МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальные и аксиологические концепты в философии Возрождения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Социальные и аксиологические концепты в философии Возрождения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н, профессор Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н, профессор Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Выявить основные характеристики философии Возрождения и основные подходы и методы, сложившиеся в различных направлениях философии Возрождения. Понимать и анализировать мировоззренческие, социальные и личностно значимые философские проблемы, поставленные философами Возрождения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: социальной философии (сущность, структура и функционирование общества, механизмы и формы социальных изменений, принципы исторической типологии общества)
ОПК-4 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: истории зарубежной философии (античная философия, философская мысль древнего Востока, философия средневековья и эпохи Возрождения, философия Нового времени: эмпиризм и рационализм 17 века, философия Просвещения, классическая немецкая философия) и современной зарубежной философии (современные философские направления)
ПК-4 способностью пользоваться в процессе педагогической деятельности базовыми философскими знаниями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- проблемное поле социальной философии и различные подходы к исследованию современных социально-философских проблем
- исторический контекст формирования социальных проблем философии;
- современные методы социально-философского анализа;
- тенденции и закономерности современного общественного бытия, его развития, структурных особенностей;
- основные этапы истории зарубежной философии
- основные подходы и методы, сложившиеся в различных направлениях философии Возрождения
3.2.Уметь:
3.2.1.-применять ранее полученные в процессе обучения знания социальной философии
- пользоваться в профессиональной деятельности знаниями методологии социально-философского познания;
- обнаруживать понимание сущности, структуры и функционирования общества, механизмов и форм социальной динамики;
-сопоставлять различные социально-философские концепции, проводить параллели;
-эффективно использовать полученные знания для анализа социальных проблем современности.
- пользоваться категориями, понятиями, образами и методами философии Возрождения;
- использовать положения и категории философии Возрождения при решении профессиональных задач;
- понимать и анализировать мировоззренческие, социальные и личностно значимые философские проблемы, поставленные философами Возрождения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- философскими, научными и междисциплинарными методами теоретического анализа социальных процессов
- приемами ведения дискуссии, полемики, диалога по проблемам социальной философии;
-способностью диалектического видения социальных процессов;
-навыками обнаружения и постановки социально-философских проблем;
- навыками интерпретации оригинальных источников;
- основами философской методологии социального знания;
- основами анализа общественных структур и места человека в системе общественных связей;
- философскими, научными и междисциплинарными методами теоретического анализа социальных процессов.
- категориально-понятийным аппаратом философии Возрождения;
- навыками реферирования и аннотирования философской литературы;
- культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Философия эпохи Возрождения, ее становление и проблемы.
1.1. Философия эпохи Возрождения, ее становление и проблемы. Специфика философии Возрождения: пантеизм, гуманизм, антропоцентризм. Гуманистический период: интерес к земному предназначению человека, социально-эстетической проблематике; новая система ценностей. Различные трактовки «духа Возрождения». Связь между философией и культурой Возрождения. Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Философия эпохи Возрождения, ее становление и проблемы. Специфика философии Возрождения: пантеизм, гуманизм, антропоцентризм. Гуманистический период: интерес к земному предназначению человека, социально-эстетической проблематике; новая система ценностей. Различные трактовки «духа Возрождения». Связь между философией и культурой Возрождения. Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Философия эпохи Возрождения, ее становление и проблемы. Специфика философии Возрождения: пантеизм, гуманизм, антропоцентризм. Гуманистический период: интерес к земному предназначению человека, социально-эстетической проблематике; новая система ценностей. Различные трактовки «духа Возрождения». Связь между философией и культурой Возрождения. Сам. работа 3 6 ОПК-3, ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Учение о человеке Пико де ла Мирандолы (1463-1494). Оборотная сторона гуманизма: гедонизм Лоренцо Валлы (1407-1457). Платонические идеи в ранних произведениях Данте — «Новая жизнь» и сонетах. Платонические идеи в «Божественной комедии» Данте. Проблема свободы и необходимости. Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Учение о человеке Пико де ла Мирандолы (1463-1494). Оборотная сторона гуманизма: гедонизм Лоренцо Валлы (1407-1457). Платонические идеи в ранних произведениях Данте — «Новая жизнь» и сонетах. Платонические идеи в «Божественной комедии» Данте. Проблема свободы и необходимости. Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Учение о человеке Пико де ла Мирандолы (1463-1494). Оборотная сторона гуманизма: гедонизм Лоренцо Валлы (1407-1457). Платонические идеи в ранних произведениях Данте — «Новая жизнь» и сонетах. Платонические идеи в «Божественной комедии» Данте. Проблема свободы и необходимости. Сам. работа 3 6 ОПК-3, ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Преломление идей античной философии в учениях гуманистов Возрождения: Дж.Манетти, Л.Валла, Бокаччо, К. Салютати, Э. Пикколомини (Пий II).Кружок "христианских гуманистов" Джона Колета (1467-1519) в Оксфорде, их оппозиция католицизму. Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Преломление идей античной философии в учениях гуманистов Возрождения: Дж.Манетти, Л.Валла, Бокаччо, К. Салютати, Э. Пикколомини (Пий II). Кружок "христианских гуманистов" Джона Колета (1467-1519) в Оксфорде, их оппозиция католицизму. Практические 3 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.9. Преломление идей античной философии в учениях гуманистов Возрождения: Дж.Манетти, Л.Валла, Бокаччо, К. Салютати, Э. Пикколомини (Пий II). Кружок "христианских гуманистов" Джона Колета (1467-1519) в Оксфорде, их оппозиция католицизму. Сам. работа 3 9 ОПК-3, ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.10. Христианский гуманизм Эразма Роттердамского. Произведения «Оружие христианского воина" и "Похвала глупости». Этическая доктрина Эразма Роттердамского и проблема свободы воли. Христианское просветительство Эразма, его отношение к деятельности и произведениям отцов христианской церкви. Критика схоластической философии. Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.11. Христианский гуманизм Эразма Роттердамского. Произведения «Оружие христианского воина" и "Похвала глупости». Этическая доктрина Эразма Роттердамского и проблема свободы воли. Христианское просветительство Эразма, его отношение к деятельности и произведениям отцов христианской церкви. Критика схоластической философии. Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.12. Христианский гуманизм Эразма Роттердамского. Произведения «Оружие христианского воина" и "Похвала глупости». Этическая доктрина Эразма Роттердамского и проблема свободы воли. Христианское просветительство Эразма, его отношение к деятельности и произведениям отцов христианской церкви. Критика схоластической философии. Сам. работа 3 9 ОПК-3, ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.13. Флорентийская Платоновская академия. Метод изучения и комментария Платона Марсилио Фичино. Основные идеи «Платоновской теологии» М. Фичино. Философская трактовка бессмертия души. Платоновское учение о любви в «Комментарии на “Пир” Платона» Фичино. Значение «Комедии» Данте для Флорентийской академии. Традиция комментариев «Комедии» в академии. Платонизм Пьетро Помпонацци (1462-1525). Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.14. Флорентийская Платоновская академия. Метод изучения и комментария Платона Марсилио Фичино. Основные идеи «Платоновской теологии» М. Фичино. Философская трактовка бессмертия души. Платоновское учение о любви в «Комментарии на “Пир” Платона» Фичино. Значение «Комедии» Данте для Флорентийской академии. Традиция комментариев «Комедии» в академии. Платонизм Пьетро Помпонацци (1462-1525). Практические 3 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.15. Флорентийская Платоновская академия. Метод изучения и комментария Платона Марсилио Фичино. Основные идеи «Платоновской теологии» М. Фичино. Философская трактовка бессмертия души. Платоновское учение о любви в «Комментарии на “Пир” Платона» Фичино. Значение «Комедии» Данте для Флорентийской академии. Традиция комментариев «Комедии» в академии. Платонизм Пьетро Помпонацци (1462-1525). Сам. работа 3 9 ОПК-3, ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.16. Утопическая мысль в культуре Возрождения (Т.Мор и Т.Кампанелла). Социально-этические основы утопическо - коммунистической доктрины Мора. Социально - философские, антропологические и этические принципы утопическо - коммунистической доктрины Кампанеллы. Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.17. Утопическая мысль в культуре Возрождения (Т.Мор и Т.Кампанелла). Социально-этические основы утопическо - коммунистической доктрины Мора. Социально - философские, антропологические и этические принципы утопическо - коммунистической доктрины Кампанеллы. Практические 3 4 ОПК-3, ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.18. Утопическая мысль в культуре Возрождения (Т.Мор и Т.Кампанелла). Социально-этические основы утопическо - коммунистической доктрины Мора. Социально - философские, антропологические и этические принципы утопическо - коммунистической доктрины Кампанеллы. Сам. работа 3 6 ОПК-3, ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.19. Реформация: причины, содержание и сущность (М.Лютер, и Ж.Кальвин). Мистический пантеизм Томаса Мюнцера и теософия Якова Беме. Влияние Реформации на последующие этапы развития европейской философии. Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.20. Реформация: причины, содержание и сущность (М.Лютер, и Ж.Кальвин). Мистический пантеизм Томаса Мюнцера и теософия Якова Беме. Влияние Реформации на последующие этапы развития европейской философии. Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.21. Реформация: причины, содержание и сущность (М.Лютер, и Ж.Кальвин). Мистический пантеизм Томаса Мюнцера и теософия Якова Беме. Влияние Реформации на последующие этапы развития европейской философии. Сам. работа 3 9 ОПК-3, ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.22. Никколо Макиавелли (1469 -1527) - крупнейший политический мыслитель эпохи, его произведения "Государь" и "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия". Концепция человеческой природы и роль интереса в индивидуальной и общественной жизни по Макиавелли. Концепция фортуны как социальной необходимости. Обоснование необходимости сильного светского государства в Италии в условиях её политической раздробленности. Соотношение религий, морали и политики и проблема макиавеллизма Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.23. Никколо Макиавелли (1469 -1527) - крупнейший политический мыслитель эпохи, его произведения "Государь" и "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия". Концепция человеческой природы и роль интереса в индивидуальной и общественной жизни по Макиавелли. Концепция фортуны как социальной необходимости. Обоснование необходимости сильного светского государства в Италии в условиях её политической раздробленности. Соотношение религий, морали и политики и проблема макиавеллизма Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.24. Никколо Макиавелли (1469 -1527) - крупнейший политический мыслитель эпохи, его произведения "Государь" и "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия". Концепция человеческой природы и роль интереса в индивидуальной и общественной жизни по Макиавелли. Концепция фортуны как социальной необходимости. Обоснование необходимости сильного светского государства в Италии в условиях её политической раздробленности. Соотношение религий, морали и политики и проблема макиавеллизма Сам. работа 3 6 ОПК-3, ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.25. Джамбаттиста Вико. (1668-1744 гг.) и его теория круговорота в истории. Проблема исторического языка. Философский эклектизм Вико. Использование его идей в философии истории ХХ века (Шпенглер, Тойнби, Коллингвуд и др.). Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.26. Джамбаттиста Вико. (1668-1744 гг.) и его теория круговорота в истории. Проблема исторического языка. Философский эклектизм Вико. Использование его идей в философии истории ХХ века (Шпенглер, Тойнби, Коллингвуд и др.). Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.27. Джамбаттиста Вико. (1668-1744 гг.) и его теория круговорота в истории. Проблема исторического языка. Философский эклектизм Вико. Использование его идей в философии истории ХХ века (Шпенглер, Тойнби, Коллингвуд и др.). Сам. работа 3 6 ОПК-3, ОПК-4, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 1. От древнего мира до эпохи просвещения : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6ABD6C1A-A2C5-4F9B-B75D-802C7016B0E5
Л1.2 под ред. А. С. Колесникова История философии : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, , 2016 Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/698137A0-D064-4938-8078-F56BFACB1995.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Набиев Р. А. Власть и религиозное возрождение: Казань: Издательство Казанского университета, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Долгов К. М. Гуманизм, Возрождение и политическая философия Никколо Макиавелли: Научные монографии Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э2 Поисковая система «Google» www.google.ru
Э3 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э4 ЭБС «Лань» www.lanbook.ru
Э5 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э6 Социальные и аксиологические аспекты философии Возрождения portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ - http://www.library.ru/
Поисковая система «Google» - https://www.google.ru/
ЭБС АлтГУ - http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань» - http://www.lanbook.ru
Университетская библиотека ONLINE - http://www.biblioclub.ru
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.