Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 33.05.01. специальность Фармация |
Специализация | Фармация биофармпрепаратов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 10 ЗЕТ |
Учебный план | 33_05_01_Фарм-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 18 | 18 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 22 | 18 | 18 | 40 | 40 |
Лабораторные | 32 | 32 | 36 | 36 | 68 | 68 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 | 36 | 36 |
Сам. работа | 72 | 72 | 117 | 117 | 189 | 189 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 216 | 216 | 360 | 360 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от г. №
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.
1.1. | изучение классификации, номенклатуры и изомерии органических соединений; изучение строения, физических и химических свойств основных классов органических соединений; изучение закономерностей и условий протекания важнейших реакций органических соединений; овладение основными экспериментальными навыками органического синтеза, выделения, очистки и идентификации органических веществ химическими и физикохимическими методами исследования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-1 | Способен использовать основные биологические, физико-химические, химические, математические методы для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств, изготовления лекарственных препаратов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные понятия и теоретические основы органической химии; особенности строения и реакционной способности основных классов органических соединений; механизмы, закономерности и условия протекания важнейших реакций органических соединений; основные методы органического синтеза; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | классифицировать органические соединения; составлять названия органических соединений по рациональной и систематической номенклатуре; составлять структурные формулы органических соединений по их названиям; качественно охарактеризовывать распределение электронной плотности в молекуле органического соединения; прогнозировать физические, химические и спектральные свойства органических соединений; описывать механизмы основных типов химических превращений с участием органических соединений; планировать синтез функциональных производных основных классов органических соединений. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | составления названий органических соединений; составления структурных формул органических соединений, схем и механизмов органических реакций; прогнозирования физических и химических свойств органических соединений; очистки органических веществ методами кристаллизации, перегонки и экстракции; определения физических констант органического вещества - плотности, показателя преломления, температур плавления и кипения; планирования и проведения органического синтеза; идентификации органических соединений посредством элементного, функционального и спектрального анализов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы органической химии | ||||||
1.1. | Классификация, номенклатура органических соединений: ИЮПАК, заместительная, радикально-функциональная, МНН | Лекции | 3 | 1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
1.2. | Изомерия и стериоизомерия органических молекул. Роль стериохимического строения в проявлении фармакологического действия | Лекции | 3 | 1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
1.3. | Химические связи и взаимное влияние атомов в оргнических соединениях | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
1.4. | Классификация химических реакций и реакционно способных частиц в оранической химии | Лекции | 3 | 1 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
1.5. | Кислотность и основность органических соединений | Лекции | 3 | 1 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 | |
1.6. | Теоретические основы органической химии | Сам. работа | 3 | 16 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 | |
1.7. | Взаимное влияние атомов в молекулах: индуктивный, мезомерный эффект, эффект сверхсопряжения. Влияние строения органических соединений на кислотно-основвные свойства и реакционную способность | Практические | 3 | 2 | ||
1.8. | Техника безопасности работы в лаборатории органической химии. | Лабораторные | 3 | 2 | ||
1.9. | Основные методы и приемы работы в лаборатории. Перекристаллизация. | Лабораторные | 3 | 4 | ||
1.10. | Элементный анализ орагнических веществ | Лабораторные | 3 | 4 | ||
Раздел 2. Номенклатура, строение, физические и химические свойства, способы получения углеводородов | ||||||
2.1. | Насыщенные углеводороды. Особенности строения. Химические свойства.Способы получения | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
2.2. | Ненасыщенные углеводороды. Особенности строения. Химические свойства.Способы получения | Лекции | 3 | 4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
2.3. | Ароматические углеводороды. Особенности строения. Химические свойства.Способы получения | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
2.4. | Насыщенные углеводороды. Номенклатура, физические и химические свойства, различие в реакционной способности. | Практические | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
2.5. | Ненасыщенные углеводороды. Номенклатура, физические и химические свойства, различие в реакционной способности. | Практические | 3 | 2 | ||
2.6. | Ароматические углеводороды. Номенклатура, физические и химические свойства, различие в реакционной способности. Правило ароматичности. | Практические | 3 | 2 | ||
2.7. | Физические и химические свойства, способы получения алканов, алкенов, алкадиенов, алкинов, моно- и полиядерных ароматических углеводородов | Лабораторные | 3 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 | |
2.8. | Номенклатура, строение, физические и химические свойства, способы получения алканов, алкенов, алкадиенов, алкинов, моно- и полиядерных ароматических углеводородов. Одельные представители классов углеводородов и их применение в фармации. | Сам. работа | 3 | 18 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 | |
Раздел 3. Монофункциональные производные углеводородов | ||||||
3.1. | Номенклатура, строение, физические и химические свойства, способы получения галогенопроизводных углеводородов, металлоорганических соединений. | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
3.2. | Номенклатура, строение, физические и химические свойства, способы получения гидроксипроизводных углеводородов, простых эфиров, окисей | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
3.3. | Номенклатура, строение, физические и химические свойства, способы получения галогенопроизводных углеводородов, металлоорганических соединений. | Практические | 3 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
3.4. | Номенклатура, строение, физические и химические свойства, способы получения гидроксипроизводных углеводородов, простых эфиров, окисей | Практические | 3 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
3.5. | Физические и химические свойства, способы получения галогенопроизводных углеводородов, гидроксипроизводных углеводородов, простых эфиров, окисей | Лабораторные | 3 | 12 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 | |
3.6. | Номенклатура, строение, физические и химические свойства, способы получения галогенопроизводных углеводородов, металлоорганических соединений, гидроксипроизводных углеводородов, простых эфиров, окисей. Отдельные представители в фармации. | Сам. работа | 3 | 18 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 | |
3.7. | Альдегиды, кетоны, хиноны: номенклатура, строение, физические и химические свойства. Способы получения | Лекции | 3 | 4 | ||
3.8. | Альдегиды, кетоны, хиноны: номенклатура, строение, физические и химические свойства. Способы получения | Практические | 3 | 2 | ||
3.9. | Физические и химические свойства альдегидов, кетонов, хинонов. Способы получения | Лабораторные | 3 | 6 | ||
3.10. | Альдегиды, кетоны, хиноны: номенклатура, строение, физические и химические свойства. Способы получения, применение отдельных представителей в фармации | Сам. работа | 3 | 20 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 | |
3.11. | Карбоновые кислоты и их производные: номенклатура, строение, физические и химические свойства | Лекции | 4 | 2 | ||
3.12. | Физические и химические свойства карбоновых кислот и их производных. Способы получения | Лабораторные | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 | |
3.13. | Карбоновые кислоты и их производные: номенклатура, строение, физические и химические свойства. Способы получения | Сам. работа | 4 | 20 | Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 | |
3.14. | Карбоновые кислоты и их производные: номенклатура, строение, физические и химические свойства. Способы получения. Применение в фармации отдельных представителей | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 | |
3.15. | Сероорганические соединения | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
3.16. | Органические соединения азота | Лекции | 4 | 2 | ||
3.17. | Серосодержащие органические соединения. Азотсодержащие органические соединения:номенклатура, строение, физические и химические свойства. Способы получения | Практические | 4 | 4 | Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
3.18. | Серосодержащие органические соединения. Азотсодержащие органические соединения:номенклатура, строение, физические и химические свойства. Способы получения | Сам. работа | 4 | 20 | ||
Раздел 4. Полифункциональные органические соединения | ||||||
4.1. | Оксо-, гидроксикарбоновые кислоты.Углеводы: моно-, олиго- и полисахариды | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 | |
4.2. | Аминокарбоновые кислоты. Пептиды. Белки. | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 | |
4.3. | Оксо-, гидроксикарбоновые кислоты.Углеводы: моно-, олиго- и полисахариды | Практические | 4 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1 | |
4.4. | Аминокарбоновые кислоты. Пептиды. Белки. | Практические | 4 | 2 | ||
4.5. | Оксо-, гидроксикарбоновые кислоты.Углеводы: моно-, олиго- и полисахариды | Лабораторные | 4 | 4 | ||
4.6. | Амины, аминокислоты, белки. | Лабораторные | 4 | 4 | ||
4.7. | Идентификация аминокислот методом бумажной хроматоргафии | Лабораторные | 4 | 6 | ||
4.8. | Полифункциональные органические соединения и их значение в фармации | Сам. работа | 4 | 28 | ||
Раздел 5. Гетероциклические соединения | ||||||
5.1. | Клссификация, номенклатура гетероциклических соединений. Строение и общая характеристика реакционной способности | Лекции | 4 | 4 | ||
5.2. | Гетероциклические соединения. | Практические | 4 | 2 | ||
5.3. | Гетероциклические соединения. | Лабораторные | 4 | 6 | ||
5.4. | Гетероциклические соединения в фармации | Сам. работа | 4 | 24 | ||
Раздел 6. Низкомолекулярные природные соединения и методы исследования органических веществ | ||||||
6.1. | Липиды. Изопреноиды. Алкалоиды | Лекции | 4 | 4 | ||
6.2. | Низкомолекулярные природные соединения | Практические | 4 | 2 | ||
6.3. | Идентификация органических соединений | Лабораторные | 4 | 6 | ||
6.4. | Спектральные методы исследования органических соединений | Практические | 4 | 2 | ||
6.5. | Спектральные методы исследования органических соединений | Лабораторные | 4 | 6 | ||
6.6. | Низкомолекулярные природные соединения и методы исследования органических веществ | Сам. работа | 4 | 25 | ||
6.7. | Экзамен | 4 | 27 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | / Н. Л. Нам | ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ И СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ: Учебное пособие | М. : Издательство Юрайт, 2015 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Н. Л. Нам | ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ : Учебник | М. : Издательство Юрайт, 2016 | urait.ru |
Л1.3 | Травень В.Ф., Щекотихин А.Е. | Практикум по органической химии: учебное пособие: Учебные пособия | Издательство "Лаборатория знаний" (ранее "БИНОМ. Лаборатория знаний"), 2017 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Б. Д. Березин, Д. Б. Березин | Органическая химия: учебное пособие для бакалавров часть 2 | М. : Издательство Юрайт, 2018 | urait.ru |
Л2.2 | Б. Д. Березин, Д. Б. Березин | Органическая химия : учебное пособие для бакалавров часть 1 | М. : Издательство Юрайт, 2018 | urait.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | сост.: Н. Г. Базарнова, И. Б. Катраков, В. И. Маркин ; под ред. Н. Г. Базарновой | Практикум по органической химии : малый лабораторный практикум : [учеб. пособие] | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Органическая химия (Фармация) | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1 Электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ, http://www.lib.asu.ru 2 Российская государственная библиотека (РГБ), http://www.rsl.ru 3 Библиотека естественных наук (БЕН), http://ben.irex.ru 4 Государственная научно-техническая библиотека (ГПНТБ), http://www.gpntb.ru 5 Библиотека Академии наук (БАН), http://ban.pu.ru 6 Российская национальная библиотека (РНБ), http://www.nlr.ru 7 Научная электронная библиотека РФФИ, http://www.elibrary.ru 8 Электронная библиотека на сервере химфака МГУ, http://www.chem.msu.su 9 Библиотека МГУ, http://www.lib.msu.su 10 Библиотека химической литературы, http://www.kge.msu.ru 11 Журналы издательства Springer, http://www.springerlink.com 12 Журналы издательства Nature Publishing Group, http://www.nature.com/nchem/index.html 13 Архив журнала Cambridge University Press, http://journals.cambridge.org 14 Ресурсы издательства Taylor&Francis, http://www.tandfonline.com 15 Электронные справочники и энциклопедии издательства Springer, http://www.springerlink.com/reference-works/ 16 Журналы Оксфордского университета, http://www.oxfordjournals.org 17 База данных спектров органических соединений «Spectral Database for Organic Compounds, SDBS», National Institute of Advanced Science and Technology (AIST), Japan – http://www.aist.go.jp. URL: http://riodb01.ibase.aist.go.jp/sdbs/cgi-bin/direct_frame_ top.cgi 18 Специальная база данных поиска по химической формуле «Search for Species Data by Chemical Formula», The National Institute of Standards and Technology (NIST), USA – http://webbook.nist.gov. URL: http://webbook.nist.gov/chemistry/ form-ser.html |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
011К | лаборатория высокомолекулярных веществ; лаборатория методики преподавания химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя сушильный шкаф; раковина; дистиллятор; оборудование; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы термостат;; вискозимитр с (d=0,56 мм);весы аналитические Pioneer; весовой стол; весы технические; сушильный шкаф ES- 4610, плитки электрические; мешалки верхнеприводные и магнитные; водоструйные насосы; термометры ртутные; термостат; штативы; песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические рекомендации для обучающихся размещены в приложении |