4ABF-ACD4-
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лебедев В.М. - отв. ред. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РФ В 4 Т. ТОМ 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. РАЗДЕЛЫ VII—VIII: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/06EFC8F3-1E88-470B-B1B7-3A4EB7173CB6
Л2.2 Иванов Н.Г. Преступления против личности: Учебное пособие для вузов Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/6C3DA2F1-E869-4EFD-835E-097B7943C144/prestupleniya-protiv-lichnosti
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/.
Э2 Сайт Верховного суда РФ www.supcourt.ru.
Э3 Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru.
Э4 Электронный курс на Едином образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3493 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3493
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office Word
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе обучения магистрант обязан посещать лекционные и практические(семинарские) занятия.
Лекция представляет собой одну из основных организационных форм обучения, направленных на первичное овладение знаниями. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориентиры для самостоятельной работы над изучением дисциплины.
Практические (семинарские) занятия являются второй основной организационной формой учебной деятельности по дисциплине. Они формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение сложных вопросов теории уголовного права в части квалификации преступлений против жизни и здоровья и выработка навыков применения уголовного закона. На семинарских занятиях студенты овладевают и совершенствуют умения убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки решения казусов (задач).
В процессе подготовки к семинарским занятиям магистранту необходимо учесть следующее:
Перед семинарским занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по проблемным вопросам квалификации престплений против жизни и здоровья.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки. При этом результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в таких формах, как:
- составление плана изученного источника;
- перечисление основных выводов автора прочитанной работы;
- формулирование тезисов (самостоятельного обобщённого и сжатого изложения основных положений изученного источника);
- составление аннотации (самостоятельной краткой обобщающей характеристики прочитанной работы).
- написание конспекта.
Особое внимание на семинарских занятиях должно быть уделено решению задач. При решении предложенных казусов преподаватели могут видоизменять их. Решение задач должно отвечать следующим требованиям, на выполнение которых следует ориентировать студентов:
1. Прежде чем начать решать задачу, необходимо изучить рекомендованный нормативный материал, учебную и монографическую литературу, имеющиеся рекомендации высших правоприменительных органов (в частности, Пленума Верховного Суда РФ).
2. Просмотрев все главы УК РФ, под составы которых примерно подпадают признаки описанного в казусе деяния, необходимо по учебной литературе уточнить признаки этих составов преступлений и более конкретно определиться со статьей УК РФ, подлежащей применению.
3. Необходимо показать, что в действиях виновного содержатся все признаки состава преступления. Доказательства соответствия признаков объективной стороны совершенного деяния признакам объективной стороны состава преступления начинается с уяснения возможных форм деяния, заложенных законодателем в диспозиции уголовно-правовой нормы, и показа форм совершенного деяния в казусе. Если диспозиция статьи УК бланкетная, нужно использовать нормативные акты, в которых раскрывается содержание указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы понятий, признаков.
Исходя из конструкции состава преступления, студенты должны показать, какой это состав – формальный или материальный, и в соответствии с этим определить, окончено ли данное преступление.
Для доказательства соответствия субъективных признаков содеянного признакам вменяемого состава преступления необходимо показать предметное содержание возможных в данном составе форм и видов вины и найти одну из них при анализе совершенного субъектом деяния, описанного в казусе. Нельзя игнорировать и факультативные признаки субъективной стороны состава преступления – мотив и цель.
Что касается субъекта преступления, то при решении задач, если не указано иное, презюмируется, что субъекты, упоминаемые в казусах, вменяемы и достигли возраста уголовной ответственности. Особого доказательства требует наличие у субъекта совершенного деяния специальных признаков, если вменяемый состав преступления характеризуется специальным субъектом.
После уяснения всех объективных и субъективных признаков совершенного деяния вырисовываются общественные отношения, на которые посягал субъект преступления, т.е. непосредственный объект преступления.
После того как студентами обсуждены все значимые обстоятельства казуса и его вариантов, выработано итоговое решение, преподаватель делает вывод. Он дает правильное (с его точки зрения) решение казуса, кратко характеризует выступления студентов, отмечает допущенные ошибки и неточности. Если казус был составлен по материалам правоприменительной практики, необходимо процитировать эти решения студентам и показать, почему правоприменитель пришел к таким выводам.
Изучение актуальных проблем ответственности против жизни и здоровья невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, рефератов). В связи с этим студенты должны владеть методикой проведения обобщения судебной практики, то есть знать и уметь пользоваться совокупностью приёмов сбора, обработки и анализа информации по проблемным вопросам квалификации преступлений против жизни и здоровья.
С учетом рекомендации преподавателя самостоятельно определяется период времени, за который собирается и обобщается судебная практика. Необходимо учесть, что изучение судебной практики за очень непродолжительное время не позволит сделать объективных выводов. Как правило, обобщение судебной практики проводится за последние пять лет.
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам.
Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-порталов. К ним относятся Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/).
Следующий этап работы при изучении судебной практики – это систематизация, анализ собранных приговоров, определений, постановлений судов и формулирование результатов обобщения. В итогах обобщения могут быть отражены такие моменты:
- какую позицию занимают судебные инстанции по тому или иному теоретически неопределённому или дискуссионному вопросу;
- имели ли место ошибки в квалификации преступления и какие, при толковании каких объективных или субъективных признаков состава преступления они допускались, их причины;
- имел ли место различный подход к квалификации деяния отдельными судами;
- как решаются вопросы разграничения со смежными составами преступлений, возникают ли трудности у судов в этом вопросе и др.
По заданию преподавателя, результаты обобщения судебной практики необходимо оформить.
Правила оформления результатов проведённого обобщения судебной практики.
Оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к научно-исследовательским студенческим работам (листы формата А-4, скреплённые между собой, страницы пронумерованы, имеется титульный лист). Обязательными разделами такой работы являются:
1. Количество изученных примеров со ссылками на источники.
2. Сформулированные выводы по результатам систематизации и анализа судебной практики.
3. Приложения:
3.1 приобщаются наиболее важные судебные решения.
3.2 на основе наиболее интересных, на взгляд студента материалов, создаётся учебная задача (казус).
При изучении дисциплины особая роль отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа включает: ознакомление с содержанием методических рекомендаций, чтение и изучение конспектов лекций, рекомендованных нормативного материала, основной и дополнительной литературы, подготовку по теоретическим вопросам, вынесенным на семинарские занятия, подготовку рефератов, решение задач, подготовку ответов на вопросы к экзамену.
Реферат представляет собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы, вынесенной в качестве его названия. Для написания реферата требуется изучение нормативного материала, учебной литературы, научных статей, монографий, посвященных заявленной тематике, а также правоприменительной практики.
Объем реферата колеблется от 3 до 7 страниц. Оформляются работа на отдельных листах (формата А-4), скрепленных между собой. Страницы работы должны быть пронумерованы. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским студенческим работам. На цитируемую литературу должны быть сделаны сноски по библиографическим правилам. Завершается текст реферата списком использованной при его написании литературы, составленным с учетом методических рекомендаций по оформлению библиографического списка, утвержденных Советом дирекции библиотеки АлтГУ от 25 января 2011 г. (Сайт научной библиотеки АлтГУ. Режим доступа: http://www.lib.asu.ru/slasu/arhiv/doc/oform.pdf).