Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 33.05.01. специальность Фармация |
Специализация | Фармация биофармпрепаратов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 33_05_01_Фарм-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 24 | 18 | 24 |
Практические | 24 | 30 | 24 | 30 |
Сам. работа | 66 | 54 | 66 | 54 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор
1.1. | Приобретение универсальных и профессиональных компетенций с формированием у обучающихся: ˗ представлений о проблемах биоэтики, о подходах к их решению, о современных парадигмах в предметной области науки; ˗ умения анализировать тенденции развития биоэтики, определять перспективные направления научных исследований; ˗ навыков разрешения этических проблем, возникающих в процессе профессиональной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06 |
ОПК-4 | Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с этическими нормами и морально-нравственными принципами фармацевтической этики и деонтологии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы предпосылок возникновения и становления биоэтики; основные проблемы биоэтики; основы основных понятий, теорий, задач биоэтики; основные понятия, теории, задачи биоэтики; основные проблемы биоэтики |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать теоретические знания при решении профессиональных задач; понимать объективную, обоснованную этическую оценку биомедицинским идеям и концепциям, выявлять достоинства и недостатки этих концепций; оценивать этические проблемы; демонстрировать внутреннее единство научной объективности и нравственной добродетели; убедительно пропагандировать здоровый образ жизни. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностью синтезировать и использовать новые знания и умения для организации исследовательской деятельности; концептуальным аппаратом и методологией этики и биоэтики; методологией этико-философского анализа; навыками аргументированного отстаивания интересов клиента в области, составляющей предмет биоэтики. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Биомедицинская этика | ||||||
1.1. | Введение в предмет биоэтики | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Понятие биоэтики. Основыне проблемы и пути развития биоэтики | Практические | 3 | 3 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Этика как наука о морали | Сам. работа | 3 | 5 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Теоретические основы биоэтики | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Модели биоэтики | Практические | 3 | 3 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Биоэтика и специфика предмета биологии | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Области использования животных и растений | Практические | 3 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Проблема отношения к растениям и животным в христианском вероучении, в религиях стран Востока | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.9. | Всемирное наследие природы | Сам. работа | 3 | 5 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.10. | Биоэтика и биотехнология | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.11. | Взаимоотношение биоэтики и биотехнологии. Этические правила и принципы в биотехнологиях | Практические | 3 | 3 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.12. | История биомедицинской этики | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.13. | История медицинской этики в России | Практические | 3 | 3 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.14. | Врачебная этика Древнего и Среднего востока, европейского Возрождения и Нового времени | Сам. работа | 3 | 5 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.15. | Принципы и правила медицинской этики | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.16. | Принципы "не навреди" и "делай благо", принципы уважения автономии пациента и справедливости | Практические | 3 | 3 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.17. | Правила правдивости, конфиденциальности, информированного согласия | Сам. работа | 3 | 5 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.18. | Моральные проблемы медицинской генетики | Лекции | 3 | 4 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.19. | Специфика моральных проблем медицинской генетики. Экстракорпоральное оплодотворение. Суррогатное материнство | Практические | 3 | 3 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.20. | Религиозные оценки новых репродуктивных технологий | Сам. работа | 3 | 5 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.21. | Смерть и умирание | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.22. | Моральные проблемы трансплантации органов и тканей | Практические | 3 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.23. | Морально-этические проблемы искусственного аборта | Практические | 3 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.24. | История вопроса медицины и проблем смерти. Паллиативная помощь. Хосписы. Жизнеподдерживающее лечение и отказ от него | Сам. работа | 3 | 5 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.25. | Морально-этические проблемы эпидемиологии | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.26. | СПИД. История появления, отношение к больным СПИДом в обществе | Практические | 3 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.27. | "Спидофобия" и требования медицинской этики. СПИД как ятрогения. СПИД и профессиональный риск медицинских работников | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.28. | Международные документы о биоэтике и правах человека | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.29. | Основыне этические документы международных, отечественных правительственных и неправительственных орагнизаций. | Практические | 3 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.30. | Основные этические теории. Законы биоэтики. | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.31. | Профессиональная этика ученого | Лекции | 3 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.32. | Биоэтическое сознание научных работников. неиспользования полученных знаний во вред человечеству. Этические требования к ученым | Практические | 3 | 2 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.33. | Медицинская тайна | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Приведены в прилодении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Приведены в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещён в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Филатова О.В. | Введение в биоэтику: учебное пособие | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Ушаков Е.В. | БИОЭТИКА. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Протанская Е.С. - отв. ред. | БИОЭТИКА. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Хрусталев, Юрий Михайлович | Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник | ГЭОТАР-Медиа, 2015 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Денисов, С.Д. Основы биоэтики : учебное пособие / С.Д. Денисов, Б.Г. Юдин ; под ред. Я.С. Яскевич, С.Д. Денисова. - Минск : Вышэйшая школа, 2009. - 352 с. | biblioclub.ru | ||
Э2 | Силуянова, И. В. Биомедицинская этика : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Силуянова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 312 с. | www.biblio-online.ru | ||
Э3 | Ушаков, Е. В. Биоэтика : учебник и практикум для вузов / Е. В. Ушаков. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 306 с. | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | Царегородцев, Г.И. Философия медицины : учебник / Г.И. Царегородцев. - М. : Издательство «СГУ», 2011. - 452 с. | biblioclub.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Word, Exel Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Дисциплина "Биомедицинская этика" изучается в 4 семестре. Учебным планом предусмотрены лекционные и практические занятия, а так же самостоятельная работа. Формой промежуточного контроля по дисциплине является зачет. В понятие «лекции» вкладывается два смысла: лекция как вид учебных занятий, в ходе которых в устной форме преподавателем излагается предмет, и лекция как способ подачи учебного материала путём логически стройного, систематически последовательного и ясного изложения. Посещение студентами лекционных занятий ‒ необходимо, т.к. лекции вводят в науку, они дают первое знакомство с научно-теоретическими положениями данной науки и, что особенно важно и что очень сложно осуществить студенту самостоятельно, знакомят с методологией науки. Лекции предназначены для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Систематическое посещение лекций, активная мыслительная работа в ходе объяснения преподавателем учебного материала позволяет не только понимать изучаемую дисциплину, но и успешно справляться с учебными заданиями на занятиях других видов. Практические занятия направлены на закрепление теоретических знаний, формирование практических умений и навыков. При подготовке к практическим занятиям следует использовать литературные источники, приведенные в списке рекомендованной литературы. Отвечать на вопросы и задания необходимо по существу, стремясь дать ясное и конкретное изложение ответа. Важно обосновывать выводы и приводимые заключения, приводить примеры, активно участвовать в обсуждении заданий. Самостоятельная работа студентов направлена на осмысление материала изучаемого курса, формирование осведомленности о современном состоянии науки. Контроль самостоятельной работы осуществляется посредством написания реферата. Студент выбирает тему из предложенного списка или предлагает самостоятельно по согласованию с преподавателям. Согласно теме реферата студент выбирает литературные источники, которые анализирует и составляет конспект. В конспекте должна быть поставлена цель исследования, раскрыта тема, сделано заключение и выводы. Текущий контроль формирования компетенций осуществляется посредством практических заданий и тестов. К промежуточной аттестации в форме зачета допускаются студенты, которые выполнили весь объём работы, предусмотренный учебной программой по дисциплине. На зачете надо не только показать теоретические знания по дисциплине, но и уметь применить их при решении практических заданий. |