МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в профессию (адаптивная дисциплина для лиц с ограниченными возможностями здоровья)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 60 60 60 60
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Черданцева И.В.

Рецензент(ы):
к.ф.н, доцент, Метелев А.В.

Рабочая программа дисциплины
Введение в профессию (адаптивная дисциплина для лиц с ограниченными возможностями здоровья)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н.профессор Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н.профессор Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- подготовка к обоснованному и мотивированному выбору студентом специализации профессиональной деятельности с учётом особенностей ОВЗ.
Для достижения поставленной цели выделяются задачи курса:
- начальное знакомство с направлениями профессиональной деятельности учёт особенностей ОВЗ при планировании учебного процесса;
- ориентация в проблематике направления, в типовых постановках задач, типовых подходах и методах решения задач с учётом особенностей ОВЗ;
- выбор направления и задачи для реализации (темы проекта) при индивидуальной траектории обучения с учётом особенностей ОВЗ;
- получение первичных навыков в самостоятельном планировании и организации своего труда, определении и исполнении обязательств по срокам работы с учётом особенностей ОВЗ;
- освоение современных технологий презентации и публичных выступлений (учёт особенностей ОВЗ).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-2 способностью использовать различные методы научного и философского исследования в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- систему категорий и методов, необходимых для формирования мировоззренческой позиции в области философии;
- основные профессиональные качества, необходимые для эффективной профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать профессиональную и научную литературу;
- различать основные виды деятельности философа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
— способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
— обладает культурой поведения, готов к совместной работе с коллегами;
— стремится к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;
— осознает социальную значимость будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;
— способен анализировать жизненно важные проблемы и находить законные пути их решения;
— способен работать с современными информационными ресурсами;
— способен устанавливать приоритеты и делать выбор;
— способен выстраивать конструктивный диалог и участвовать в дискуссиях;
— обладает достаточной степенью коммуникативности, открытости в общении с людьми.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Знакомство с направлениями профессиональной деятельности, содержанием профессиональной деятельности с учётом особенностей
1.1. Предмет и содержание курса. Ориентация в профессии с учётом особенностей ОВЗ. История становления профессии Лекции 1 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.2. Предмет и содержание курса. Ориентация в профессии с учётом особенностей ОВЗ. История становления профессии Сам. работа 1 6 ОК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Метафилософская пропедевтика.
2.1. Философия как форма познания. Философия и мировоззрение. Экзистенциальные измерения философии. Природа и характер философского разума. Рациональное и иррациональное в философии. Философия как рефлексия. Критическое мышление в философии. Философия как вопрошание. Лекции 1 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.2. Философия как форма познания. Философия и мировоззрение. Экзистенциальные измерения философии. Природа и характер философского разума. Рациональное и иррациональное в философии. Философия как рефлексия. Критическое мышление в философии. Философия как вопрошание. Практические 1 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.3. Философия как форма познания. Философия и мировоззрение. Экзистенциальные измерения философии. Природа и характер философского разума. Рациональное и иррациональное в философии. Философия как рефлексия. Критическое мышление в философии. Философия как вопрошание. Сам. работа 1 16 ОК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Философия как вид деятельности.
3.1. Формы представленности философского знания (концепты, репрезентации, образы и метафоры, символы и знаки). Знания и деятельность. Многообразие векторов философской деятельности (воображение, мышление, экстаз, поступок, письмо, художественное творчество, коммуникация, деконструкция). Социальные роли философии. Институционализированная философия (академическая философия, литературная критика, философские школы, неформальные общества). Философский дискурс. Понятие дискурса. Многообразие жанров философского дискурса. Философия как сложный и открытый дискурс. Дискурсы естественных наук в философии. Дискурс гуманитарных наук в философии. Междисциплинарные дискурсы и философия. Теологические дискурсы и мистико-эзотерические дискурсы в философии. Личностный дискурс. Шизофренические девиации философских дискурсов. Эвристический потенциал философских дискурсов. Практические 1 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
3.2. Формы представленности философского знания (концепты, репрезентации, образы и метафоры, символы и знаки). Знания и деятельность. Многообразие векторов философской деятельности (воображение, мышление, экстаз, поступок, письмо, художественное творчество, коммуникация, деконструкция). Социальные роли философии. Институционализированная философия (академическая философия, литературная критика, философские школы, неформальные общества). Философский дискурс. Понятие дискурса. Многообразие жанров философского дискурса. Философия как сложный и открытый дискурс. Дискурсы естественных наук в философии. Дискурс гуманитарных наук в философии. Междисциплинарные дискурсы и философия. Теологические дискурсы и мистико-эзотерические дискурсы в философии. Личностный дискурс. Шизофренические девиации философских дискурсов. Эвристический потенциал философских дискурсов. Сам. работа 1 16 ОК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Философия как образ жизни и школа мудрости.
4.1. Познание и практика. Философские концепции как регуляторы человеческого существования. Роль философии в организации стиля мышления, психологических установок, мировоззрения, познавательных мотиваций. Философия как созерцательная (теоретическая) жизнь. Философия как регулятор практической жизни: этические манифестации философских построений; практики тела; мистический практики. Мудрость как совершенное единство оптимальной теории и последовательной практики. Философия как «любовь к мудрости». Фигура философа: взаимосвязь жизненного пути и философских концептов. Преимущества и недостатки философской жизни. Философ и проблема смерти. Личностно-освободительная функция философии. Лекции 1 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
4.2. Познание и практика. Философские концепции как регуляторы человеческого существования. Роль философии в организации стиля мышления, психологических установок, мировоззрения, познавательных мотиваций. Философия как созерцательная (теоретическая) жизнь. Философия как регулятор практической жизни: этические манифестации философских построений; практики тела; мистический практики. Мудрость как совершенное единство оптимальной теории и последовательной практики. Философия как «любовь к мудрости». Фигура философа: взаимосвязь жизненного пути и философских концептов. Преимущества и недостатки философской жизни. Философ и проблема смерти. Личностно-освободительная функция философии. Сам. работа 1 11 ОК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Структура философского знания.
5.1. Структура философского знания. Дифференциация философии на разделы и проблема единства философского знания. Предмет и специфика онтологии, эпистемологии, этики, эстетики, антропологии, социальной философии. Методологические парадигмы в философии и научно-методологическая функция философии. Узкоспециальные отрасли философского познания: философия истории, философия техники, философия науки, философия политики, философия хозяйства, философия религии и др. Традиции и новации в философском творчестве. Философские школы и направления. Практические 1 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
5.2. Структура философского знания. Дифференциация философии на разделы и проблема единства философского знания. Предмет и специфика онтологии, эпистемологии, этики, эстетики, антропологии, социальной философии. Методологические парадигмы в философии и научно-методологическая функция философии. Узкоспециальные отрасли философского познания: философия истории, философия техники, философия науки, философия политики, философия хозяйства, философия религии и др. Традиции и новации в философском творчестве. Философские школы и направления. Сам. работа 1 11 ОК-6 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 сост.: Я. К. Смирнова, Л. Д. Демина Введение в профессию : учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2020 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3509
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационно-правовая система Гарант www.garant.ru
Э2 Информационно-правовая система КонсультантПлюс www.consultant.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2013
Windows 10 pro
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В образовательном процессе рекомендуется использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации с целью оказания помощи не только в усвоении образовательной программы, но и в становлении полноценных межличностных отношений в коллективе, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине
« Введение в профессию»
В ходе лекционных занятий по дисциплине «Введение в профессиональную деятельность» необходимо вести конспектирование учебного
материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Введение в профессию» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
• В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.
8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов
Лабораторные практикумы по дисциплине «Введение в профессиональную деятельность» не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ
Курсовые работы по дисциплине «Введение в профессиональную деятельность» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой.
Изучение дисциплины следует должен начинать с проработки РПД «Введение в профессиональную деятельность», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.