МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культура речи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-2-2020
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 88
самостоятельная работа 200
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2, 3, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 18,5 19 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 30 30 30 30 28 28 88 88
Сам. работа 78 78 42 42 80 80 200 200
Итого 108 108 72 72 108 108 288 288

Программу составил(и):
к.ф.н, доцент, Доронина С.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Культура речи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №)

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент Доронина С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Доронина С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Цель курса
Цель курса - сформировать у студентов-филологов понятие о языковой норме вообще и их разнообразии в русском языке, об особенностях функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи; сформировать представление о системе норм, организованной коммуникативной функцией языка вообще и коммуникативной задачей каждого речевого акта.

2. Задачи курса:
В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ
1) дать представление о коммуникативной сущности понятия нормы и предмете ортологии; о вариативности как онтологической базе возникновения норм; о связи ортологии с культурой речи, стилистикой и риторикой; показать диалектическую связь категорий нормативности и креативности, нормы и выбора (уместности);
2) сформировать представление о взаимодействии нормативного плана языка с его системным устройством и функциональным планом; онтологического аспекта языка с регламентацией его функционирования и – соответственно - предписательного аспекта лингвистики с описательным (объективистским); дать понятие о формах установления нормативности и его типах: стихийно-языковой, кодификационной, правовой;
3) показать структурно-уровневое и функциональное разнообразие норм в языке;
4) дать понятие о нормативном плане текста и его системном устройстве, подчиненном коммуникативному заданию;
5) дать знания о истории и современном состоянии ортологии, связи ортологии с другими лингвистическими дисциплинами.

В ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ

1) сформировать умения квалификации языковых единиц и их употреблений в речи как нормативных и ненормативных, уместных или неуместных для данного речевого произведения;
2) дать знания об основных ортологических словарях и пособиях;
3) сформировать умения комплексной оценки текста в аспекте нормативности;
4) сформировать умения построения текста по заданным единицам и в указанном нормативном аспекте;
5) способствовать формированию исследовательских умений, предметом которых выступают нормативные и ненормативные явления русского языка;
6) сформировать умения решать прикладные задачи с ортологическим содержанием.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ОПК-5 свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о коммуникативной сущности понятия нормы; о вариативности как онтологической базе возникновения норм; о связи языковой нормы с культурой речи, стилистикой и риторикой; показать диалектическую связь категорий нормативности и креативности, нормы и выбора (уместности).
3.2.Уметь:
3.2.1.1)раскрыть содержание основных понятий языковой нормы, ее аспектов, уровней и планов; представлять их как систему;
2)работать с различными лексикографическими источниками, давать правильную оценку их рекомендациям;
3)продуцировать собственные речевые произведения в соответствии с требованиями нормативности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками осуществления системного культурно-речевого анализа текста, опираясь на полученные знания и умения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Объект и предмет культуры речи Практические 2 6 ОК-5, ОПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.2. Диалектическая природа нормы Практические 2 4 ОК-5, ОПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.3. Нормативная оценка языковых вариантов Практические 2 4 ОК-5, ОПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.4. Языковая норма в коммуникативном и аксиологическом аспекте Практические 2 4 ОК-5, ОПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.5. История развития взглядов на понятие «норма». «Норма» в современных исследованиях. Практические 2 4 ОК-5, ОПК-5 Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.6. Объект и предмет культуры речи Сам. работа 2 78 ОК-5, ОПК-5 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Орфоэпические нормы русского языка. Современные тенденции их развития
2.1. Русское литературное произношение и проблемы его кодификации Практические 2 4 ОК-5, ОПК-5 Л2.2, Л1.1
2.2. Трудности современного русского литературного произношения Практические 2 4 ОК-5, ОПК-5 Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития
3.1. Общая характеристика русского ударения Практические 3 6 ОК-5, ОПК-5 Л2.2, Л1.1
3.2. Акцентуация и акцентное варьирование в грамматических формах и производных словах, а также в заимствованных словах Практические 3 8 ОК-5, ОПК-5 Л2.2, Л1.1
3.3. Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 3 18 ОК-5, ОПК-5 Л2.2, Л1.1
3.4. Орфоэпические нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 3 14 ОК-5, ОПК-5 Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Лексические нормы русского языка. Современные тенденции их развития
4.1. Понятие лексической нормы. Практические 3 4 ОК-5, ОПК-5 Л2.2, Л1.1
4.2. Лексическая парадигматика и синтагматика в ортологическом аспекте. Практические 3 6 ОК-5, ОПК-5 Л2.2, Л1.1
4.3. Лексическая вариативность и функциональные разновидности русской речи. Практические 3 6 ОК-5, ОПК-5 Л2.2, Л1.1
4.4. Лексические нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 3 10 ОК-5, ОПК-5 Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Синтаксические нормы русского языка. Современные тенденции их развития.
5.1. Специфика синтаксической нормы. Практические 4 4 ОК-5, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
5.2. Нормы порядка слов в русском предложении. Практические 4 6 ОК-5, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
5.3. Нормы координации подлежащего и сказуемого. Практические 4 4 ОК-5, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
5.4. Нормы согласования и нормы управления Практические 4 4 ОК-5, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
5.5. Нормы построения осложненного и сложного предложения. Практические 4 4 ОК-5, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
5.6. Синтаксические нормы русского языка. Современные тенденции их развития. Сам. работа 4 44 ОК-5, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Культура речи и эффективность общения
6.1. Текст как объект культуры речи: ортологический, функциональный и этический аспект. Практические 4 2 ОК-5, ОПК-5 Л1.1
6.2. Языковые особенности книжно-письменного типа современного литературного языка. Практические 4 2 ОК-5, ОПК-5 Л1.1
6.3. Устно-разговорный тип современного русского литературного языка. Практические 4 2 ОК-5, ОПК-5 Л1.1
6.4. Культура речи и эффективность общения Сам. работа 4 36 ОК-5, ОПК-5 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. прикрепленный файл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Доронина С.В. Трубникова Ю.В. Ортология. Практический курс: Практикум АлтГУ, Барнаул, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: справочное пособие РАН, Институт русского языка им. В. В. Виноградова.- 3-е изд., стер.- М. : АСТ, 2004
Л2.2 Н. С. Валгина Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие для вузов М.: Логос, 2003
Л2.3 Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. : учебное пособие М.: Просвещение // ЭБС "Университетская библиотека online", 1978 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Национальный корпус русского языка www.ruscorpora.ru
Э2 Справочно-информационный портал «Грамота.ру» www.gramota.ru
Э3 Справочно-информационная система «Словари.ru» slovari.ru
Э4 Толковый словарь иностранных слов. foreign.slovaronline.com
Э5 Словарь современного языка myslang.ru
Э6 Общий толковый словарь русского языка (поисковая система объединяет самые популярные толковые словари русского языка). tolkslovar.ru
Э7 Словарь устаревших слов www.krupenichka.ru
Э8 Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке www.hi-edu.ru
Э9 М. Я. Гловинская, Е. И. Галанова и др.. Современный русский язык: Активные процессы на рубеже XX— XXI веков scicenter.online
Э10 Культура письменной речи gramma.ru
Э11 ЭУМК "Культура речи" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)


7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем


Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс разбит на следующие содержательные разделы:
2 семестр - «Ортология как лингвистическая дисциплина (вводный теоретический курс)», «Орфоэпические нормы русского языка», «Акцентологические нормы русского языка»,
3 семестр - «Морфологические нормы»,
4 семестр - «Синтаксические нормы», «Ортология текста».
Каждый из разделов заканчивается итоговым проверочным тестом, оцениваемым по пятибалльной шкале.
«Ортология» представляет собой практический курс, поэтому на лабораторных занятиях рассматриваются все темы, означенные в программе.
Самостоятельная работа студентов рассчитана на 82 аудиторных часа и предполагает выполнение упражнений из методического пособия, лекций и тестовых заданий из ЭУМК).


Существенную помощь в освоении курса окажут:
- рабочая программа курса, освещающая тематический план занятий;
- глоссарий, отражающий необходимый терминологический минимум курса;
- список научных работ и учебной литературы;
- список изучаемых словарей (ЭУМК содержит часть изучаемых словарей в электронном формате);
- учебное пособие Доронина С.В. трубникова Ю.В. Ортология. Практический курс. Барнаул, 2010; 2016. Оно содержит список научных работ, необходимых для освоения разделов курса, практические, исследовательские задания, упражнения для закрепления материала и проверочные тесты: