МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Отдельные виды преступности: современные тенденции, противодействие
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.06.01. Юриспруденция
НаправленностьУголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_06_01_Уголовное право-34-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 58
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 58 58 58 58
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат юридических наук, доцент, Мазуров Валерий Анатольевич;кандидат юридических наук, доцент , Куликов Егор Алексеевич

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Отдельные виды преступности: современные тенденции, противодействие

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №909)

составлена на основании учебного плана:
40.06.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Детков Алексей Петрович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Детков Алексей Петрович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются:
- сформировать представление аспиранта об основных видах современной преступности, приоритетных направлениях противодействия преступности в современной России;
- приобрести навыки по организации и проведению криминологических исследований с учетом современного состояния разработки криминологии, обобщению и анализу полученной информации, разработке предложений по совершенствованию организационно-правовых мер и правоприменительной практики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: владением методологией научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции
ПК-3: способность вносить вклад своими оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на международном и национальном уровне, в расширении границ области изучения права
УК-1: способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1
основные международные и российские нормативные правовые акты и официальные документы по противодействию преступности
ПК-3
основные результаты, проблемы и направления работы по борьбе с преступностью в России и за рубежом;
УК-1
основные международные и российские нормативные правовые акты и официальные документы по противодействию преступности;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1
выделять основные показатели преступности, тенденции, прогноз;
ПК-3
выделять приоритетные направления борьбы с преступностью в современной России и в зарубежных странах;
УК-1
выделять основные показатели преступности, тенденции, прогноз;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1
анализа, методики организации и проведения криминологических исследований;.
ПК-3
анализа нормативных правовых, официальных, статистических и иных источников
УК-1
общими навыками анализа, методики организации и проведения специализированных криминологических и уголовно-правовых исследований;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные тенденции современной преступности в России и мире
1.1. Основные тенденции современной преступности в России и мире Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-3, УК-1 Л2.1
1.2. Основные тенденции современной преступности в России и мире Практические 5 4 ОПК-1, ПК-3, УК-1 Л1.1
1.3. Основные тенденции современной преступности в России и мире Сам. работа 5 18 ОПК-1, ПК-3, УК-1 Л2.1
Раздел 2. Актуальные проблемы противодействия организованной и коррупционной преступности и пути их решения
2.1. Актуальные проблемы противодействия организованной и коррупционной преступности и пути их решения Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-3, УК-1 Л1.1
2.2. Актуальные проблемы противодействия организованной и коррупционной преступности и пути их решения Практические 5 2 ОПК-1, ПК-3, УК-1 Л2.1
2.3. Актуальные проблемы противодействия организованной и коррупционной преступности и пути их решения Сам. работа 5 20 ОПК-1, ПК-3, УК-1 Л1.1
Раздел 3. Актуальные проблемы противодействия преступности экстремистской и террористической направленности и пути их решения.
3.1. Актуальные проблемы противодействия преступности экстремистской и террористической направленности и пути их решения. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-3, УК-1 Л2.1
3.2. Актуальные проблемы противодействия преступности экстремистской и террористической направленности и пути их решения. Практические 5 2 ОПК-1, ПК-3, УК-1 Л1.1
3.3. Актуальные проблемы противодействия преступности экстремистской и террористической направленности и пути их решения. Сам. работа 5 20 ОПК-1, ПК-3, УК-1 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Предмет криминологии и основные этапы ее развития.
2. Преступность как предмет криминологического изучения.
3. Криминальная латентность в России: причины, пути выявления и сокращения.
4. Основные тенденции современной преступности в России и в мире.
5. Территориальные различия преступности: методика изучения и причины.
6. Общая характеристика биологического направления в криминологии.
7. Общая характеристика социологического направления в криминологии.
8. Проблемы криминологической детерминации.
9. Социальные противоречия в системе причин преступности в современной России.
10. Личность как предмет криминологического изучения. Классификация и типология личности преступника.
11. Проблемы соотношения социальных и биологических факторов в механизме индивидуального преступного поведения.
12. Виктимологические факторы в механизме преступного поведения и виктимологические аспекты предупреждения преступности.
13. Криминологическое прогнозирование, его цели и виды.
14. Понятие предупреждения преступности, меры предупреждения, их классификация.
15. Преступность несовершеннолетних и молодежи, ее общая характеристика и предупреждение.
16. Правовые и организационные основы борьбы с преступлениями в сфере экономической деятельности.
17. Преступления коррупционной направленности: криминологическая характеристика и предупреждение.
18. Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной преступности.
19. Понятие и признаки организованной преступности, ее криминологическая характеристика, особенности борьбы с ней в условиях демократического общества.
20. Социально-экономические и правовые аспекты борьбы с преступностью, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
21. Специфика детерминации и предупреждение женской преступности в современных условиях.
22. Преступления экстремистской направленности: криминологическая характеристика и проблемы предупреждения.
23. Проблемы международного сотрудничества в борьбе с преступностью.
24. Криминологическая характеристика и предупреждение насильственных преступлений против личности.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Организационно-правовые меры противодействия коррупционной преступности» в современной России
Приоритетные направления противодействия преступности экстремистской направленности в современной России
Международное сотрудничество по противодействию преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств
Проблемы противодействия насильственной преступности в современной России
Проблемы противодействия корыстной преступности в современной России
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС размещен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Решетников А.Ю., Афанасьева О.Р. КРИМИНОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/724EB42B-90FF-4B70-818C-EDB2BED388F5
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Старков О. В. КРИМИНОЛОГИЯ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/1D673731-1FE5-41BA-B4BC-5496D2175DC7
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека Юрайт https://biblio-online.ru/
Э2 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Криминология" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2334
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины осуществляется посредством лекционных и семинарских занятий. Порядок проведения лекционных занятий определяется преподавателем самостоятельно и реализуется в зависимости от конкретных, стоящих перед отдельным занятием задач.

Методика проведения семинарского (практического) занятия

Посещение данных занятий является обязательным для обучающегося.
В процессе проведения семинарских / практических занятий организуется систематическая работа студентов по изучению дисциплины, закрепляется материал, который давался студентам на лекциях, а также материал, изученный в ходе самостоятельной работы в виде подготовки к таким занятиям. На семинарских / практических занятиях студенты совершенствуют навыки излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов предмета дисциплины (казусов).
Семинарские занятия позволяют определить уровень знания каждым студентом пройдённого материала, осуществлять контроль за усвоением тем дисциплины, своевременно исправлять ошибки, допущенные в ходе самостоятельной подготовки.
На практических занятиях формируется навык по квалификации уголовно-значимой деятельности в сфере преступлений против здоровья населения.
Семинарские / практические занятия обеспечивают должное знание вопросов дисциплины, успешный ответ на текущей аттестации и прохождение промежуточной аттестации по дисциплине (зачёта).
Непосещение семинарских / практических занятий расценивается, как невыполнение студентом рабочей программы дисциплины и студент к промежуточной аттестации по данной дисциплине может быть не допущен.
В процессе подготовки к семинарским / практическим занятиям необходимо студенту учесть следующее.
1. Перед занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Все нормативные правовые акты можно найти в информационных справочных системах, в частности в Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
2. При работе с литературой приоритет в ознакомлении с темой следует отдать учебным пособиям и ученикам, рекомендованным в качестве основной литературы. После этого можно переходить к анализу дополнительной литературы в виде более сложных работ, в частности, научных монографий и статей. При этом студент должен понимать, что приведённым в плане занятия перечнем вся литература по той или иной теме, конечно, не исчерпывается. Поэтому он вправе обратиться к преподавателю, ведущему лекционные или семинарские / практические занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу. Кроме того, студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах, например, «Уголовное право», «Наркоконтроль», «Законность», «Российская юстиция» и других. Работу с литературой существенно облегчают информационно-справочные и электронно-библиотечные системы. Многие статьи размещены Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещённым в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU». Полезными могут быть открытые библиотечные системы: Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка», Юридический сайт Канал Юристы 2007-2013. Самостоятельный поиск литературы поощряется при выставлении отметки за ответ или контрольное задание.
3. Изучение преступлений против конституционных прав и свобод граждан невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех контрольных заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, докладов, эссе, рефератов).
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам. Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Последний номер Бюллетеня каждого года содержит указатель, по которому можно оперативно найти информацию о квалификации (переквалификации) действий виновного по конкретному преступлению. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/.
Предоставляют огромные возможности для сбора практического материала и существенно облегчают его поиск справочно-информационные правовые системы, в частности Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». По ключевым словам в них можно быстро найти интересующую информацию.
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-ресурсов. К ним относятся Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/), Сайт РосПравосудие (режим доступа: http://rospravosudie.com/) и Сайт судебные и нормативные акты РФ (режим доступа: http://sudact.ru/). Это ресурсы, объединяющие в едином информационном пространстве решения судов всех субъектов Российской Федерации.
4. При подготовке к семинарскому занятию студент должен продумать свои ответы по вопросам темы и быть готовым к дискуссии по спорным вопросам. Поэтому ему следует чётко сформулировать аргументы и обдумать систему доказательств той точки зрения, которая, по его мнению, является правильной.
Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию необходимо обосновывать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные источники, примеры из практической деятельности.