МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы теории и практики аргументации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 48 48 48 48
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н, доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы теории и практики аргументации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- дать студентам основы теоретических знаний и выработать у них практические навыки убеждения аудитории и оппонентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-12 владением приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний
ПК-3 способностью реферирования и аннотирования научной литературы (в том числе на иностранном языке), владением навыками научного редактирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные формы мышления и развития знания;
- семантические категории языка;
- приемы и методы аргументированного устного и письменного изложения базовых философских знаний;
- риторические методы и приемы аргументации;
- риторические уловки в аргументации;
- основные виды и способы обоснования и критики убеждений;
- законы и правила логики;
- общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия);
- основы и принципы критической рефлексии;
- основные приемы и методы аргументации;
- основные принципы и требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации;
- основные принципы и методику реферирования и аннотирования научной литературы;
- основные принципы и методику научного редактирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.- правильно оперировать указанными формами и категориями в процессе мышления и коммуникации;
- обобщать и систематизировать информацию;
- логически правильно, аргументировано и ясно строить свою речь в процессе делового общения;
- применять приемы и методы аргументированного устного и письменного изложения базовых философских знаний;
- применять риторические методы и приемы убеждения собеседника и аудитории;
- выявлять риторические уловки в аргументации оппонента;
-различать допустимые и недопустимые риторические уловки в аргументации оппонента;
- противостоять и препятствовать недопустимым риторическим уловкам в процессе аргументации;
- применять логические законы и правила в процессе мышления и коммуникации;
- применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений для интеллектуального развития и повышения культурного уровня;
- применять знания, полученные в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении;
- учитывать специфику способов аргументации в зависимости от характера аудитории и контекста;
- применять основные требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации;
- реферировать и аннотировать научную и философскую литературу;
- редактировать научную и философскую литературу.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- риторическими методами и приемами убеждения собеседника и аудитории
- допустимым уловкам в процессе аргументации;
- навыками ведения аргументированного философского диалога;
- навыками корректного и логически правильного выражения своего мнения;
- приемами и методами аргументированного устного и письменного изложения базовых философских знаний;
- навыками аргументации;
- навыками применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе, так и в повседневной жизни;
- навыками реферирования и аннотирования научной и философской литературы;
- редактирования научной и философской литературы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Определение и предмет «Теории и практики аргументации»
1.1. Основные подходы к определению теории и практики аргументации и трактовке ее предмета. Значение теории аргументации. Лекции 4 2 ОПК-12, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Основные подходы к определению теории и практики аргументации и трактовке ее предмета. Значение теории аргументации. Практические 4 4 ОПК-12, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Основные подходы к определению теории и практики аргументации и трактовке ее предмета. Значение теории аргументации. Сам. работа 4 10 ОПК-12, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Логические основы теории аргументации.
2.1. Субъекты и виды аргументации. Доказательство как логическая операция. Структура доказательства. Виды доказательства. Понятие критики и ее виды. Опровержение как логическая операция и его виды. Критика аргументов и демонстрации. Лекции 4 4 ОПК-12, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Субъекты и виды аргументации. Доказательство как логическая операция. Структура доказательства. Виды доказательства. Понятие критики и ее виды. Опровержение как логическая операция и его виды. Критика аргументов и демонстрации. Практические 4 6 ОПК-12, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Субъекты и виды аргументации. Доказательство как логическая операция. Структура доказательства. Виды доказательства. Понятие критики и ее виды. Опровержение как логическая операция и его виды. Критика аргументов и демонстрации. Сам. работа 4 14 ОПК-12, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Рациональные условия эффективности аргументации.
3.1. Определение и совмещение полей аргументации. Логические правила и ошибки в аргументации. Лекции 4 2 ОПК-12, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Определение и совмещение полей аргументации. Логические правила и ошибки в аргументации. Практические 4 14 ОПК-12, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Определение и совмещение полей аргументации. Логические правила и ошибки в аргументации. Сам. работа 4 17 ОПК-12, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Обоснование и его виды.
4.1. Принцип достаточного основания. Виды и способы обоснования и аргументации. Практические 4 6 ОПК-12, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Принцип достаточного основания. Виды и способы обоснования и аргументации. Сам. работа 4 4 ОПК-12, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Эмпирическая аргументация
5.1. Роль и значение эмпирических данных в аргументации. Способы эмпирической аргументации. Практические 4 6 ОПК-12, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Роль и значение эмпирических данных в аргументации. Способы эмпирической аргументации. Сам. работа 4 4 ОПК-12, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Теоретическая аргументация.
6.1. Роль и значение теоретического обоснования в аргументации. Способы теоретической аргументации. Требования к теоретическим построениям и принципы их оценки. Практические 4 6 ОПК-12, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.2. Роль и значение теоретического обоснования в аргументации. Способы теоретической аргументации. Требования к теоретическим построениям и принципы их оценки. Сам. работа 4 4 ОПК-12, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 7. Контекстуальная аргументация.
7.1. Контекстуальная аргументация, ее роль, значение и соотношение с универсальной аргументацией. Способы контекстуальной аргументации. Практические 4 6 ОПК-12, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
7.2. Контекстуальная аргументация, ее роль, значение и соотношение с универсальной аргументацией. Способы контекстуальной аргументации. Сам. работа 4 8 ОПК-12, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1
7.3. Экзамен Экзамен 4 27 ОПК-12, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тульчинский Г.Л., Гусев С.С., Герасимов С.В. ЛОГИКА И ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ивин, А. А. Риторика: учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/508937CF-32AF-4260-9CDB-D0993E99CDE7
Л2.2 Зверев, С. Э. Риторика : учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CDACDD6D-BBE6-4031-B028-717DF7BC910A
Л2.3 Г. Л. Тульчинский, С. С. Гусев, С. В. Герасимов ; под ред. Г. Л. Тульчинского. Логика и теория аргументации : учебник М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/8967D344-6A11-4A3D-A5A7-D70846291F93
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 Библиотека по философии. lib.ru
Э4 Курс на ЕОП АлтГУ portal.edu.asu.ru
Э5 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э6 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э7 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э8 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э9 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э10 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э11 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э12 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э13 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э14 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э15 Сайт «Философы древности». www.philosoma.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.