МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы биоэтики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.04.01. Философия
ПрофильСоциальная философия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_04_01_СФ-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы биоэтики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.04.01 Философия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015г. №1408)

составлена на основании учебного плана:
47.04.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Основы биоэтики» является введение в общую проблематику биоэтики. Биоэтика рассматривается как сфера междисциплинарного и даже интегрального знания, актуализированного потребностями современного общества, в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется моральным дилеммам, противоречиям традиционных норм морали реалиям современной техногенной цивилизации, глобальным тенденциям технологизации всех сфер жизни. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем биоэтики, возникающих на современном этапе развития науки, техники, повседневной практики и получение представления о значимости сохранения и выработки этических стандартов в новых ситуациях природного и человеческого бытия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способность использовать углубленные специализированные профессиональные знания и умения при проведении занятий по философским дисциплинам в высшей школе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные мировоззренческие и методологические проблем биоэтики, возникающих на современном этапе развития науки, техники, повседневной практики
3.2.Уметь:
3.2.1.- обнаруживать и отличить биоэтические проблемы от иных,
- выявлять и формулировать проблемы биоэтики с использованием философских категорий и понятий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками анализа сути проблем биоэтики с разных позиций,
- навыками формулировки и аргументации новых вариантов решения проблем биоэтики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Происхождение биоэтики
1.1. Причины, место и время возникновения биоэтики. Становление биоэтики как самостоятельного направления исследований и практической деятельности. Круг основных проблем биоэтики. Лекции 1 2 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Причины, место и время возникновения биоэтики. Становление биоэтики как самостоятельного направления исследований и практической деятельности. Круг основных проблем биоэтики. Практические 1 2 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Причины, место и время возникновения биоэтики. Становление биоэтики как самостоятельного направления исследований и практической деятельности. Круг основных проблем биоэтики. Сам. работа 1 8 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Проблемы биоэтики: классификация и сущность
2.1. Философское содержание и мировоззренческое значение проблем биоэтики. Классификации проблем биоэтики. Сущность проблем аборта, искусственных репродуктивных технологий, генной терапии, эвтаназии, трансплантации органов и др. Причины постоянного расширения предметного и проблемного полей биоэтики. Практические 1 4 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.2. Философское содержание и мировоззренческое значение проблем биоэтики. Классификации проблем биоэтики. Сущность проблем аборта, искусственных репродуктивных технологий, генной терапии, эвтаназии, трансплантации органов и др. Причины постоянного расширения предметного и проблемного полей биоэтики. Сам. работа 1 12 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Структура биоэтики
3.1. Онтологические, гносеологические, аксиологические и праксиологические основания биоэтики. Разнообразные формы знания и их элементы в структуре биоэтики. Гносеологическая структура биоэтики. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.2. Онтологические, гносеологические, аксиологические и праксиологические основания биоэтики. Разнообразные формы знания и их элементы в структуре биоэтики. Гносеологическая структура биоэтики. Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.3. Онтологические, гносеологические, аксиологические и праксиологические основания биоэтики. Разнообразные формы знания и их элементы в структуре биоэтики. Гносеологическая структура биоэтики. Сам. работа 1 10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Методы биоэтики
4.1. Становление методологии решения биоэтических проблем. Специфика методов междисциплинарного исследования. Метод case studies или ситуационные исследования. Дискуссия о методологическом статусе биоэтики в антропологии. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.2. Становление методологии решения биоэтических проблем. Специфика методов междисциплинарного исследования. Метод case studies или ситуационные исследования. Дискуссия о методологическом статусе биоэтики в антропологии. Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.3. Становление методологии решения биоэтических проблем. Специфика методов междисциплинарного исследования. Метод case studies или ситуационные исследования. Дискуссия о методологическом статусе биоэтики в антропологии. Сам. работа 1 10 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Статус биоэтики в системе знания
5.1. Связи биоэтики с другими областями духовного и практического освоения мира. Различные аспекты взаимодействия биоэтики с другими формами знания. Дискуссия о статусе биоэтики. Развивающийся характер биоэтического знания. Специфика биоэтического знания в России. Практические 1 4 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.2. Связи биоэтики с другими областями духовного и практического освоения мира. Различные аспекты взаимодействия биоэтики с другими формами знания. Дискуссия о статусе биоэтики. Развивающийся характер биоэтического знания. Специфика биоэтического знания в России. Сам. работа 1 12 ПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Возникновения биоэтики как самостоятельной области знания.
2. Круг основных проблем биоэтики (краткий обзор), их специфика.
3. Достижения науки и техники как фактор актуализации биоэтической проблематики.
4. Междисциплинарный и интегральный характер биоэтического знания.
5. Объект и предмет биоэтики.
6. Субъект биоэтики. Общезначимый характер биоэтического знания.
7. Соотношение истинностного и ценностного в биоэтике.
8. Связь биоэтики с религией и искусством.
9. Связь биоэтики с правом.
10. Связь биоэтики с наукой и техникой.
11. Отношения биоэтики и этики.
12. Отношения биоэтики и медицинской этики.
13. Значение биоэтики для антропологии.
14. Отношения биоэтики и экоэтики.
15. Биоэтика и «Живая этика».
16. Основные этические модели в биоэтике.
17. Основные ценности биоэтики.
18. Мировоззренческие основания биоэтики.
19. Гносеологическая структура биоэтики.
20. Онтологические основания биоэтики.
21. Специфика биоэтики в России.
22. Влияние идей русской философии на биоэтику в России.
23. Этика благоговения перед жизнью (А.Швейцер) и современная биоэтика.
24. Проблема метода в биоэтике.
25. Формы институализации биоэтики.
26. Дискуссия о статусе биоэтики.
27. Место биоэтики в системе современного знания.
28. Перспективы биоэтики и будущее человека.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под общ. ред. А. А. Гусейнова Этика: учебник для академического бакалавриата М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Силуянова И. В. Биомедицинская этика: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лебедев С.А. Философия науки. Общий курс: учеб. пособие для вузов М.: Академ. Проект, 2010
Л2.2 М.В. Бирюкова Грани единого: биоэтика в системе современного знания: монография Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Э2 2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Э3 3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http:/school-collection.edu.ru/ и др.
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://dictionary.cambridge.org/
http://engood.ru/
http://www.oxfordlearnersdictionaries.com/
http://www.macmillandictionary.com/
https://www.collinsdictionary.com/
https://www.merriam-webster.com/
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.