МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биомедицинская этика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 60 60 60 60
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Биомедицинская этика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 Фармация (уровень специалитета). (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1037)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение универсальных и профессиональных компетенций с формированием у обучающихся:
˗ представлений о проблемах биоэтики, о подходах к их решению, о современных парадигмах в предметной области науки;
˗ умения анализировать тенденции развития биоэтики, определять перспективные направления научных исследований;
˗ навыков разрешения этических проблем, возникающих в процессе профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОПК-4 способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы предпосылок возникновения и становления биоэтики;
основные проблемы биоэтики;
основы основных понятий, теорий, задач биоэтики;
основные понятия, теории, задачи биоэтики;
основные проблемы биоэтики
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать теоретические знания при решении профессиональных задач;
понимать объективную, обоснованную этическую оценку биомедицинским идеям и концепциям, выявлять достоинства и недостатки этих концепций;
оценивать этические проблемы;
демонстрировать внутреннее единство научной объективности и нравственной добродетели;
убедительно пропагандировать здоровый образ жизни.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью синтезировать и использовать новые знания и умения для организации исследовательской деятельности;
концептуальным аппаратом и методологией этики и биоэтики;
методологией этико-философского анализа;
навыками аргументированного отстаивания интересов клиента в области, составляющей предмет биоэтики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Биомедицинская этика
1.1. Введение в предмет биоэтики Лекции 4 2 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Понятие биоэтики. Основыне проблемы и пути развития биоэтики Практические 4 2 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Этика как наука о морали Сам. работа 4 6 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Теоретические основы биоэтики Лекции 4 2 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Модели биоэтики Практические 4 2 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Биоэтика и специфика предмета биологии Лекции 4 2 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Области использования животных и растений Практические 4 2 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Проблема отношения к растениям и животным в христианском вероучении, в религиях стран Востока Сам. работа 4 6 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Всемирное наследие природы Сам. работа 4 6 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. Биоэтика и биотехнология Лекции 4 2 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.11. Взаимоотношение биоэтики и биотехнологии. Этические правила и принципы в биотехнологиях Практические 4 2 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.12. История биомедицинской этики Лекции 4 2 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.13. История медицинской этики в России Практические 4 2 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.14. Врачебная этика Древнего и Среднего востока, европейского Возрождения и Нового времени Сам. работа 4 6 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.15. Принципы и правила медицинской этики Лекции 4 2 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.16. Принципы "не навреди" и "делай благо", принципы уважения автономии пациента и справедливости Практические 4 2 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.17. Правила правдивости, конфиденциальности, информированного согласия Сам. работа 4 6 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.18. Моральные проблемы медицинской генетики Лекции 4 4 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.19. Специфика моральных проблем медицинской генетики. Экстракорпоральное оплодотворение. Суррогатное материнство Практические 4 2 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.20. Религиозные оценки новых репродуктивных технологий Сам. работа 4 6 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.21. Смерть и умирание Лекции 4 2 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.22. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей Практические 4 2 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.23. Морально-этические проблемы искусственного аборта Практические 4 2 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.24. История вопроса медицины и проблем смерти. Паллиативная помощь. Хосписы. Жизнеподдерживающее лечение и отказ от него Сам. работа 4 6 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.25. Морально-этические проблемы эпидемиологии Лекции 4 2 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.26. СПИД. История появления, отношение к больным СПИДом в обществе Практические 4 2 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.27. "Спидофобия" и требования медицинской этики. СПИД как ятрогения. СПИД и профессиональный риск медицинских работников Сам. работа 4 6 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.28. Международные документы о биоэтике и правах человека Лекции 4 2 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.29. Основыне этические документы международных, отечественных правительственных и неправительственных орагнизаций. Практические 4 2 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.30. Основные этические теории. Законы биоэтики. Сам. работа 4 6 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.31. Профессиональная этика ученого Лекции 4 2 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.32. Биоэтическое сознание научных работников. неиспользования полученных знаний во вред человечеству. Этические требования к ученым Практические 4 2 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.33. Медицинская тайна Сам. работа 4 6 ОК-4, ОПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приведены в прилодении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приведены в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещён в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Филатова О.В. Введение в биоэтику: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Ушаков Е.В. БИОЭТИКА. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Протанская Е.С. - отв. ред. БИОЭТИКА. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Хрусталев, Юрий Михайлович Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2015 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Денисов, С.Д. Основы биоэтики : учебное пособие / С.Д. Денисов, Б.Г. Юдин ; под ред. Я.С. Яскевич, С.Д. Денисова. - Минск : Вышэйшая школа, 2009. - 352 с. biblioclub.ru
Э2 Силуянова, И. В. Биомедицинская этика : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Силуянова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 312 с. www.biblio-online.ru
Э3 Ушаков, Е. В. Биоэтика : учебник и практикум для вузов / Е. В. Ушаков. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 306 с. www.biblio-online.ru
Э4 Царегородцев, Г.И. Философия медицины : учебник / Г.И. Царегородцев. - М. : Издательство «СГУ», 2011. - 452 с. biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Word, Exel
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина "Биомедицинская этика" изучается в 4 семестре. Учебным планом предусмотрены лекционные и практические занятия, а так же самостоятельная работа. Формой промежуточного контроля по дисциплине является зачет.
В понятие «лекции» вкладывается два смысла: лекция как вид учебных занятий, в ходе которых в устной форме преподавателем излагается предмет, и лекция как способ подачи учебного материала путём логически стройного, систематически последовательного и ясного изложения. Посещение студентами лекционных занятий ‒ необходимо, т.к. лекции вводят в науку, они дают первое знакомство с научно-теоретическими положениями данной науки и, что особенно важно и что очень сложно осуществить студенту самостоятельно, знакомят с методологией науки. Лекции предназначены для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Систематическое посещение лекций, активная мыслительная работа в ходе объяснения преподавателем учебного материала позволяет не только понимать изучаемую дисциплину, но и успешно справляться с учебными заданиями на занятиях других видов.
Практические занятия направлены на закрепление теоретических знаний, формирование практических умений и навыков. При подготовке к практическим занятиям следует использовать литературные источники, приведенные в списке рекомендованной литературы. Отвечать на вопросы и задания необходимо по существу, стремясь дать ясное и конкретное изложение ответа. Важно обосновывать выводы и приводимые заключения, приводить примеры, активно участвовать в обсуждении заданий.
Самостоятельная работа студентов направлена на осмысление материала изучаемого курса, формирование осведомленности о современном состоянии науки. Контроль самостоятельной работы осуществляется посредством написания реферата. Студент выбирает тему из предложенного списка или предлагает самостоятельно по согласованию с преподавателям. Согласно теме реферата студент выбирает литературные источники, которые анализирует и составляет конспект. В конспекте должна быть поставлена цель исследования, раскрыта тема, сделано заключение и выводы.
Текущий контроль формирования компетенций осуществляется посредством практических заданий и тестов.
К промежуточной аттестации в форме зачета допускаются студенты, которые выполнили весь объём работы, предусмотренный учебной программой по дисциплине. На зачете надо не только показать теоретические знания по дисциплине, но и уметь применить их при решении практических заданий.