МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философская антропология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.04.01. Философия
ПрофильСоциальная философия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план47_04_01_СФ-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 19 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 8 8 18 18
Практические 12 12 12 12 24 24
Сам. работа 50 50 25 25 75 75
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Черданцева И.В.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Метелев А.В.

Рабочая программа дисциплины
Философская антропология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.04.01 Философия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1408)

составлена на основании учебного плана:
47.04.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- объединить ранее полученные студентами знания о человеке в некое единое целое;
- поставить перед студентами проблему формирования новых систем знания о человеке;
- познакомить студентов с основными теоретическими проблемами современной философской антропологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ПК-5 способность использовать углубленные специализированные профессиональные знания и умения при проведении занятий по философским дисциплинам в высшей школе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- антропологическую специфику философских проблем естествознания и гуманитарных наук;
- основы теории и философии культуры;
- основы истории философии;
- взаимосвязь проблем философской антропологии с философскими проблемами естественных и гуманитарных наук;
- историю философии, основные теоретические подходы и методы философии;
- содержание основных направлений философии; теоретические основы философии;
- основы методики преподавания философии и ее предметного поля;
- теоретические основы философии;
методологию и методы исследования философских категорий;
- подходы, принципы, пути решения ключевых проблем в философии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выявлять антропологическую специфику философских проблем естествознания и гуманитарных наук;
- работать с профессиональным философским текстом;
- анализировать различные формы философско-антропологического дискурса;
- работать с философскими текстами и исследовательской литературой в области философии;
- использовать знания по истории философии для самостоятельного научного исследования, выделять и анализировать представления, идеи, концепции, сформировавшиеся в русле философии.
- категориальным аппаратом, необходимым для понимания текстов и ведения дискуссии в области философии, различными стратегиями анализа текстов по философии, навыками аргументации, ведения дискуссии, самостоятельной работы с научной и учебной литературой;
- использовать опыт и достижения мировой философской мысли в изучении проблем методики преподавания философии, творчески осваивать научную информацию, решать учебные задачи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками выявления взаимосвязи проблем философской антропологии с философскими проблемами естественных и гуманитарных наук;
- умением анализировать философские смыслы категорий философской антропологии;
- методологией современного научного познания и междисциплинарными методологическими подходами;
- навыками выявления взаимосвязи проблем философской антропологии с философскими проблемами естественных и гуманитарных наук;
- навыками сравнительного анализа научного и философско-антропологического дискурса;
- категориальным аппаратом, необходимым для понимания текстов и ведения дискуссии в области философии, различными стратегиями анализа текстов по философии, пониманием влияния философии на общество на разных этапах развития человечества, навыками аргументации, ведения дискуссии, самостоятельной работы с научной и учебной литературой.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Философская антропология М. Шелера.
1.1. Философия о сущности человека. Дарвинистское объяснение происхождения человека. Биологистические трактовки человеческой природы в работах Гелена и Лоренца. Когда и почему человек становится проблемой? Эпохи «обустроенности» и «бездомности» человека. Практические 2 2 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
1.2. Критика традиционного антропологизма в философии. Задачи и программа новой философской антропологии. Пять основных типов самопознания человека в западно-европейской культуре. Природа и сущность человека. Формы органического бытия (чувственный порыв, инстинкт: привычка и практический интеллект). «Дух» как принцип, характеризующий сущность человека и противоположный «жизни». Основные характеристики духа. Сам. работа 2 10 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
Раздел 2. Х. Плеснер и его методологические установки построения философской антропологии. Человек как эксцентрическое существо.
2.1. Философская антропология в системе научного и философского знания. Основные типы самопостижения человека (мифологический, религиозный, научный, философский). Метафизические, социологические, исторические подходы к сущности человека. Философская антропология как метод построения концепции многомерного человека. Практические 2 2 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
2.2. Принцип непостижимости как исходная установка философствования Х.Плеснера. Феноменология как метод и философская антропология. Антропологический принцип исследования человека из сферы собственно человеческого бытия. Задача философской антропологии – обоснование наук о духе и культуре. От наук о духе – к философии органического. Закон границы. Виды позициональности. Эксцентрическая позициональность человека. Основные антропологические законы. Сам. работа 2 8 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
Раздел 3. Философско-биологическая антропология А. Гелена.
3.1. Проблема человека как целостности. Специфика системного рассмотрения человека А.Геленом. Особенности биологической структуры человека. Человек как «неустановившееся» и открытое миру существо. Деятельность как отличительный признак человека. Плюралистическая этика Гелена. Витальные инстинкты, лежащие в основе 4 этосов. Лекции 2 2 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
3.2. Проблема типологизации философской антропологии. «Широкий» и «узкий» смыслы философской антропологии. Древнегреческая антропология, средневековая антропология и антропология Нового времени, как кульминация когнитивной метафизической концепции человека. Иррационалистическая антропология XIX. Основные типы философской антропологии ХХ века. Практические 2 2 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
3.3. Проблема человека как целостности. Специфика системного рассмотрения человека А.Геленом. Особенности биологической структуры человека. Человек как «неустановившееся» и открытое миру существо. Деятельность как отличительный признак человека. Плюралистическая этика Гелена. Витальные инстинкты, лежащие в основе 4 этосов. Сам. работа 2 6 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
Раздел 4. Культурно-философская антропология (Э. Ротхакер, М. Ландман).
4.1. Основные методологические принципы культурно-философской антропологии Э.Ротхакера. Деятельная природа человека. Человек как творец мира культуры. Культура как «стиль жизни» человека и «окружающая среда». Экзистенциальные и витально-биологические интересы человека. М.Ландман: типологический способ рассмотрения человека и отказ от историко-эволюционного подхода. Духовность как подлинное начало человеческого существа. Человек как произведение и орудие объективного духа. Практические 2 2 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
4.2. Основные методологические принципы культурно-философской антропологии Э.Ротхакера. Деятельная природа человека. Человек как творец мира культуры. Культура как «стиль жизни» человека и «окружающая среда». Экзистенциальные и витально-биологические интересы человека. М.Ландман: типологический способ рассмотрения человека и отказ от историко-эволюционного подхода. Духовность как подлинное начало человеческого существа. Человек как произведение и орудие объективного духа. Лекции 2 2 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
4.3. Основные методологические принципы культурно-философской антропологии Э.Ротхакера. Деятельная природа человека. Человек как творец мира культуры. Культура как «стиль жизни» человека и «окружающая среда». Экзистенциальные и витально-биологические интересы человека. М.Ландман: типологический способ рассмотрения человека и отказ от историко-эволюционного подхода. Духовность как подлинное начало человеческого существа. Человек как произведение и орудие объективного духа. Сам. работа 2 8 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
Раздел 5. Философско-религиозная антропология (Х. Хенгстенберг, Ф. Хаммер).
5.1. Основные идеи религиозной антропологии, сохраняющие значение для философско-религиозной антропологии. Особенности методологического подхода Г.Хенгстенберга. Способность «объективности» как отличительная способность человека, ее основные формы выражения. Объективность и необъективность. Дух и духовность. Тело как «метафизическое слово духа». Лекции 2 2 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
5.2. Социально–культурные типы буржуа и наемного работника. Вопросы: 1. Качественные изменения традиционного общества и появление «экономического человека» 2. Габитус буржуа, его отличительные черты. Франклин «Советы молодому торговцу». 3. Социальные утопии о пролетариате русской домарксисткой социал-демократии и русского персонализма (Писарев, Бердяев). 4. Генетический процесс формирования социального типа пролетариата в традиционном обществе и обществе модерна. 5. Прозрения и ошибки Маркса и Энгельса. Неправомерное перенесение черт габитуса крепостного крестьянства на пролетария Практические 2 2 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
5.3. Основные идеи религиозной антропологии, сохраняющие значение для философско-религиозной антропологии. Особенности методологического подхода Г.Хенгстенберга. Способность «объективности» как отличительная способность человека, ее основные формы выражения. Объективность и необъективность. Дух и духовность. Тело как «метафизическое слово духа». Сам. работа 2 6 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
Раздел 6. Психоаналитическая антропология. Антропологизация бессознательного.
6.1. З.Фрейд: новое представление о природе и сущности человека. Бессознательное. Либидо и формы его сублимация в культуре. Сферы психической жизни человека. К.Юнг: учение об архетипах «коллективного бессознательного». Э.Фромм о развитии социальных мотивов психоанализа. Социальная природа душевных явлений. «Невротическая личность нашего времени» (К.Хорни). Многообразие душевных проблем и несводимость их к «эдипову комплексу». Лекции 2 2 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
6.2. З.Фрейд: новое представление о природе и сущности человека. Бессознательное. Либидо и формы его сублимация в культуре. Сферы психической жизни человека. К.Юнг: учение об архетипах «коллективного бессознательного». Э.Фромм о развитии социальных мотивов психоанализа. Социальная природа душевных явлений. «Невротическая личность нашего времени» (К.Хорни). Многообразие душевных проблем и несводимость их к «эдипову комплексу». Практические 2 2 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
6.3. З.Фрейд: новое представление о природе и сущности человека. Бессознательное. Либидо и формы его сублимация в культуре. Сферы психической жизни человека. К.Юнг: учение об архетипах «коллективного бессознательного». Э.Фромм о развитии социальных мотивов психоанализа. Социальная природа душевных явлений. «Невротическая личность нашего времени» (К.Хорни). Многообразие душевных проблем и несводимость их к «эдипову комплексу». Сам. работа 2 6 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
Раздел 7. Экзистенциальная антропология. Персоналистическая трактовка человека.
7.1. Экзистенциальная концепция человека К.Ясперса. Экзистенция и свобода, «пограничная ситуация». Экзистенция и разум. Экзистенция и объективность (Г.Марсель). Человек в философском учении Х.Ортеги-и-Гассета. «Фундаментальная онтология» М.Хайдеггера. Проблема одиночества человека (Ж.-П.Сартр, А.Камю). Персонализм в поисках личностных форм бытия. Лекции 2 2 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
7.2. Экзистенциальная концепция человека К.Ясперса. Экзистенция и свобода, «пограничная ситуация». Экзистенция и разум. Экзистенция и объективность (Г.Марсель). Человек в философском учении Х.Ортеги-и-Гассета. «Фундаментальная онтология» М.Хайдеггера. Проблема одиночества человека (Ж.-П.Сартр, А.Камю). Персонализм в поисках личностных форм бытия. Сам. работа 2 6 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
7.3. зачет Зачет 2 0 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
Раздел 8. Основные тенденции современной философской антропологии.
8.1. Четыре основные стратегии философской антропологии: антропобиологический, культурологический, религиозный и социологический ракурсы. Интенция к диалогической философии. Универсальная программа реформирования философской антропологии П.Рикера. Тенденция «синтеза» дискурса философской антропологии с дискурсами других философских течений. Лекции 3 2 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
8.2. Четыре основные стратегии философской антропологии: антропобиологический, культурологический, религиозный и социологический ракурсы. Интенция к диалогической философии. Универсальная программа реформирования философской антропологии П.Рикера. Тенденция «синтеза» дискурса философской антропологии с дискурсами других философских течений. Сам. работа 3 1 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
Раздел 9. Основные константы человеческого бытия.
9.1. Бытие человека. Аналитика существования. Пространство и время человеческого бытия. Проблема человеческого предназначения. Трагизм человеческого бытия. Жизнь и смерть. Проблема «живого человека». Живой человек и «человек вообще».Творческое напряжение и мужество жизни. Жизнь как постоянное творение мира заново. Свобода, судьба, любовь, вера, надежда, страх, стыд, вина, творчество, труд, игра, смерть, поиски смысла жизни – основополагающие феномены человеческого существования. Лекции 3 2 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
9.2. Бытие человека. Аналитика существования. Пространство и время человеческого бытия. Проблема человеческого предназначения. Трагизм человеческого бытия. Жизнь и смерть. Проблема «живого человека». Живой человек и «человек вообще».Творческое напряжение и мужество жизни. Жизнь как постоянное творение мира заново. Свобода, судьба, любовь, вера, надежда, страх, стыд, вина, творчество, труд, игра, смерть, поиски смысла жизни – основополагающие феномены человеческого существования. Практические 3 2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
9.3. Бытие человека. Аналитика существования. Пространство и время человеческого бытия. Проблема человеческого предназначения. Трагизм человеческого бытия. Жизнь и смерть. Проблема «живого человека». Живой человек и «человек вообще».Творческое напряжение и мужество жизни. Жизнь как постоянное творение мира заново. Свобода, судьба, любовь, вера, надежда, страх, стыд, вина, творчество, труд, игра, смерть, поиски смысла жизни – основополагающие феномены человеческого существования. Сам. работа 3 2 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
Раздел 10. Проблема жизни и смерти. Проблема смысла жизни.
10.1. Жизнь и смерть человека как философские категории. Интенсификация переживания смерти в культуре. Право на смерть и право на жизнь. Смысл жизни и ценности жизни. Смысл жизни как основа внутренней самодетерминированности человека. Выбор и поступок как ее основные акты. Абсолютность и относительность смысла жизни. Практические 3 2 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
10.2. Жизнь и смерть человека как философские категории. Интенсификация переживания смерти в культуре. Право на смерть и право на жизнь. Смысл жизни и ценности жизни. Смысл жизни как основа внутренней самодетерминированности человека. Выбор и поступок как ее основные акты. Абсолютность и относительность смысла жизни. Сам. работа 3 1 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
Раздел 11. Судьба и свобода человека.
11.1. Детерминизм и индетерминизм в понимании человеческой судьбы. Философские концепции судьбы. Понятие свободы. Основные признаки свободы, попытки построения моделей свободы (К.Маркс, Н.А. Бердяев, Э. Фромм, П.Д. Успенский, М.М. Бахтин). Проблема свободы в экзистенциализме. Ж.-П. Сартр: свобода как внутренне состояние человека, «заброшенность» в свободу. Свобода как сущность человека. Свобода как выбор. Свобода, игра и творчество. Свобода и ответственность. Лекции 3 2 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
11.2. Детерминизм и индетерминизм в понимании человеческой судьбы. Философские концепции судьбы. Понятие свободы. Основные признаки свободы, попытки построения моделей свободы (К.Маркс, Н.А. Бердяев, Э. Фромм, П.Д. Успенский, М.М. Бахтин). Проблема свободы в экзистенциализме. Ж.-П. Сартр: свобода как внутренне состояние человека, «заброшенность» в свободу. Свобода как сущность человека. Свобода как выбор. Свобода, игра и творчество. Свобода и ответственность. Практические 3 2 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
11.3. Детерминизм и индетерминизм в понимании человеческой судьбы. Философские концепции судьбы. Понятие свободы. Основные признаки свободы, попытки построения моделей свободы (К.Маркс, Н.А. Бердяев, Э. Фромм, П.Д. Успенский, М.М. Бахтин). Проблема свободы в экзистенциализме. Ж.-П. Сартр: свобода как внутренне состояние человека, «заброшенность» в свободу. Свобода как сущность человека. Свобода как выбор. Свобода, игра и творчество. Свобода и ответственность. Сам. работа 3 6 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
Раздел 12. Аффекты, страсти и экзистенциалы человека: вера, надежда, любовь, страх, стыд, вина.
12.1. Эмоции и чувства. Вера как творческое состояние и живая полнота сердца. Надежда как философско-религиозная ценность. Виды и формы любви. Любовь как религиозное восприятие другого человека. Метафизические основания любви. Эгоизм, альтруизм, самопожертвование, самоотверженность. Страх как феномен человеческого существования. Понятия совести, стыда, вины. Предпосылки совести и стыда. Стыд как результат девиантного поступка. Прощение и искупление вины. Практические 3 2 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
12.2. Эмоции и чувства. Вера как творческое состояние и живая полнота сердца. Надежда как философско-религиозная ценность. Виды и формы любви. Любовь как религиозное восприятие другого человека. Метафизические основания любви. Эгоизм, альтруизм, самопожертвование, самоотверженность. Страх как феномен человеческого существования. Понятия совести, стыда, вины. Предпосылки совести и стыда. Стыд как результат девиантного поступка. Прощение и искупление вины. Сам. работа 3 6 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
Раздел 13. Философская антропология о трагизме человеческого бытия. Мужество жить и принцип надежды.
13.1. Человек как трагическое существо (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор). Философская антропология об одиночестве, заброшенности, отчаянии, деструкции личности. Утрата собственного «Я» как философская проблема. Одномерность человеческого существования (Г. Маркузе). Человек в больном обществе. Проблема душевного здоровья. Принцип «мужества жизни» как ценностный ориентир, его специфика. Принцип надежды как одно из ведущих ценностных и экзистенциальных оснований человеческого существования. Лекции 3 2 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
13.2. Человек как трагическое существо (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор). Философская антропология об одиночестве, заброшенности, отчаянии, деструкции личности. Утрата собственного «Я» как философская проблема. Одномерность человеческого существования (Г. Маркузе). Человек в больном обществе. Проблема душевного здоровья. Принцип «мужества жизни» как ценностный ориентир, его специфика. Принцип надежды как одно из ведущих ценностных и экзистенциальных оснований человеческого существования. Практические 3 2 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
13.3. Человек как трагическое существо (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор). Философская антропология об одиночестве, заброшенности, отчаянии, деструкции личности. Утрата собственного «Я» как философская проблема. Одномерность человеческого существования (Г. Маркузе). Человек в больном обществе. Проблема душевного здоровья. Принцип «мужества жизни» как ценностный ориентир, его специфика. Принцип надежды как одно из ведущих ценностных и экзистенциальных оснований человеческого существования. Сам. работа 3 3 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
Раздел 14. Пространство и время человеческого бытия.
14.1. Антропологическое измерение пространства и времени. Философия М. Хайдеггера о метафизике вопрошания человеком о месте и времени своего бытия. Место и локус, проблема их сущностного различия. Метафизика времени, его сущее и сущностное значение. Практические 3 2 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
14.2. Антропологическое измерение пространства и времени. Философия М. Хайдеггера о метафизике вопрошания человеком о месте и времени своего бытия. Место и локус, проблема их сущностного различия. Метафизика времени, его сущее и сущностное значение. Сам. работа 3 2 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
Раздел 15. Человек как социальное и историческое существо.
15.1. Человек и история. Человек и социум. Мультикультурность современного общества и проблема сосуществования разнородного. Опасность фундаментализма. Диалог, взаимное признание и уважение. Проблемы демократии. Человек в сетях репрезентации. Анонимность власти. «Масс-медиа» и манипуляция общественным мнением. Сам. работа 3 4 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6
15.2. Экзамен Экзамен 3 27 ОК-3, ПК-5 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.7, Л2.5, Л2.6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. И. Липский, Б. В. Марков. Философская антропология. Социальная философия : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9B7FB087-3482-48B5-95D8-6A2A04CD67AA
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бажуков В.И., Социальная и культурная антропология: Учебник и практикум для академического бакалавриата М. Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017 г. www.biblio-online.ru
Л2.2 Любутин К.Н. - отв. ред. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Отюцкий Г.П., Кузьменко Г.Н. СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Бессонов Б.Н. История философии: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.5 Гуревич П. С. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 1 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.6 Гуревич П. С. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В 2 Т. ТОМ 2 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.7 Орлова Э.А. СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э2 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э3 ЭБС "Лань" e.lanbook.com
Э4 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э5 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э6 Электронная библиотека по философии rilosof.historic.ru
Э7 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э8 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э9 Философская антропология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету и экзамену.