МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Диагностика и коррекция аномалий поведения в период подросткового кризиса
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 42 42 42 42
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент, Старосельцева Ольга Владимировна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Диагностика и коррекция аномалий поведения в период подросткового кризиса

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 20.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у обучающихся системы представлений об аномалиях поведения в период подросткового кризиса, а также о методах диагностики и коррекции аномалий поведения подростков

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПСК-3.8: способностью и готовностью к применению на практике диагностических методов и процедур для оценки сохранных и нарушенных звеньев в структуре психической деятельности и личности больного
ПСК-3.10: способностью и готовностью к разработке и осуществлению личностно- и социально-ориентированных программ психотерапии, коррекции и реабилитации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать особенности развития подростков и их кризисных периодов;
Знать теоретические основы и принципы патопсихологического синдромного анализа нарушений психической деятельности и личности при различных психических заболеваниях;
Знать основы диагностических процедур оценки сохранных и нарушенных звеньев в структуре личности больного.
Знать современное представление о психологии аномалий поведения, детерминанты формирования и развития аномалий в поведении;
Знать базовые направления психотерапии, психокоррекции и психореабилитации
Знать основные принципы и функции практической работы с подростками, имеющими различные виды поведенческих аномалий.

3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь оценивать применимость психологических методов диагностирования и прогнозирования вероятности развития различных видов аномалий поведения у подростков;
Уметь применять на практике диагностические методы оценки деятельности и личности больного.
Уметь применять на практике методы патопсихологической диагностики состояния психического здоровья и адаптационных возможностей больных для реализации задач психопрофилактики, психологической коррекции, реабилитации и психотерапии;
Уметь определять сохранные компоненты, выступающие в качестве основы реабилитационной работы с больным
Уметь выбирать направления и/или конкретные методы для проведения психологической реабилитации
Уметь применять методики индивидуально-типологической (личностной) диагностики для решения психотерапевтических и реабилитационных задач;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть диагностическим инструментарием, выявляющим нарушения в поведении подростков в период кризиса;
Владеть современными подходами к диагностике нарушений психической деятельности субъекта для выявления закономерностей и психологических механизмов возникновения и динамики психопатологических расстройств.
Владеть способностью и готовностью к самостоятельной постановке практических и исследовательских задач, составлению программ диагностического обследования больных с психическими расстройствами и их семьей с целью определения структуры дефекта, а также факторов риска и дезадаптации;
Владеть навыками оценки соотношения нарушенных и сохранных психических функций в частном случае
Владеть навыками организации психологической реабилитационной работы с учётом характера заболевания и наличного состояния больного;
Владеть навыками осуществления мер психологической реабилитации



4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности психического развития подростков, диагностика и коррекция аномалий поведения в период подросткового кризиса
1.1. Понятие "аномалии поведения". Специфика аномалий поведения в подростковом возрасте. Лабораторные 8 2 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.2. Психологические особенности подросткового возраста Лабораторные 8 2 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.3. Проанализировать психологические особенности подросткового возраста Сам. работа 8 12 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.4. Провести сравнительный анализ аномалий поведения в различные возрастные периоды Сам. работа 8 12 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.5. Факторы формирования и поддержания аномалий поведения в период подросткового кризиса Лабораторные 8 2 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.6. Проанализировать факторы формирования и поддержания аномалий поведения в период подросткового кризиса Сам. работа 8 12 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.7. Сформулировать основные принципы диагностики личностных и поведенческих аномалий в период подросткового кризиса Сам. работа 8 12 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.8. Основные принципы диагностики личностных и поведенческих аномалий в период подросткового кризиса Лабораторные 8 2 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.9. Основные принципы и направления коррекции аномалий поведения подростков Лабораторные 8 2 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.10. Сравнить основные принципы коррекции аномалий поведения подростков в различных направлениях психотерапии Сам. работа 8 12 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.11. Расстройство поведения в период подросткового кризиса Лабораторные 8 2 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.12. Специфика диагностики расстройства поведения в период подросткового кризиса Лабораторные 8 2 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.13. Коррекция расстройства поведения у подростков в рамках классических и современных направлений психотерапии Лабораторные 8 2 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.14. Специфика аномалий поведения при асоциальной психопатии в период подросткового кризиса Лабораторные 8 2 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.15. Специфика диагностики аномалий поведения при асоциальной психопатии в период подросткового кризиса Лабораторные 8 2 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.16. Коррекция аномалий поведения при асоциальной психопатии у подростков в рамках классических и современных направлений психотерапии Лабораторные 8 2 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.17. Провести сравнительный анализ проявлений расстройства поведения и асоциальной психопатии в период подросткового кризиса Сам. работа 8 6 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.18. Сущность и специфика суицидального поведения в период подросткового кризиса Лабораторные 8 2 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.19. Специфика диагностики суицидального поведения в период подросткового кризиса Лабораторные 8 2 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.20. Профилактика и коррекция суицидального поведения подростков в рамках классических и современных направлений психотерапии Лабораторные 8 2 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.21. Сущность и специфика игровой и интернет-аддикции в период подросткового кризиса Лабораторные 8 2 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.22. Специфика диагностики игровой и интернет-аддикции в период подросткового кризиса Лабораторные 8 2 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.23. Профилактика и коррекция игровой и интернет-аддикции подростков в рамках классических и современных направлений психотерапии Лабораторные 8 1 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.24. Основные факторы и проявления злоупотребления алкоголем в период подросткового кризиса Лабораторные 8 1 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.25. Специфика диагностики злоупотребления алкоголем в период подросткового кризиса Лабораторные 8 1 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.26. Профилактика и коррекция злоупотребления алкоголем подростков в рамках классических и современных направлений психотерапии Лабораторные 8 1 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.27. Основные факторы и проявления злоупотребления психоактивными веществами в период подросткового кризиса Лабораторные 8 1 Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.28. Специфика диагностики злоупотребления психоактивными веществами в период подросткового кризиса Лабораторные 8 1 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.29. Профилактика и коррекция злоупотребления алкоголем подростков в рамках классических и современных направлений психотерапии Лабораторные 8 1 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.30. Основные факторы и проявления нарушений пищевого поведения в период подросткового кризиса Лабораторные 8 1 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.31. Специфика диагностики нарушений пищевого поведения в период подросткового кризиса Лабораторные 8 1 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.32. Профилактика и коррекция нарушений пищевого поведения в рамках классических и современных направлений психотерапии Лабораторные 8 1 ПСК-3.8, ПСК-3.10 Л1.2, Л2.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Обухова Л.Ф. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/89F9EFB5-4377-4A69-A008-56CA2D7C74FD
Л1.2 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A2CE2C92-5AF7-42EF-97D9-DC6E56A346ED
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н. ДЕВИАНТОЛОГИЯ: СОЦИОЛОГИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/C797EA99-2ED2-4778-8F3C-7A46AF425662
Л2.2 А. В. Погосов, Е. В. Аносова Пивной алкоголизм у подростков. Клиническая картина, трансформация в другие формы зависимости, профилактика: практическое руководство ГЭОТАР-Медиа, 2014 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970427545.html
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Бузина Т. С. Психологическая профилактика наркотической зависимости: Научные монографии Когито-Центр, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=430527
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» https://e.lanbook.com/
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 Курс на Едином образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5336
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий.
4. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование.

Подготовка к выполнению практических заданий.
В рамках практических заданий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала в форме решения учебной экспертной задачи поставленной преподавателем задачи. Для подготовки к реализации практических заданий необходимо готовится по основным вопросам рассматриваемой темы, которые озвучиваются в рамках лекций, практических занятий по предложенному списку литературы.

Подготовка доклада
При подготовке доклада обучающиеся самостоятельно изучают группу источников по определённой теме, которая, как правило, подробно не освещается на лекциях.
Цель подготовки доклада – овладение навыками анализа и краткого изложения изученных материалов в соответствии с требованиями, а также создание наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint.
Этот вид работы требует координации навыков обучающегося по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде, то есть создание докладов - презентаций расширяет методы и средства обработки и представления информации и формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Доклады - презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. Основные этапы подготовки доклада - презентации:
 выбор темы;
 консультации научного руководителя;
 работа с источниками, сбор материала;
 написание текста доклада;
 оформление рукописи, создание презентационного материала;
 выступление с докладом перед аудиторией.
Подготовка доклада – презентации позволяет обучающемуся основательно изучить интересующий его вопрос, изложить материал в компактном и доступном виде, привнести в текст полемику, приобрести навыки научно-исследовательской работы, устной речи, ведения научной дискуссии. В ходе подготовки доклада – презентации могут быть подготовлены раздаточные материалы.
Доклады – презентации могут зачитываться и обсуждаться на семинарских занятиях, студенческих научных конференциях.

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала по теме или блоку тем, где акцент делается на изучение причинно-следственных связей, раскрытию природы явлений и событий, проблемных вопросов. Для подготовки необходима рабочая программа дисциплины с примерами тестов, учебно-методическим и информационным обеспечением. На кафедре должен быть подготовлен фонд тестов и контрольных заданий, с которыми обучающихся не знакомят.

Подготовка к зачету
Промежуточная аттестация по дисциплине «Диагностика и коррекцишений я нару поведения в период подросткового кризиса» проводится в соответствии с Учебным планом на 4 курсе в форме зачета. Студенты допускается к зачету по дисциплине в случае выполнения ими учебного плана по дисциплине: выполнения всех заданий и мероприятий, предусмотренных программой дисциплины (по формам текущего контроля). В случае наличия учебной задолженности студент отрабатывает пропущенные занятия на консультациях. Зачет принимает лектор. Оценка знаний студента на зачете носит комплексный характер и определяется его:
-ответом на экзамене (на вопросы из предложенного списка);
-учебными достижениями в семестровый период.
Знания, умения, навыки студента на экзамене оцениваются оценками: «зачтено», «не зачтено».