МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Элементы воинской ментальности в цивилизациях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильСоциально-аксиологический
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_ФС-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 62
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 38 38 38 38
Сам. работа 62 62 62 62
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Элементы воинской ментальности в цивилизациях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.01 Философия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №167)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать студентам базовые знания о современных тенденциях социально-философского исследования цивилизаций и специфике воинской ментальности в различных цивилизациях

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем: социальной философии (сущность, структура и функционирование общества, механизмы и формы социальных изменений, принципы исторической типологии общества)
ПК-1 способностью пользоваться в процессе научно-исследовательской деятельности базовыми философскими знаниями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- концептуальные основы философствования;
- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации;
- специфику социально-философского познания.
- критерии истины в социальной философии;
- знать основания социокультурного взаимодействия;
- об индивидуальном и коллективном бессознательном как мотивации социальных действий;
- основные подходы к определению понятия «цивилизация»;
- основные варианты классификации цивилизаций;
- основные особенности и закономерности генезиса и трансформации цивилизаций;
- основные варианты сценариев будущего сосуществования цивилизаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать первоисточники в образовательном процессе;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления;
- выявлять специфические особенности основных цивилизаций (европейской, исламской, буддийской, латиноамериканской, индийской и т.д.);
- определять основные особенности и выявить основные закономерности генезиса и трансформации цивилизаций;
- выявлять основы и специфику взаимодействия цивилизаций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками аналитической оценки социально-философского материала;
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам специфики и взаимодействия различных цивилизаций;
- навыками сравнительного анализа основных цивилизаций, а также их взаимодействия и этапов развития.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблема определения и классификации цивилизаций
1.1. Проблема определения и классификации цивилизаций Лекции 5 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.2. Проблема определения и классификации цивилизаций Сам. работа 5 4 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.3. Цивилизации и война Лекции 5 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.4. Цивилизации и война Практические 5 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.5. Цивилизации и война Сам. работа 5 6 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.6. Специфика европейской цивилизации и её отношение к войне Практические 5 4 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.7. Специфика европейской цивилизации и её отношение к войне Сам. работа 5 6 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.8. Специфика латиноамериканской цивилизации и её отношение к войне Практические 5 4 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.9. Специфика латиноамериканской цивилизации и её отношение к войне Сам. работа 5 6 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.10. Специфика индийской цивилизации и её отношение к войне Практические 5 4 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.11. Специфика индийской цивилизации и её отношение к войне Сам. работа 5 4 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.12. Специфика буддистской цивилизации и её отношение к войне Практические 5 4 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.13. Специфика буддистской цивилизации и её отношение к войне Сам. работа 5 6 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.14. Специфика исламской цивилизаций и её отношение к войне Практические 5 6 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.15. Специфика исламской цивилизаций и её отношение к войне Сам. работа 5 8 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.16. Специфика дальневосточной цивилизации и её отношение к войне Практические 5 4 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.17. Специфика дальневосточной цивилизации и её отношение к войне Сам. работа 5 6 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.18. Генезис и трансформация цивилизаций Лекции 5 4 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.19. Генезис и трансформация цивилизаций Сам. работа 5 4 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.20. Взаимодействие цивилизаций (прошлое и современность) Практические 5 6 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.21. Взаимодействие цивилизаций (прошлое и современность) Сам. работа 5 6 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.22. Сценарии будущего сосуществования цивилизаций Практические 5 4 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.23. Сценарии будущего сосуществования цивилизаций Сам. работа 5 6 ОПК-3, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. И. Липский, Б. В. Марков. Философская антропология. Социальная философия : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9B7FB087-3482-48B5-95D8-6A2A04CD67AA
Л1.2 Бажуков, В. И. Социальная и культурная антропология : учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/52565F7E-5B1C-419F-8E6A-C1213D5CCA24
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ивин А. А. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.2 Лавриненко В.Н. - Отв. ред. ФИЛОСОФИЯ В 2 Т. ТОМ 2 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 7-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
Л2.3 Гобозов И.А. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 Библиотека по философии. lib.ru
Э4 Сайт «Философы древности». www.philosoma.ru
Э5 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э6 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э7 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э8 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э9 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э10 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э11 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э12 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э13 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э14 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.