Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 4 |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в гуманитарных науках |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИвГН-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 61 | 61 | 61 | 61 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 4
Протокол от 08.06.2020 г. № 15
Заведующий кафедрой Владимиров В.Н.
1.1. | Изучение технотронных документов и архивов с позиций современного документоведения и архивоведения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-1 | способность использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий |
ПК-24 | способность готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | историю создания и различные сферы деятельности государственных и ведомственных технотронных архивов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать основные положения законодательных и нормативно-методических документов, регламентирующих хранение электронных документов применительно к конкретным объектам различных архивных уровней; осуществлять комплектование архивов различных уровней электронными документами; применять систему общих и специфических критериев экспертизы ценности электронных документов; создавать систему учетного и научно-справочного аппарата электронных архивов, организовать электронный архив предприятия (учреждения) на основе современного законодательства и методической базы; применять современные информационные технологии в деятельности электронных архивов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - реферирования и аннотирования научной литературы по теме; - разрабатывания локальных нормативных актов и нормативно- методических документов (положения, инструкции и т.д.) в области электронного архивного дела; - создания справочно-информационных средств к документам электронного происхождения; - организовывать работу архивного хранения электронных документов; - организации, хранения,комплектования, учета и использования электронных документов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. ТЕХНОТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ: ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ. | ||||||
1.1. | Технотронный документ: основные понятия и существующие терминологические проблемы в сфере документоведения. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-24 | Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Правовые аспекты технотронных документов. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-24 | Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Нормативно –правовые проблемы в области технотронных архивов. | Лабораторные | 5 | 4 | ОПК-1, ПК-24 | Л1.2 |
1.4. | Нормативно –правовые проблемы в области технотронных архивов. | Сам. работа | 5 | 12 | ОПК-1, ПК-24 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ КАК ОБЪЕКТОВ АРХИВНОГО ХРАНЕНИЯ | ||||||
2.1. | Классификация и систематизация электронных документов в архивоведческой практике | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-24 | Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Вопросы комплектования государственных архивов электронными документами | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-24 | Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Экспертиза ценности электронных документов. | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-24 | Л1.2 |
2.4. | Экспертиза ценности электронных документов. | Сам. работа | 5 | 12 | ОПК-1, ПК-24 | Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Организация системы научно-справочного аппарата к электронным документам в государственных архивах | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-24 | Л1.2 |
2.6. | Организация системы научно-справочного аппарата к электронным документам в государственных архивах | Лабораторные | 5 | 4 | ОПК-1, ПК-24 | Л2.1, Л1.2 |
2.7. | Организация использования аудиовизуальных документов в архивах | Лабораторные | 5 | 4 | ОПК-1, ПК-24 | Л1.2 |
2.8. | Обеспечение сохранности аудиовизуальных документов в государственных архивах | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-24 | Л1.2 |
2.9. | Организация системы научно-справочного аппарата к электронным документам в государственных архивах | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-1, ПК-24 | Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ АРХИВЫ | ||||||
3.1. | Специализированные аудиовизуальные архивы: история создания | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-24 | Л2.1, Л1.2 |
3.2. | История создания специализированных архивов в России | Лабораторные | 5 | 4 | ОПК-1, ПК-24 | Л1.2 |
3.3. | История создания специализированных архивов в России | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-1, ПК-24 | Л1.2 |
3.4. | Проекты создания электронных архивов в России и за рубежом. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-24 | Л1.2 |
3.5. | История создания специализированных архивов в России | Лабораторные | 5 | 4 | ОПК-1, ПК-24 | Л1.2 |
3.6. | Технические средства оцифровки различных видов архивных документов | Сам. работа | 5 | 7 | ОПК-1, ПК-24 | Л2.1, Л1.2 |
3.7. | Форматы графических файлов и файлов мультимедиа в аудиовизуальных архивах | Лабораторные | 5 | 6 | ОПК-1, ПК-24 | Л1.2 |
3.8. | Форматы графических файлов и файлов мультимедиа в аудиовизуальных архивах | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-1, ПК-24 | Л1.2 |
Раздел 4. ЭЛЕКТРОННЫЕ АРХИВЫ | ||||||
4.1. | Зарубежный опыт организации электронных архивов | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-24 | Л1.2 |
4.2. | Зарубежный опыт организации электронных архивов | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-1, ПК-24 | Л1.2 |
4.3. | Организация электронных архивов(Европейский опыт) | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-24 | Л1.2 |
4.4. | Организация электронных архивов(Европейский опыт) | Сам. работа | 5 | 5 | ОПК-1, ПК-24 | Л1.2 |
4.5. | Организация электронных архивов (опыт стран СНГ) | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-24 | Л2.1, Л1.2 |
4.6. | Организация электронных архивов (опыт стран СНГ) | Сам. работа | 5 | 5 | ОПК-1, ПК-24 | Л1.1, Л1.2 |
4.7. | Обеспечение сохранности электронных документов в государственных архивах | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-24 | Л1.2 |
4.8. | Организация использования электронных документов в архивах | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-24 | Л1.2 |
4.9. | Экспертиза ценности электронных документов. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-24 | Л1.2 |
4.10. | Экзамен | 5 | 27 | ОПК-1, ПК-24 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Правовое регулирование юридической силы ЭД в нашей стране и за рубежом. Законодательные акты России о электронных документах, электронных архивах. Нормативное регулирование государственными стандартами России создания, хране-ния, использования информации в электронном виде. Права собственника информационных ресурсов. Документ на электронном носителе, электронный документ (ЭД), понятия «МЧД», «ДМН», электронная цифровая подпись, электронный ресурс их нормативно закреп-ленные дефиниции. Юридическая сила документа на машинном носителе, полученного из информацион-ной системы, электронного документа. Реквизиты документа на электронном носителе. Метаданные: понятие, характеристика, порядок формирования, использования. Хранилища электронных документов в ведомственных и негосударственных архивах. Хранилища электронных документов в государственных архивах. Использование отдельных электронных носителей, территориально размещенные хра-нилища. Современные классификации машиночитаемых документов. Значение классификации. Единицы классификации электронных документов . Классификация документов на электронных носителях в пределах архива. Классификация документов на электронных носителях в пределах архивного фонда. Проблема экспертизы ценности и отбора на хранение машиночитаемых документов. Критерии экспертизы ценности электронных документов. Единица хранения, единица учета электронных документов, аутентичность электрон-ных документов Методики идентификации и аутентификации документов на элек-тронных носителях Факторы, влияющие на сохранность ЭД. Нормативные условия хранения ЭД. Защита от вредоносных компьютерных программ. Защита от несанкционированного доступа. Проблемы обеспечения сохранности ЭД. Конвертирование данных в новые версии программы. Обучение персонала. Проблема миграции электронных документов в програмно независимые форматы – страховые форматы. пользовательские форматы Проблемы учета ЭД. Порядок учета электронных документов и операции по их записи на электронные носители. Цели применения технологии оцифрования, этапы перевода документов на традици-онных носителях в электронную форму. Оцифрование и микрофильмирование: достоинства и недостатки технологии. Технологии оцифрования при создании страхового фонда и фонда пользования. Технологии электронной реставрации изображений документов Особенности описания ЭД. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение (ФОС) ФОС размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2794 |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гринберг, А.С., Н.Н. Горбачев ; О.А. Мухаметшина | Документационное обеспечение управления: | Москва : Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Чекрыжова О.И. | Технотронные документы и архивы: учебное пособие | , 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики; [авт.-сост.: В. Н. Владимиров и др.] | Документоведение и архивоведение (дисциплины базовой части профессионального цикла): учеб. пособие для бакалавров по направлению 46.03.02 | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Технотронные документы и архивы" | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Университеская библиотека online | www.biblioclub.ru | ||
Э3 | Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" | e.lanbook.com | ||
Э4 | Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) | www.rusarchives.ru | ||
Э5 | Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД) | www.rusarchives.ru | ||
Э6 | Официальный сайт РГАНТД | rgantd.ru | ||
Э7 | Портал «Архивы России» | www.rusarchives.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Предлагаемый курс должен обеспечить слушателей теоретической базой и практическими умениями и навыками в рамках изучаемой дисциплины «Технотронные документы и архивы». Курс состоит из лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студента. Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекции, практические занятия, самостоятельные занятия. В процессе работы над курсом используются: графические материалы, наглядные материалы представляемые в виде раздаточного материала или в ЭУМКД при самостоятельном освоении тем. В лекциях рассматриваются необходимые теоретические материалы, законодательную и нормативную базу изучаемых вопросов а так же приводятся практические примеры, представляющие практику. Достаточно широко освещается имеющийся зарубежный опыт, постоянно, однако, сопоставляя его с возможностями применения в российских условиях. Российский опыт в лекциях рассматривается в динамике хронологического перехода от досоветского периода к советской практики и проблематики к современности. Практические занятия организуются для закрепления лекционного материала в ходе их проведения используются активные формы, предполагающие значительную работу студентов с конкретными документами и выполнение определенных видов работ в том числе с документами для выработки практических умений и навыков работы. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил: – внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами; – найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе; – после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки; – продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов; – продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы. Самостоятельная подготовка студентов базируется на изучении рекомендованной по курсу литературы, законодательных актов, нормативных материалов. В процессе изучения курса студенты должны обратить внимание на изучение основных понятий, общих закономерностей и тенденций развития в рамках изучаемой дисциплины. Самостоятельная работа выполняется в удобное для студента время, представляется преподавателю и обсуждается в ходе практических занятий и консультаций. Данный формат предусматривает большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля. Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции. При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо проработать информационный материал по дисциплине. Вопросы теста отражают материал лекций, практических занятий и заданий для самостоятельной работы. Тест выполняется в текстовом варианте. При выполнении теста, следует внимательно и до конца прочитать вопрос/задание и предлагаемые варианты ответов в соответствии с ними. Выбрать правильные (их может быть несколько). Обязательно нужно оставить время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок. Готовиться к экзамену необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к экзамену простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений. На экзамене требуется ответить на два вопроса, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 40 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета. |