МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия религии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-2-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 18,5 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 18 18 30 30 48 48
Сам. работа 42 42 39 39 81 81
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Л.А. Серединская

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, А.В. Метелев

Рабочая программа дисциплины
Философия религии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д. филос. н., профессор Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д. филос. н., профессор Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Данный курс направлен на приобретение студентами базовых знаний по проблемам философии религии, формирование у них навыков философской рефлексии, развитие способности студентов к критическому осмыслению изучаемого материала.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-9 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: философии религии (становление и развитие философии религии в древности, средние века, Новое время, современные концепции религии)
ПК-1 способностью пользоваться в процессе научно-исследовательской деятельности базовыми философскими знаниями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные религиозные конфессии, историю развития религиозных представлений; имеет общее представление о философии религии, социологии религии, психологии религии, а также об основных направлениях религиозной философии, о традиции свободомыслия в духовной культуре и основных формах свободомыслия, о свободе совести;
- основные исторические этапы развития философии религии;
- предметную область философии религии и современные дискуссии о предмете и методе философии религии;
- историю философского осмысления религии;
- основные подходы и методы, сложившиеся в различных направлениях философии религии;
- современные концепции философии религии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- пользоваться категориями, понятиями, образами и методами современной философии религии;
- понимать и анализировать мировоззренческие, социальные и личностно значимые философские проблемы;
- сотрудничать с коллегами, работать в коллективе;
- пользоваться базовым общепрофессиональным представлением о методах религиоведческого исследования;
- самостоятельно собирать и обрабатывать научную информацию в области философии религии;
- критически анализировать и излагать базовую религиоведческую информацию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- категориально-понятийным аппаратом философии религии;
- навыками реферирования и аннотирования философской литературы;
- культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности.
- навыками объективного философско-религиоведческого анализа и толерантной межконфессиональной коммуникации;
- навыками выступления перед аудиторией.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет философии религии
1.1. Специфика религиозного и философского знания. Предмет философии религии. Философия религии и религиозная философия. Светская и конфессиональная философия религии. Методы и методология философии религии. Лекции 4 2 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Специфика религиозного и философского знания. Предмет философии религии. Философия религии и религиозная философия. Светская и конфессиональная философия религии. Методы и методология философии религии. Практические 4 4 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Специфика религиозного и философского знания. Предмет философии религии. Философия религии и религиозная философия. Светская и конфессиональная философия религии. Методы и методология философии религии. Сам. работа 4 8 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Становление и развитие философии религии в древности, в Средние века и эпоху Возрождения
2.1. Античная мысль о религии. Поиски причин возникновения религии. Выявление гносеологических, психологических, социальных оснований религии. Античная классификация религий. Идеи о реформировании религии. Патристика о религии. Сравнительный анализ монотеизма и политеизма. Критика языческих верований. Поиск причин ересей. Лактанций о религии как связи человека и Бога. Знания о религии в трудах средневековых мусульманских мыслителей. Сравнительное изучение религий Аль-Бируни. Концепция «трёх обманщиков» аль-Маарри. Аль-Фараби о природе религии. Проблема соотношения философии и теологии. Теория Ибн Сины о двойственной истине. Европейская схоластика о соотношении веры и знания. Знания о религии в эпоху Возрождения. Новый принцип религиозного анализа – обращение к текстам. Идея Николая Кузанца об объединении религий. Возвеличивание древних верований в трудах Макиавелли. Учение Дж. Бруно об историзме религий. Лекции 4 6 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Античная мысль о религии. Поиски причин возникновения религии. Выявление гносеологических, психологических, социальных оснований религии. Античная классификация религий. Идеи о реформировании религии. Патристика о религии. Сравнительный анализ монотеизма и политеизма. Критика языческих верований. Поиск причин ересей. Лактанций о религии как связи человека и Бога. Знания о религии в трудах средневековых мусульманских мыслителей. Сравнительное изучение религий Аль-Бируни. Концепция «трёх обманщиков» аль-Маарри. Аль-Фараби о природе религии. Проблема соотношения философии и теологии. Теория Ибн Сины о двойственной истине. Европейская схоластика о соотношении веры и знания. Знания о религии в эпоху Возрождения. Новый принцип религиозного анализа – обращение к текстам. Идея Николая Кузанца об объединении религий. Возвеличивание древних верований в трудах Макиавелли. Учение Дж. Бруно об историзме религий. Практические 4 8 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Античная мысль о религии. Поиски причин возникновения религии. Выявление гносеологических, психологических, социальных оснований религии. Античная классификация религий. Идеи о реформировании религии. Патристика о религии. Сравнительный анализ монотеизма и политеизма. Критика языческих верований. Поиск причин ересей. Лактанций о религии как связи человека и Бога. Знания о религии в трудах средневековых мусульманских мыслителей. Сравнительное изучение религий Аль-Бируни. Концепция «трёх обманщиков» аль-Маарри. Аль-Фараби о природе религии. Проблема соотношения философии и теологии. Теория Ибн Сины о двойственной истине. Европейская схоластика о соотношении веры и знания. Знания о религии в эпоху Возрождения. Новый принцип религиозного анализа – обращение к текстам. Идея Николая Кузанца об объединении религий. Возвеличивание древних верований в трудах Макиавелли. Учение Дж. Бруно об историзме религий. Сам. работа 4 14 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Воззрения на религию в философии ХVII-ХVIII вв
3.1. Натуралистический пантеизм Б. Спинозы. Отстаивание идей свободы мышления и критика религиозного фанатизма. Критика Библии с позиций имманентного анализа. Идеи о психологических корнях религии. Гоббс об антропологических и социальных аспектах религии. Скептицизм П.Бейля. Учение Д.Юма о естественной религии. Изучение политеизма. Вера просвещённая и вера народная. Критика религии в философии Просвещения. П.Гольбах о религии. Лекции 4 2 ОК-6, ОПК-9 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Натуралистический пантеизм Б. Спинозы. Отстаивание идей свободы мышления и критика религиозного фанатизма. Критика Библии с позиций имманентного анализа. Идеи о психологических корнях религии. Гоббс об антропологических и социальных аспектах религии. Скептицизм П.Бейля. Учение Д.Юма о естественной религии. Изучение политеизма. Вера просвещённая и вера народная. Критика религии в философии Просвещения. П.Гольбах о религии. Практические 4 2 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Натуралистический пантеизм Б. Спинозы. Отстаивание идей свободы мышления и критика религиозного фанатизма. Критика Библии с позиций имманентного анализа. Идеи о психологических корнях религии. Гоббс об антропологических и социальных аспектах религии. Скептицизм П.Бейля. Учение Д.Юма о естественной религии. Изучение политеизма. Вера просвещённая и вера народная. Критика религии в философии Просвещения. П.Гольбах о религии. Сам. работа 4 10 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Философия религии в трудах И. Канта, Г.Ф. Гегеля и Л. Фейербаха
4.1. Критика И.Кантом онтологического, космологического, физико-теологического доказательств бытия Бога. Выведение доказательства бытия Бога из морального закона. Вера статуарная и вера чистого разума. Г.Гегель об искусстве, религии, философии как формах абсолютного духа. Формы религиозного сознания. История религии в учении Г.Гегеля. Ф.Шлейермахер о религии как чувстве абсолютной зависимости от бесконечного. Роль размышлений в религии. Значение церкви для воспитания религиозного чувства. Л.Фейербах о сущности религии. Бог как объективированная сущность человека. Психологические и гносеологические корни религии. Лекции 4 2 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Критика И.Кантом онтологического, космологического, физико-теологического доказательств бытия Бога. Выведение доказательства бытия Бога из морального закона. Вера статуарная и вера чистого разума. Г.Гегель об искусстве, религии, философии как формах абсолютного духа. Формы религиозного сознания. История религии в учении Г.Гегеля. Ф.Шлейермахер о религии как чувстве абсолютной зависимости от бесконечного. Роль размышлений в религии. Значение церкви для воспитания религиозного чувства. Л.Фейербах о сущности религии. Бог как объективированная сущность человека. Психологические и гносеологические корни религии. Практические 4 4 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Критика И.Кантом онтологического, космологического, физико-теологического доказательств бытия Бога. Выведение доказательства бытия Бога из морального закона. Вера статуарная и вера чистого разума. Г.Гегель об искусстве, религии, философии как формах абсолютного духа. Формы религиозного сознания. История религии в учении Г.Гегеля. Ф.Шлейермахер о религии как чувстве абсолютной зависимости от бесконечного. Роль размышлений в религии. Значение церкви для воспитания религиозного чувства. Л.Фейербах о сущности религии. Бог как объективированная сущность человека. Психологические и гносеологические корни религии. Сам. работа 4 10 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Концепции религии в неклассической философии. Концепции религии в «философии культуры»
5.1. «Философия жизни» о религии. Ф.Ницше о религии как забвении жизни и морали «последнего человека». Идея смерти Бога. Шпенглер о религии как душе культуры. Два вида глубинного страха и религия как их преодоление. Мифология страха и мифология любви. Атеизм как разновидность религиозного мировоззрения. Философия религии А.Бергсона. Закрытое и открытое общества и соответствующие им статические и динамические религии. Религия в философии психоанализа и экзистенциализма. К. Ясперс об осевом времени и мировых религиях. Идея философской веры. П.Тиллих о вере и мужестве быть. Философия религии в «диалектической теологии» К.Барта. Проблемы философии религии в философской антропологии, феноменологии, герменевтике. Критический реализм и натурализм. Лекции 5 2 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. «Философия жизни» о религии. Ф.Ницше о религии как забвении жизни и морали «последнего человека». Идея смерти Бога. Шпенглер о религии как душе культуры. Два вида глубинного страха и религия как их преодоление. Мифология страха и мифология любви. Атеизм как разновидность религиозного мировоззрения. Философия религии А.Бергсона. Закрытое и открытое общества и соответствующие им статические и динамические религии. Религия в философии психоанализа и экзистенциализма. К. Ясперс об осевом времени и мировых религиях. Идея философской веры. П.Тиллих о вере и мужестве быть. Философия религии в «диалектической теологии» К.Барта. Проблемы философии религии в философской антропологии, феноменологии, герменевтике. Критический реализм и натурализм. Практические 5 4 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. «Философия жизни» о религии. Ф.Ницше о религии как забвении жизни и морали «последнего человека». Идея смерти Бога. Шпенглер о религии как душе культуры. Два вида глубинного страха и религия как их преодоление. Мифология страха и мифология любви. Атеизм как разновидность религиозного мировоззрения. Философия религии А.Бергсона. Закрытое и открытое общества и соответствующие им статические и динамические религии. Религия в философии психоанализа и экзистенциализма. К. Ясперс об осевом времени и мировых религиях. Идея философской веры. П.Тиллих о вере и мужестве быть. Философия религии в «диалектической теологии» К.Барта. Проблемы философии религии в философской антропологии, феноменологии, герменевтике. Критический реализм и натурализм. Сам. работа 5 6 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Концепции религии в русской философии ХVIII - ХIХ вв
6.1. Д.С. Аничков о природе политеизма. Критика непросвещённой веры. Философия религии славянофилов. А.С. Хомяков об иранстве и кушитстве как исторических типах верований. И.В. Киреевский о взаимодействии религии и философии в их историческом развитии. Понятие верующего разума. Религиозные искания Ф.М. Достоевского. Осмысление проблем веры в произведении «Братья Карамазовы». Философия религии Л.Н. Толстого. Религиозный морализм и позитивизм Толстого. В.С. Соловьёв об историческом развитии как последовательном откровении Божества. Лекции 5 2 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Д.С. Аничков о природе политеизма. Критика непросвещённой веры. Философия религии славянофилов. А.С. Хомяков об иранстве и кушитстве как исторических типах верований. И.В. Киреевский о взаимодействии религии и философии в их историческом развитии. Понятие верующего разума. Религиозные искания Ф.М. Достоевского. Осмысление проблем веры в произведении «Братья Карамазовы». Философия религии Л.Н. Толстого. Религиозный морализм и позитивизм Толстого. В.С. Соловьёв об историческом развитии как последовательном откровении Божества. Практические 5 4 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Д.С. Аничков о природе политеизма. Критика непросвещённой веры. Философия религии славянофилов. А.С. Хомяков об иранстве и кушитстве как исторических типах верований. И.В. Киреевский о взаимодействии религии и философии в их историческом развитии. Понятие верующего разума. Религиозные искания Ф.М. Достоевского. Осмысление проблем веры в произведении «Братья Карамазовы». Философия религии Л.Н. Толстого. Религиозный морализм и позитивизм Толстого. В.С. Соловьёв об историческом развитии как последовательном откровении Божества. Сам. работа 5 6 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Философия религии в России в ХIХ-ХХ вв.
7.1. Философия религии в «новом религиозном сознании». Критика «исторического» христианства и выдвижение идеи «религии Третьего Завета». Д.С. Мережковский об исторических формах христианства. В.В. Розанов и его критика христианства как религии смерти. Н.А. Бердяев о новом христианстве как религии творчества. Философия религии в символизме. Учение В.И. Иванова о дионисийских основаниях христианства. Философия религии С.Н. Булгакова. Богостроительство А.В. Луначарского. Философия религии И.А. Ильина. Лекции 5 2 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Философия религии в «новом религиозном сознании». Критика «исторического» христианства и выдвижение идеи «религии Третьего Завета». Д.С. Мережковский об исторических формах христианства. В.В. Розанов и его критика христианства как религии смерти. Н.А. Бердяев о новом христианстве как религии творчества. Философия религии в символизме. Учение В.И. Иванова о дионисийских основаниях христианства. Философия религии С.Н. Булгакова. Богостроительство А.В. Луначарского. Философия религии И.А. Ильина. Практические 5 6 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.3. Философия религии в «новом религиозном сознании». Критика «исторического» христианства и выдвижение идеи «религии Третьего Завета». Д.С. Мережковский об исторических формах христианства. В.В. Розанов и его критика христианства как религии смерти. Н.А. Бердяев о новом христианстве как религии творчества. Философия религии в символизме. Учение В.И. Иванова о дионисийских основаниях христианства. Философия религии С.Н. Булгакова. Богостроительство А.В. Луначарского. Философия религии И.А. Ильина. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Религия и культура
8.1. Религия как феномен культуры. Светская и духовная культура. Роль религии в культуре современности. Лекции 5 2 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Религия как феномен культуры. Светская и духовная культура. Роль религии в культуре современности. Практические 5 4 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.3. Религия как феномен культуры. Светская и духовная культура. Роль религии в культуре современности. Сам. работа 5 4 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Основы и предпосылки религии
9.1. Необходимость возникновения и существования религии. Космические, атмосферные и геотектонические основы. Антропологические основы и предпосылки. Гносеологические предпосылки. Лекции 5 2 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.2. Необходимость возникновения и существования религии. Космические, атмосферные и геотектонические основы. Антропологические основы и предпосылки. Гносеологические предпосылки. Практические 5 4 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.3. Необходимость возникновения и существования религии. Космические, атмосферные и геотектонические основы. Антропологические основы и предпосылки. Гносеологические предпосылки. Сам. работа 5 5 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 10. Гносеология религиозного сознания
10.1. Эволюция религиозного сознания. Формы, черты религиозного сознания. Религиозная вера. Символичность и аллегоричность. Наглядная образность и эмоциональность. Соединение адекватного и неадекватного. Язык религии и диалогичность сознания. Уровни религиозного сознания. Практические 5 4 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
10.2. Эволюция религиозного сознания. Формы, черты религиозного сознания. Религиозная вера. Символичность и аллегоричность. Наглядная образность и эмоциональность. Соединение адекватного и неадекватного. Язык религии и диалогичность сознания. Уровни религиозного сознания. Сам. работа 5 8 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 11. Философский анализ религиозной онтологии
11.1. Религиозная метафизика. Структура мира в религиозном мировоззрении. Христианский креационизм и провиденциализм. Проблема единства Бога, мира и человека и её решение в западной и русской традиции. Софиология в русской мысли начала ХХ века. Лекции 5 2 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
11.2. Религиозная метафизика. Структура мира в религиозном мировоззрении. Христианский креационизм и провиденциализм. Проблема единства Бога, мира и человека и её решение в западной и русской традиции. Софиология в русской мысли начала ХХ века. Практические 5 4 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
11.3. Религиозная метафизика. Структура мира в религиозном мировоззрении. Христианский креационизм и провиденциализм. Проблема единства Бога, мира и человека и её решение в западной и русской традиции. Софиология в русской мысли начала ХХ века. Сам. работа 5 6 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
11.4. Экзамен Экзамен 5 27 ОК-6, ОПК-9, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пивоваров Д. В. Философия религии. Онтология религии в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Пивоваров Д. В. Философия религии. Онтология религии в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры : М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Красников А. Н. Религиоведение и философия религии. Актуальные проблемы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/050185D6-80C5-45A5-A175-8D9A0B145D90.
Л2.2 Д. В. Пивоваров Философия религии. Праксеология религии : учебное пособие для академического бакалавриата: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E8539E73-7F6A-400B-9FB4-FBE73876033A.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Философия религии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ - http://www.library.ru/
Поисковая система «Google» - https://www.google.ru/
ЭБС АлтГУ - http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань» - http://www.biblioclub.ru
Университетская библиотека ONLINE - http://www.biblioclub.ru
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.